Лучшее кино США и Великобритании
***
Помню, как в молодые годы я рассматривал в книжках про западное кино кадры из фильмов «Дилижанс», «Сокровища Сьерра-Мадре») и «Касабланка», не предполагая, что когда-нибудь не только посмотрю эти фильмы, но и буду хранить их у себя дома.
Изначально в свою коллекцию американского кино я отбирал фильмы, включённые в США в национальный реестр. Не попали в неё фильмы про Супермена, Бэтмена, Человека-паука, а также про привидения, психопатов, педиков, умственно неполноценных, больных СПИДом и вообще про смертельно больных, поскольку я и без того никогда не забываю надолго о смерти. Потом коллекция стала пополняться сама собой за счёт фильмов нравящихся мне режиссёров и актёров, лауреатов и номинантов «Оскара» и BAFTA, победителей в Каннах и Венеции и т. п.
Из американских режиссёров мне ближе всего Вуди Аллен («Пурпурная роза Каира», «Дни радио», «Пули над Бродвее6м», «Проклятие нефритового скорпиона», «Энни Холл», «Манхэттен») и Роберт Олтмен («Короткий монтаж», «МЭШ», «Госфорд-парк», «Канзас-сити», «Компаньоны», «МакКейб и миссис Миллер»).
Также по несколько запомнившихся мне фильмов сняли:
Александр Пейн: «На обочине», «Небраска», «Потомки».
Альфред Хичкок: «Птицы», «Головокружение», «К северу через северо-запад», «Окно во двор».
Говард Хоукс: «Рио Браво», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Глубокий сон», «Иметь и не иметь».
Джон Форд: «Дилижанс», «Моя дорогая Клементина», «Искатели», «Сержант Йорк», «Его девушка Пятница», «Как зелена была моя долина», «Как был завоёван Запад».
Джоэл и Итан Коэны: «О, где же ты, брат?», «Железная хватка» (ремейк «Настоящего мужества» Генри Хэтэуэя), «Старикам тут не место», «Игры джентльменов» (настоящее название «Убийцы леди»),
Джон Хьюстон: «Мальтийский сокол», «Сокровища Сьерра-Мадре», «Ки-Ларго», «Асфальтовые джунгли», «Ночь игуаны».
Клинт Иствуд: «Малышка на миллион», «Мосты округа Мэдисон», «Флаги наших отцов», «Письма с Иводзимы».
Мартин Скорсезе: «Алиса здесь больше не живёт», «Таксист», «Славные парни», «Эпоха невинности», «Банды Нью-Йорка», «Отступники», «Остров проклятых», «Волк с Уолл-стрит», «Ирландец».
Роберт Земекис: «Форест Гамп», «Назад в будущее».
Сидни Люмет: «12 разгневанных мужчин», «Собачий полдень», «Серпико».
Стенли Крамер: «Угадай, кто придёт к обеду», «Оклахома как она есть», «Нюрнбергский процесс», не говоря уж о «Безумном, безумном, безумном мире», который мне, правда, не очень нравится.
Стивен Спилберг: «Амистад», «Терминал», «Империя солнца», «Война миров», «Шпионский мост», «Челюсти», «Тесные контакты третьей степени».
Фред Циннеман: «Отсюда и в вечность», «Ровно в полдень», «Человек на все времена».
Фрэнк Капра: «С собой не унесёшь», «Мистер Смит едет в Нью-Йорк» «Эта замечательная жизнь».
Фрэнсис Форд Коппола: «Разговор», «Апокалипсис 20 века» «Пегги Сью вышла замуж».
***
Память работает своеобразно. Актёра я, как правило, запоминаю в том случае, если он сыграл яркую роль в одном или нескольких заинтересовавших меня фильмах. Но, например, Эмму Томпсон и Алана Рикмана я запомнил по первой увиденной роли (в «Реальной любви»), как и Киарана Хайнса (в «Мисс Петтигрю живёт одним днём»). Николь Кидман, которую я уже знал по имени, узнавать в фильмах научился далеко не сразу, а сейчас вот, хорошо помня её внешность, с трудом вспомнил имя-фамилию и фильмы, где она играла. Томми Ли Джонса долго путал с Билли Бобом Торнтоном, Бреда Питта – с Леонардо ди Каприо и Томом Крузом, а Риз Уизерспун и Скарлетт Йоханссон и теперь не уверен, что узнаю в лицо в незнакомом фильме.
Вот те, кого я на СЕГОДНЯ так или иначе помню:
Алан Алда: «МЭШ» (сериал), «Чего хотят женщины», «Загадочное убийство на Манхэттене».
Алан Рикман: «Крепкий орешек», «Реальная любовь», «Барчестерские хроники».
Аль Пачино: «Крёстный отец», «Собачий полдень», «Лицо со шрамом», «Запах женщины».
