Пушкин Онегин Таня Агафон

Не оглядывайся по сторонам на порочную мораль других,
а иди прямо по линии, не отклоняясь от нее.
— Марк Аврелий, Размышления, IV.18

Продолжение темы «Пушкин Татьяна и суженный юный трагик Агафон»  Поль Чтецкий  http://proza.ru/2023/05/31/269

Пушкин, превратив  классическую поэму сатиры нравов в роман о стихосложении,  диалоге жанров  и модернизации лит. языка,  со второй главы центром фабулы и бедного сюжета сделал Татьяну – деву  в стадии только что созревшей для половой жизни, перешедшей в неумный гон невестизации, выбора полового партнера и вызванного этим невроза потребностей любви с онегоманией в схолии

Описывая истому Тани  и ее невротические припадки, Пушкин подверг несчастную  испытаниям жития по приметам и итогам гаданий (чему сам был страстный поклонник, изувер и суевер)
Так в гаданиях на святки:
VII.
Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
VIII.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
„Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!“ Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.29
IX.
Морозна ночь; всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя?30 Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Пушкин, издевательски  подсунул Татьяне Агафона 
Естественно предположить, что Пушкин из многих Агафонов и Агатонов выбрал поэта. Наиболее известен этот:
Агафон (/;;;;;;н/; древнегреческий: ;;;;;;; гр. 448 – Си. 400 до н. э.) был  Афинским  трагическим  поэтом, чьи произведения были утеряны. Он наиболее известен своим появлением на Симпозиуме (Пире) Платона, в котором описывается банкет, устроенный в честь получения им приза за его первую трагедию в Ленайе в 416 году
Он также является выдающимся персонажем комедии Аристофана "Тесмофориазусы". Агатон был сыном Тисамена,[2] и любовником Павсания, с которым он появляется как в "Симпозиуме", так и в "Протагоре"  Платона
Аристотель говорит нам в "Поэтике" (1456a), что персонажи и сюжет его "Антоса" были оригинальными, а не следуя афинской драматической ортодоксии, заимствованными из мифологических или исторических сюжетов.[4] Агатон также был первым драматургом, написавшим хоровые партии, которые, по-видимому, были независимы от основного сюжета его пьес.
Платон изображает Агатона красивым молодым человеком, хорошо одетым, с отточенными манерами, за которым ухаживают благодаря моде, богатству и мудрости Афин, и который с легкостью и изысканностью проявляет гостеприимство. Эпидеиктическая речь во славу любви, которую Агатон произносит на Симпозиуме, полна красивых, но искусственных риторических выражений.
Необычайная физическая красота Агатона неоднократно упоминается в источниках; историк У. Рис Робертс отмечает, что "; ;;;;; ;;;;;; (хо калос Агатон) стало почти стереотипной фразой".[5] Наиболее подробное сохранившееся описание Агатона содержится в "Тесмофориазах", в котором Агатон предстает в виде бледного, гладко выбритого молодого человека, одетого в женскую одежду.
 Агатона высмеивают в Thesmophoriazousae не только за его пресловутую женственность, но и за вычурность его одежды: "кажется, он считает себя, во всем своем элегантном наряде, соперником древнеионийских поэтов, возможно, даже самого Анакреонта

