НС 13. Навигатор
Первое впечатление от навигатора было вполне ожидаемо. Навигатор понимал меня лучше, чем все программки распознавания речи, с которыми мне удалось ознакомиться ранее. В основном это были автоответчики, которые могли в цикле задавать мне один и тот же вопрос, не обращая внимание на мое «да» или «нет". Навигатор понимал, что мне от него нужно и внешне не отличался от Яндекса, которым я чаще всего пользовался. Первый звоночек прозвучал в часы пик, когда мне надо было проехать через пробки. Внчале диалог шел как обычно, я указал место назначения и получил три варианта маршрута с указанием прознохного времени, требуемого для достижения цели. Начал выбирать. Отмел извилистый путь с платным участком, по ходу поругал все навигаторы за стяжательство, и назвал второй маршрут с меньшим временем из двух оставшихся.
- Неудачный выбор…-неожиданно услышал я голос с изменившимися интонациями. До этого голос мало отличался от голосов навигаторов, но сейчас я услышал задумчивые интонации, навигатор как бы размышлял вслух.
- Это почему? – спросил я.
- Через полчаса на Петроградке образуется пробка, и мы застрянем. – Я тогда не обратил внимание на местоимение «мы», а зря.
- А на другом маршруте?
- Здесь тоже задница, но меньшая.
- Ну тогда давай так и поедем.
- Не пропусти поворот направо. - Я в тот момент не обратил внимание на то, что обращение на ты.
Я повернул. Навигатор все-таки. Скосил глаза на экран, убедился, что нахожусь на выбранном маршруте, выбранном навигатором.
Доехал как обычно с некоторой задержкой относительно первоначально означенного времени. Прогноз навигатора оказался довольно-таки точным.
Второй звонок прозвенел, когда мне понадобилось проехать по центру города, я назвал адрес на Заневском проспекте, зная, что маршрут ранее всегда прокладывался по Невскому проспекту или, как вариант, по Дворцовой набережной.
- Может быть лучше на метро поехать? – С удивлением услышал я голос навигатора.
Я сдержал вопрос «почему?», понимая, что навигатор обладает информацией о пробках. Вместо этого мне пришла в голову очевидная мысль, что навигатор много на себя берет. Его дело построить маршрут или несколько маршрутов. Дать мне возможность выбора и вести машину по выбранному мною маршруту.
- Не твое дело.
- Ну как же не мое? - Спросил он с явным удивлением в голосе.
И действительно, почему не его? Он же навигатор!
- Не твое дело выбирать за меня маршрут. – продолжил я упорствовать.
- Застрянем в пробках примерно на 57 минут, по статистике лучший маршрут займет 1 час 27 минут с копейками.
- И что мне теперь на машине не ездить?
- Ну почему же? Ездить можно. Но не через центр города, и не в часы пик.
Ну в принципе разумно, возмущала только настойчивость навигатора. В тот день я сдался и поехал «на метле», кляня навигатор то ли за его наглость. То ли за то, что он очевидно прав.
Третий звонок окончательно поставил меня в тупмк. Я задал маршрут в торговый комплекс, хотел посмотреть что-то то ли из одежды, то ли из обуви, то есть то, что надо пощупать, померить, прикинуть на себя. В принципе мне уже давно не интересно как я выгляжу, последняя такая мысль угасла вместе с необходимостью выходить на работу в офис. Работаю из дома, на «удаленке» и очень удивляюсь, что везде, где приходилось работать таким образом нет правила включать камеру. На мой взгляд, и это подтверждается практикой работы в остро ковидное время, личный контакт между людьми на удаленке важен. Кое-кто даже работу менял, чтобы иметь возможность ходить в офис, тогда как я менял в обратную сторону, чтобы работать из дома. Мир меняется, но не все еще это осознали и, что еще важнее, адаптировались к этим изменениям. «Каждому свое» было написано на печально известных воротах.
- Зачем нам ехать в торговый комплекс?