Бетт Мидлер: «Большой бизнес», «Утопим Мону», «Клуб первых жён».
Билли Боб Торнтон: «Человек, которого не было», «Плохой Санта», «Реальная любовь».
Брюс Уиллис: «Крепкий орешек-1, 2, 3», «Девять ярдов» и «Десять ярдов», «Последний бойскаут», «Смерть ей к лицу».
Ван Хеффлин: «Шейн», «В 3.10 на Юму».
Виола Дэвис: «Ограды», «Прислуга».
Генри Фонда: «12 разгневанных мужчин», «Случай в Окс-Боу», «Моя дорогая Клементина», «На золотом пруду».
Гленн Форд: «Овцевод», «В 3.10 на Юму».
Гэри Олдмен: «Претендент», «Шпион, выйди вон».
Дайан Китон: «Любовь и смерть», «Дни радио», «Энни Холл», «Загадочное убтсьвол на Манхэттене», «Манхэттен», «Любовь по правилам и без».
Дастин Хоффман: «Человек дождя», «Тутси», «Маленький большой человек», «Крамер против Крамера», «Марафонец», «Смерть коммивояжёра».
Джейми Ли Кертис: «Рыбка по имени Ванда», «Правдивая ложь», «Утопим Мону».
Джек Николсон: «Лучше не бывает», «Любовь по правилам и без», «Пролетая над гнездом кукушки», «О Шмидте».
Джим Картер: «Аббатство Даунтон» (сериал», «Крэнфорд» (сериал), «Убийства в Оксфорде». «Безумие короля Георга».
Джин Хэкман: «Разговор», «Миссисипи в огне», «Враг государства», «Непрощённый».
Джоан Аллен: «Плезантвиль», «Претендент».
Джуди Денч: «Чай с Муссолини», «Леди в лиловом», «Крэнфорд» (сериал).
Джулия Робертс («Красотка», «Эрин Брокович», «Дело о пеликанах», «Есть о чём поговорить», «Сбежавшая невеста», «Теория заговора», «Любимцы Америки».
Дензел Вашингтон «Ограды», «Дежа вю», «Тренировочный день».
Джеймс Стюарт: «Головокружение», «Окно во двор», «Анатомия убийства».
Джефф Дэниэлс: «Плезантвиль», Редакция новостей» (сериал),«Пурпурная роза Каира», «Дни радио», «Тупой и ещё тупее», «Доброй ночи и удачи».
Джордж Клуни: «Доброй ночи и удачи», «Сириана», «Мартовские иды».
Джуди Денч: «Чай с Муссолини», «Комната с видом», «Крэнфорд» (сериал), «Гордость и предубеждение».
Дэнни де Вито: «Утопим Мону», «Близнецы», «Хоффа», «Достать коротышку».
Кевин Кляйн: «Рыбка по имени Ванда», «Я люблю тебя дос смерти».
Кевин Спейси: «Планета Ка-Пэкс», «Американцы» («Гленгарри Глен Росс»), «Подозрительные лица», «Полночь в саду добра и зла», «Красота по-американски».
Киаран Хайндс: «Мисс Петтигрю живёт одним днём», «Мюнхен», «Шпион, выйди вон».
Колин Ферт: "Гордость и предубеждение", "Мамма миа!", "Лёгкое поведение", "Реальная любовь"
Кристин Скотт-Томас: «Четыре свадьбы и одно похороны», «Госфорд-парк», «Я так давно тебя люблю».
Кэри Грант: «Его девушка Пятница», «Филадельфийская история», «Она обошлась с ним нечестно».
Кэтрин Хэпбёрн: «На золотом пруду», «Филадельфийская история», «Угадай, кто придёт к обеду».
Майкл Гэмбон: «Повар, вор, его дена и её любовник», «Госфорд-парк», «Король говорит».
Миа Фэрроу: «Пурпурная роза Каира», «Дни радио».
Морган Фримен: «Шофёр мисс Дейзи», «Малышка на миллион», «Эван Всемогущий», «Амистад».
Мэгги Смит: «Чай с Муссолини», «Аббатство Даунтон» (сериал), «Одинокая страсть Джуди Херн», «Путешествие с моей тётей», «Калифорнийский номер».
Мэг Райан: «Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэттле», «Кейт и Лео», «Вам письмо».
Мэрил Стрип: «Компаньоны», «Женщина французского лейтенанта», «Из Африки», «Силквуд», «Маньчжурский кандидат», «Смерть ей к лицу», «Дьявол носит прада».
Мэрилин Монро: «Джентльмены предпочитают блондинок», «Некоторые любят погорячее», «Зуд седьмого года».
Николас Кейдж: «Телохранитель Тесс», «Во власти луны», «Пегги Сью вышла замуж», «Что скрывает ложь».