Из этого справочного описания Агатоши  (см. оригинадл en.wikipedia.org›wiki/Agathon) мы можем заключить:
- Агафон был геем или, точнее,  адептом греческой мужской  любви, в которой судя по женским одеждам и подчеркнутой женственности в поведении и манерах,  в гомосексе был пассивным партнером = женщиной 
- крайнен важно для темы проблем психостатуса Татьяны , что  (см. https://studfile.net/preview/9592564/page:3/ )  «Речь Агафона посвящена совершенству Эрота: Эрот - самый красивый, совершенный и блаженный из богов; он ненавидит старость и бежит от неё, однако с молодыми он неразлучен; он вечно молод и нежен, живя в мягких душах богов и людей; натыкаясь на грубость какой-либо души, Эрот навсегда её покидает. Бог этот необычайно красив. Кроме невероятно прекрасной наружности, Эрот славен своими добродетелями: он справедлив, рассудителен, поистине храбр, наделён мудростью. Он в высшей степени поэт и способен сделать поэтом любого другого. Любовь Агафон называет первопричиной многих благ божественных и людских, каких до него не было. Как апофеоз его речи звучит хвала Эроту:- Речь Агафона вызвала абсолютное одобрение у собравшихся. Сократ, который должен продолжить беседу своим монологом, признал свой некоторый словесный тупик, оценивая прозвучавшую речь достойной пылкости уст «великого говоруна» Горгия. Сократ несколько саркастически отмечает: «… уменье произнести прекрасную похвальную речь состоит … в том, чтобы приписать предмету как можно больше прекрасных качеств, не думая, обладает он ими или нет». 
Важно, что речь Агафона  была много позже после речи его любовника Павсания, которая конспективно была о двух Эротах. Федр говорит о том, что задача восхвалять Эрота была определена не совсем правильно, поскольку в действительности существует два бога любви, и сначала нужно определиться, кого именно хвалить. Павсаний говорит о том, что без Эрота нет Афродиты. А так как существует две Афродиты, то и Эротов тоже должно быть два. Есть старшая Афродита, которую все называют небесной; и есть младшая, являющаяся пошлой, говорит Павсаний. Значит, и Эротов, соответствующих каждой из богинь тоже должно быть два. Конечно, хвалы достойны все обитатели Олимпа, однако нужно знать, кого именно прославлять. Павсаний говорит о том, что Эрот «пошлой» Афродиты – это бог ничтожных людей, которые в большей степени любят тело, нежели душу, а также стремятся выбрать в качестве возлюбленных людей, глупее себя. И эти люди способны как на хорошие поступки, так и на дурные. А Эрот небесной Афродиты – покровитель тех, кто любит не только тело, но и душу. Павсаний говорит о том, что достойно любить того человека, который обладает прекрасными качествами. А угождать низкому человеку – безобразно. Кроме того, низок и тот влюбленный, который испытывает страсть только лишь к телу. Стоит отцвести внешней красоте, как все его чувства улетучиваются. Тот же, кто любит за нравственные качества, остается верным в течение всей жизни.
Характеристика Агафона в книге Дебры Нейлз «Люди Платона: просопография Платона и других сократиков» (https://vk.com/wall-95211955_33137) :
« Агафон Афинский, сын Тисамена  возлюбленный Павсания , трагический поэт

Жизнь.  Ничто из того, что нам известно об Агафоне, не  противоречит тому, что во время действия платоновского Протагора он действительно был юношей (neon... meirakion), вероятно, благородного  происхождения и приятной  наружности;  в диалоге  он  возлежит  с Павсанием  на  одной из скамеек, расставленных вокруг Продика. Лэм (Lamb 1925: 78) считает, что Агафон родился «около 447 г.», видимо, основываясь на том, что он написал  трагедию, за  которую  получил  первое  место, примерно  в тридцатилетнем  возрасте. Вероятно, он  прав, хотя  описание  Аристодемом Агафона  как  neaniskos в 416 г. (Smp.  198а)  могло  бы  сдвинуть дату  не­много вперед. Терминология касательно юношей и молодых мужчин, как тогда, так и сегодня, имеет такое же отношение  к физической  развитости и внешности, как и к реальному возрасту. Если учесть, что Аристофан изображает Агафона  изящным  и женственным, тот мог и  впоследствии выглядеть моложе своих лет.

В историческом и литературном пространстве между действием Протагора и Пира Агафон появляется вместе с Павсанием в Пире Ксенофонта, состоявшемся в доме Каллия III в Пирее в августе 422 г. Основное действие платоновского Пира происходит в феврале 416 г., в год архонтства Эвфема (Ath. 216f—217b), когда Агафон впервые выиграл на состязании трагических поэтов (Smp.  173а) на Ленеях. То, что среди его домашних есть женщины (176е), говорит о том, что он, возможно, проживал с матерью и/или сестрами. Ни отец, ни братья не упомянуты и не принимают участия в празднестве.

В целом Платон изображает Агафона как положительного героя: в Пире он  с  готовностью  произносит  гостеприимные  слова  и  предлагает  место у стола  спутнику  Сократа,  Аристодему,  неприглашенному  гостю,  к тому же босоногому  и потрепанному,  «низшему», по его собственному  описанию (174е). Хотя Агафон — хозяин и принимает гостей на празднике у себя
дома, ему приятно не брать на себя роли симпозиарха и даже не надзирать за рабами  (175Ь). Его любовник —  по-прежнему  Павсаний. В заключении риторически отточенной речи Агафона (194е-197е) Сократ видит влияние Горгия (198с). Агафону удается бодрствовать всю ночь вместе с Сократом и Аристофаном (223с), тогда как другие ушли домой или заснули.

Анекдот  (Aristot.),  сообщающий,  что  Агафон  хвалил  защитительную речь  411  г. Антифонта  из  Рамнунта,  заставляет  Брауна  (OCD3) предполагать, что Агафон  был  «антидемократически  настроен». Возможно, это слишком поспешное суждение, учитывая, что речь утеряна и могла быть оценена с точки зрения формы, а не содержания. Аристотель подразумевает, что Агафон  —  исключительно  хороший  человек;  по  крайней  мере, Антифонт, на семнадцатом  году уже находящийся  под угрозой  смертной казни, очень высоко его ценит. Аристотель обсуждает трагедии Агафона в Поэтике, passim.