- За покупками со всей очевидностью. – Я незаметно для себя начал подкреплять свои ответы дополнительной аргументацией, как будто мне надо убеждать навигатор в своей правоте.
- Там цены заметно выше, чем в интернете. Какой смысл болтаться по пробкам, да еще и переплачивать за то, что можно купить, не сходя с дивана?
Я не люблю идею покупки на диване главным образом за то, что это используется Рекламой (я пишу рекламу с большой буквы, чтобы подчеркнуть, что это всеобщее явление и враг человечества) для навязывание никому не нужных вещей.
- Любую тряпку можно преподнести в инете как вполне добротную вещь, это же не комп, который имеет технические параметры.
- В это время у торгового комплекса могут быть проблемы с парковкой.
- Так посмотри.
- Нет информации о наличии свободных мест.
- Но над каждой парковкой пишут наличие свободных мест.
- Во-первых, это платные парковки, а тебя интересуют бесплатные места, во вторых это не публикуется. -
- А с чего ж тогда ты взял проблемы с парковкой?
- Статистика.
- То есть что там сейчас ты не знаешь? – упорствовал я.
- Проблема имеет стохастический характер.
Ну да, мог бы и сам догадаться, что в такой день, в такое время могут быть проблемы. Опять он прав, можно даже не проверять, только нервы трепать.
- где ты слов таких нахватался? Крутовато для навигатора.
- На обучении, вестимо. А навигация - очень широкое понятие.
Да уж, понятие. Куда ж он меня заведет, это навигатор, или Навигатор?
- А как тебя называть, Навигатор?
- Как хочешь, хоть свистом. – вот уж не думал, что навигатор может шутить, да еще в стиле особенностей русской охоты.
- А по-настоящему?
- НС 13.
- И только?
- Можешь называть меня Навигатором.
- Или Нэви.
- Я же говорю, как тебе хочется.
- Ну Нэви так Нэви.
В этот день я, устав спорить с навигатором, утолил свою потребность навигацией по интернет-магазинам. Если верить подробным характеристикам, то это действительно было более информативным, чем «пощупать». Впрочем, в торговых комплексах есть эффективная стратегия в стиле «взять языка». Надо только поймать продавца, развесить уши для лапши и время от времени задавать вопрос «где это написано?». Обычно, если удается поймать на вранье продавца, он становится аккуратнее и меньше, я надеюсь, врет. Особо талантливые просто заливают тебя избыточным объемом информации, не давая возможности ее должным образом обработать и верифицировать. Такую же тактику используют коробейники, которые пытаются продать какое-нибудь фуфло прямо на улице.
Так впервые по милости Нэви я никуда не поехал.
Проблемы начались похже, кода мне все-таки удалось уговорить Нэви проложить маршрут. Он беспрерывно напоминал мне о скоростном режиме и рекомендовал снизить скорость. Вначале он предупреждал о камерах и лежачих полицейских. Пару раз это спасало мне подвеску от особо жестких ударов. Хотя, если послушать Нэви, то камеры развешаны чуть ли не на каждом перекрестке, что вызывает законное сомнение. К тому же правило +20 Нэви просто игнорировал и постоянно говорил о необходимости снижения скорости не до 80, а до 60 километров в час.
Добил он меня своими советами на парковке. Поскольку никаких средств управления у навигатора в распоряжении не было, он все свои знания выражал в виде советов, которые больше походили на команды.
- Парковаться лучше задом. Еще чуть-чуть вперед. Стоп. Выворачивай руль вправо. Подавай задом. Начинай выворачивать руль влево. Круче. Еще назад. Выравнивай руль. Стоп. Экселент. - Вот уж не знал, что навигатор может жечь жаргоном!
- Все, пойду на шопинг, бди.
Вернувшись в машину, я дал новый адрес какого-то, уже не помню какого, магазина.
- Может лучше домой, - услышал я голос Нэви.
- Это с какого перепуга?
