Нарцисс Араратской Долины. Глава 140

Наверное, то лето 1997 года было самым беспечным в нашей истории, и многим стало казаться, что жить станет ещё лучше и ещё веселее. И журнал «Столица» был таким проводником глуповатого и немного снобского оптимизма; в нём не было никакой политики и серьёзных текстов; и этот журнал был весёлым и не агрессивным. И, наверное, единственное с чем этот журнал боролся, - это с огромным и несуразным памятником Петру Первому в центре Москвы, на Крымском Валу, под авторством Зураба Церетели. Многим москвичам этот огромный монумент сильно не нравился, был в нём некий абсурдизм и безвкусица. Лично я этот монумент воспринимал спокойно: я не страдал излишней утончённостью архитектурных чувств: ну, стоит Пётр и пусть стоит, во весь свой огромный рост. Можно было вместо Петра поставить восемь матрёшек или медведя с бочкой мёда. Времена были такие, и этот корабль с огромным царём-реформатором – есть памятник той ушедшей эпохе, нашим 90-ым: какие времена – такие и памятники. В эпоху товарища Сталина монументы возводились серьёзные и на долгие века; во времена Брежнева появилась некая авангардность и свободный маньеризм, - особенно в таких национальных республиках, как Армения и Грузия. Поэтому творчество Церетели можно вполне отнести к постсоветскому маньеризму. Москва же всё может переварить, - любой стиль, любое направление, и от этого она делается ещё красивее…

                К примеру, когда появился храм Василия Блаженного, то некоторым московитянам сие великое произведение зодчества тоже не очень глянулось. Иван Грозный велел всех недовольных горожан навечно сослать в недавно покорённую Казань; а двух же архитекторов этого храма велел ослепить, чтобы они больше ничего лучше этого не сумели построить. Может быть, это обычная городская легенда; и архитекторы Барма и Постник потом вернулись в свой родной Псков; там же они начали пропивать свой царский гонорар и больше ничего не построили: Барма утонул в реке Великой, следы Постника затерялись в изборский лесах и болотах. Говорят ещё, что архитектором этого выдающегося храма был какой-то неизвестный итальянец; я думаю, это уже полная чушь и низкопоклонство перед Западом. Но вы спросите, - почему же тогда дедушка Ивана Грозного пригласил итальянцев перестраивать московский кремль?.. Я предполагаю, потому, что тогда ещё Псковская республика находилась вне состава Московского княжества; ведь именно там и умели строить каменные крепости: на псковские земли часто нападали западные варвары; поэтому постоянно надо было возводить оборонительные сооружения; и, поэтому, там сложилась высокая псковская архитектура и зодчество. А после же присоединения и упразднения псковской демократии, псковские строители начали застраивать Москву. Это уже при папе Ивана Грозного началось, в начале 16 века. В Москве появились такие вот псковские гастарбайтеры. И Храм Василия Блаженного был, несомненно, построен ими…

                Московский же Кремль, всё-таки, проектировали и перестраивали приезжие итальянские иностранцы, о которых нам мало что известно. Это сейчас мы знаем имена и фамилии известных архитекторов, а тогда отношение к ним было не очень уважительное и почтительное; и знаменитые кремлёвские башни возводили какой-то Антонио Фрязин со своими родственниками: Марко Фрязин, Алевизо Фрязин и так далее; и они были выходцами откуда-то из Милана. А что с этими итальянскими гастарбайтерами было дальше, - про это история умалчивает: сгинули они без следа. Возможно, кто-то из них вернулся на свою родину с мешочком золота и серебра. Вряд ли наш царь их потом заключил в темницу и ослепил. Какой-то гумманизм, всё-таки, тогда у нас уже был. В Италии же в эти времена шли постоянные войны, - итальянцы бежали, куда могли бежать. А в Москве было относительно спокойствие и было много красивых сочных девушек-московитянок. Наверное, эти итальянские строители просто растворились, женившись и пустив свои корни в наших не очень солнечных краях.

                Башни же эти кремлёвские строились не для того, чтобы было красиво: они возводились, чтобы многочисленные враги не смогли захватить Великое московское княжество, которого тогда активно развивалось и присоединяло соседние земли. В чём-то это было похоже на наши лихие 90-е, когда разные бандитские образования делили постсоветское пространство. Тут тоже, было примерно то же самое. Монголо-татарское иго закончилось, надо было всем этим нашим князьям делить Русь. У москвичей это лучше стало получаться. Бог явно был на их стороне! Москва богатела и расцветала на зависть соседям: завидовали они страшно, хотя тоже могли развиваться, но им не хватило некого везения. Новгородцам и Псковитянам просто не повезло. Вероятно, у них было слишком много демократии: это же не очень хорошо, и особенно в те мало-демократичные времена. Народу нужен был царь и крепкая держава! Демократии хороши где-нибудь там, в Исландии, куда никто не доплывёт. А тут на этих бескрайних равнинах, какая может быть демократия?.. Как сказал один известный грузинский политик: демократия это вам не лобио кушать…

                Так что, если не было войн, то не было бы этих красивых средневековых крепостей и замков. В Европе же всегда воевали, и всего этого там осталось очень много; особенно в Италии, где постоянно происходили кровавые мордобития и распри. Спасибо Гарибальди, что он сумел объединить итальянцев и теперь они не убивают друг друга, а играют в футбол. От этого у них, правда, немного снизились творческие способности, и они уже не участвуют в мировой культуре; никто уже не приглашает итальянских архитекторов возводить разные там прекрасные сооружения и кремлёвские башни. Зато итальянцы снимали прекрасные фильмы и это, пожалуй, было их последним вкладом в нашу мировую культуру. То же самое произошло с греками, благодаря которым мы стали цивилизованными людьми, с умением мыслить и логически рассуждать. И автор нашего прекрасного кремлёвского Успенского собора был явно итальянский грек. Его звали Аристотель Фиораванти. Его тоже пригласил дедушка Ивана Грозного; а потом не отпустил обратно домой. И где скончался этот архитектор – этого никто не знает. Летопись про это умалчивает…               


Рецензии