Лечить, учить, мочить или опираться?

С позиций гештальт-терапии невроз - это нарушение творческого приспособления организма к среде.

Интересно, если сторонники прежнего строя - социалистического, не могут приспособиться к новому - рыночному, то как можно посмотреть на этот феномен дезадаптивности?

Как на проблему, от которой нужно лечить? Учить справляться с фантомными болями и затянувшимся на тридцать три года пост-травматическим стрессом?

Или как-то изолировать от общества, как потенциально опасный элемент?

А может, чему-то научиться у этих страдальцев? Чему? Например, тому, какими могут быть границы души - по размерам когда-то единой страны. А распад приводит к душевным болям, словно от потери конечностей. Если понять как возникла эта идентификация с единой страной и социальным строем, это можно использовать для формирования сторонников нового строя и новых границ страны.

А как возникла такая идентификация у меня?

С детства рассказы мамы о дедушке Ленине и о коммунизме. Ещё до школы мечтал стать строителем коммунизма.

Рассказы о героях Великой Отечественной - защищавших не Россию (!) а единую советскую Родину.

О Космосе. О «вкалывают роботы - счастлив человек». О желании накормить, обучить и вылечить людей всей планеты.

Это стало кодом нормальности. А то, что пришло с конца восьмидесятых и почти за сорок лет развернулось вокруг стало восприниматься как зазеркалье. Как ненормальный больной мир.

А больное существо хочется вылечить.

Так кто же здесь пациент? Страдающие фантомными болями, или «новый» мир?..

Хорошо бы понять, как соотносится «объективная» - как бы независимая от выбора человека фантомная боль с выбором человека не примиряться со случившимся.

А если не примиряются осознанно - что это за высказывание в мир - верните как было? Или - давайте вернём социализм 2.0 в новых условиях?

Возможно, ещё уцелевшие страдальцы в будущем могут сыграть какую-то роль для возвращения социализма?

Время покажет. А лечить, учить, мочить или опираться на этих людей - зависит от их выбора и настроя правителей.


Рецензии