Несмотря на с виду успешную карьеру в Афинах, Агафон покинул Афины вместе с Павсанием и отправился к эллинизирующему двору печально известного Архелая Македонского, годы правления которого приходятся на 413-399 гг. Хендерсон (Henderson 2002: 28-9п9) называет в качестве даты отъезда Агафона 408 г. Безусловно, он уехал за некоторое время до появления в 405 г. Лягушек Аристофана, в которых Дионис признается: «Он уехал и покинул меня; тонкий поэт, которого очень не хватает его друзьям».
Действие драматической рамки Пира происходит весной 399 г., когда Агафон был на чужбине уже несколько лет (172с, & 172а schol.; cf. Gell. ;; 13.4 и Ael.), но еще до его смерти.

У Аристофана. Большую часть того, что мы знаем о трагедиях Агафона, мы заключаем  из описаний других авторов  и подражаний  его стилю: из его речи  в Пире, но гораздо  больше  из Аристофана, изображающего  его на пике славы в Афинах. Аристофан докучал Агафону злыми  пасквилями на протяжении всего 411 г. (Thesm.) и упомянул его снова в ±408 г. (Gery.)>
прежде чем отдать ему дань уважения в 405 г. (Ranae).

В начале  Женщин  на  празднике Фесмофорий  стареющему  Еврипиду угрожают смертным приговором собравшиеся вместе афинские жены; они злятся потому, что поэт открыл в своих пьесах их секреты их мужьям. Агафон, за которым следят издали, не смугл, не силен, без бороды (31-33; ср. 191-2), но он неразборчив в связях:
;ВРИ;ИД: Ты никогда его не видел?
РОДСТВЕННИК: Насколько я знаю, совсем никогда.
;ВРИ;ИД: Ну, ты наверняка с ним спал, хотя, возможно, и не знал, кто он такой.

Раб Агафона пародирует его стихи, в то время как родственник Еврипида продолжает отпускать шутки гомосексуального характера  (39-70); затем Агафон сам поет (101-29) с «азиатской изнеженностью и женственностью» (Henderson 2000: стр. 101;). Агафон хвалится тем, что, играя женщин, ему удается более реалистично писать о них: «Потому что каковы мы по природе, так нам и должно сочинять» (167, ;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;; ;; ;;;;;). Еврипид просит Агафона одеться в женскую одежду, проникнуть на женское собрание и защитить его. Хотя Агафон отказывается, тем не менее, он наблюдает за тем, как родственнику Еврипида бреют лицо и подпаливают волосы на лобке и предоставляет из собственного запаса бритву, наряд для праздника,  бюстгальтер, парик,  покрывало  и туфли, чтобы  родственник переоделся в них, прежде чем исчезнуть со сцены (265).

***

В диалогах  связь  Павсания  и  Агафона  s.v.  изображена  длительной — с 433/2 г. по 416 г. (время действия, соответственно, Prt  и Smp. — см. Прил. I).
В более ранней ситуации и Павсаний, и Агафон изображены возлежащими вместе с Продиком s.v. — софистом, которым Платон наиболее  последовательно восхищается (по сравнению с другими двумя). В 416 г. именно Павсаний, ссылаясь на похмелье после празднеств предыдущей ночи, предлагает отмечающим победу Агафона воздержаться от пьянства во вторую ночь (PL Smp. 176а). В своей речи он отстаивает точку зрения, что влюбленному нельзя ставить в вину экстравагантное поведение, невыносимое или презираемое с практической точки зрения, и что законы как божественные, так и афинские защищают влюбленных (182е-183с); а также специально отмечает верность благородного влюбленного (183е). У Ксенофонта в продолжительной речи Сократа о превосходстве духовного эроса над плотским Павсаний критикуется за защиту его собственной версии гомосексуализма, о котором он говорит: «самая доблестная армия должна состоять именно из влюбленных и их любимцев!»
«

Такие вот пироги на пирогах платоновских диалогов …

Зачем Пушкин подсунул Тане Агафона?   

Почему для суженного по итогам гадания он избрал женоподобного гея  да еще и не разборчивого в связях?

Но Таня чутьем русской души угадала неладное, в диалог с суженным Агафоном не вступила и пошла по тропе изваяния  пушкинского верного и милого Идеала  супружеской верности…
Через кошмар эротического сна с поножовщиной


Рецензии