Николь Кидман: «С широко закрытыми глазами», «Часы», «Другие», «Догвилль».
Риз Уизерспун: «Плезантвиль», «Ярмарка тщеславия».
Роберт де Ниро: «Крёстный отец», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Охотник на оленей», «Однажды в Америке», «Таксист», «Однажды в Голливуде», «Славные парни».
Род Стайгер: «Полуночная жара», «Ватерлоо», «Кулак».
Роуэн Аткинсон: «Мистер Бин», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Реальная любовь», «Тонкая голубая линия» (сериал».
Сандра Буллок: «Скорость», «Предложение», «Мисс Конгениальность», «Невидимая сторона»», «Столкновение», «Гравитация», «Пока ты спал».
Сидней Пуатье: «Угадай, кто придёт к обеду», «Полуночная жара».
Сильвестр Сталлоне: «Кулак», «Рэмбо: первая кровь» (ужас!).
Скарлетт Йоханссон: «Человек, которого не было», «Вики Кристина Барселона».
Спенсер Трейси: «Нюрнбергский процесс», «Угадай, кто придёт к обеду».
Тим Рот: «Четыре комнаты», «Криминальное чтиво», «Легенда о пианисте».
Томас Митчелл: «Дилижанс», «Ровно в полдень».
Том Круз: «Человек дождя», «Война миров».
Том Хэнкс: «Неспящие в Сиэтле», «Терминал», «Форрест Гамп», «Костры амбиций».
Томми Ли Джонс: «В долине Эла», «Линкольн», «Люди в чёрном», «Старикам тут не место».
Уолтер Бреннан: «Рио-Браво», «Сержант Йорк».
Фрэнсис МакДорманд: «Мисс Петтигрю живёт одним днём», «Северная страна», «Три биллборда на въезде в Эббинг», «Земля кочевников».
Хелен Миррен: «О, счастливчик!», «Калигула», «Девушки с календаря», «Госфорд-парк», «Королева», «Повар, вор, его жена и её любовник», «Елизавета», «Королева», «Глаз в небе», «Голда – судный день».
Хелен Хант: «Лучше не бывает», «Чего хотят женщины», «Сеансы» («Суррогат»), «Проклятие нефритового скорпиона», «Без ума от тебя» (сериал). .
Хелена Бонем-Картер: «Говардз-энд», «Корона», «Король говорит», «Крылья шлщдубки».
Хэмфри Богарт «Касабланка», «Мальтийский сокол», «Глубокий сон», «Иметь и не иметь».
Хью Грант: «Ноттинг-Хилл», «Реальная любовь», «Четыре свадьбы и одни похороны».
Чезз Пальминтери: «Пули над Бродвеем», «Подозрительные лица».
Ширли МакЛейн: «Стальные магнолии», «Телохранитель Тесс».
Ширли Хендерсон: «Укрощение строптивой (в мини-сериале «Шекспир на новый лад»), «Мисс Петтигрю живёт одним днём».
Шон Пенн: «Однажды в Голливуде», «Вся королевская рать».
Элизабет Макговерн: «Аббатство Даунтон» (сериал), «Однажды в Америке».
Эмма Томпсон: «Реальная любовь», Говардз-энд», «Друзья Питера».
Эмили Мортимер: «Редакция новостей» (сериал), «Чисто английские убийства» (сериал), «Ноттинг-Хилл», «Остров проклятых».
Энди Макдауэлл: «Четыре свадьбы и одни похороны», «Секс, ложь и видео», «День сурка», «Город и деревня».
***
От некоторых фильмов сперва вспоминается общее впечатление, а уж потом актёры или режиссёр. Из таких мне сейчас пришли на память три:
«Настоящее мужество» - вестерн с Джоном Уэйном и Ким Дарби, снятый Генри Хэтэуэем в 1969 году; в 2010 году братья Коэны сняли не уступающий по качеству ремейк «Железная хватка».
«Филадельфийская история» – качественный ромком Джорджа Кьюкора с Джеймсом Стюартом, Кэтрин Хэпбёрн и Кэри Грантом (1940) – о женщине, не желавшей прощать другим ни малейшей оплошности, пока сама не попала в пикантную ситуацию. В 1956 году Чарльз Уолтерс сделал ремейк под названием «Высшее общество», где вместо колоритной Хэпбёрн играла бесцветная Грейс Келли, а мужские роли исполнили певцы Фрэнк Синатра и Бинг Кросби; получилась оперетка.
«Напряжённая атмосфера» - британская комедия Джека Голда, экранизация рассказа П. Г. Вухауза с Питером О’Тулом в роли лорда Эмсфорда, Ричардом Бриерсом в роли дяди Галли и Джуди Парфитт в роли тёти Констанс.
Свидетельство о публикации №224061401033