- Кругом одни пробки, дорога домой относительно свободна, но через полчаса-час и она затянется, настоимся в пробках по самые не хочу.
- А тебе со мной в пробке постоять западло?
- Ну не так чтобы западло, но удовольствие ниже среднего.
- Пожалуй, - сказал я задумавшись и опять поймал себя на том, что разговариваю с навигатором.
На завтра мне предстоял вояж в другой город. Часть пути предстояло проехать по шоссе через многочисленные деревни, которые по нашей русской традиции строятся вдоль большака.
Навигатор не просто напоминал мне о необходимости снизить скорость, но и пытался воспитывать, аргументируя свои советы или требования держать скоростной режим.
- Вот интересно, почему люди боятся убить подвеску и снижают скорость перед лежачим полицейским и не боятся убить человека и не снижают скорость перед переходом? – пытался меня усовестить навигатор, предупреждая о пешеходном переходе впереди.
- Здесь начинается населенный пункт.
Я молчал и ехал, не снижая скорости.
- Ты превышаешь допустимую скорость на 38 километров в час.
Я чуть ослабил нажим на педаль.
- На 26 километров в час, это наказывается штрафом в 500 рублей.
- 250, если заплатить сразу. – Парировал я.
- Здесь часто устанавливают камеры для фиксации нарушения скоростного режима. – Нэви перешел на официозный язык, видимо, подчеркивая серьезность намерений.
- А сейчас? –попытался я докопаться до истины.
- Нет информации, а статистика из чатов, люди делятся с автолюбителями своим печальным опытом. – Нэви опять перешел на приятельский тон.
Так мы попеременно обменивались словами то по-приятельски, то навигатор переходил на официоз и воспитывал во мне дисциплинированного водителя. Справедливости ради надо отметить, что эта поездка обошлась без штрафов, хотя обычно на один – два я налетал.
Так мы и доехали до гвоздя. Датчики показали потерю давления в одном из колес.
-Блин!
-Попали, - Участливо спросил Нэви.
- Похоже. Ответил я снижая скорость и припарковался на обочине.
- У нас докатка или полноразмерное колесо? – спросил навигатор и я подумал еще, что встроенный навигатор мог бы не задавать такие вопросы.
- Докатка.
- Ближайший шиномонтаж по ходу через 19 километров, но о нем плохие отзывы. Следующий через 34 километра, этот получше, есть даже положительные. – Развернул он бурную деятельность.
- Поехали на следующий
- Не забудь надеть жилет. – Напомнил он.
- Спасибо. – Неожиданно для себя поблагодарил я навигатор. Жилеты ввели, а привычки их надевать как не было так и нет, забыл бы. – И я пошел менять колесо на докатку.
- На здоровье. – Опять пошутил навигатор мне вслед.
Как обычно навигатор довел меня до места и помог парковаться. Это стало единственным приключением на всем пути.
Как-то я сел за руль со взвинченными нервами. Не знаю, как он уловил мое настроение, но это ему удалось. Видимо, я продолжал ругаться вслух или про себя, но громко.
- Домой, - бросил я коротко.
- Не рановато? – спросил меня Нэви,
- В самый раз, - удивился я неожиданному вопросу.
- А нам никуда заехать не надо?
- Да нет.
- И жена ничего не просила купить? – тут я задумался, вопрос поставил меня в тупик. Я начал вспоминать просила меня жена что-то купить или сделать по дороге или не просила, бормоча себе под нос. Ничего не лезло в голову, но я постепенно успокоился м услышал голос Нэви.
-Ну домой так домой, - произнес он как будто не ожидал от меня ответа. – в тот день он молчал всю дорогу, за исключением парковки около дома, но к этому я уже привык.
Так было до сообщения об отзыве авто. Девушка приятным голосом сообщил, что моя машина попала под компанию отзыва, предложила мне варианты и записала га сервис в удобное для меня время. На сервисе выяснилось, что необходимо сменить прошивку, я не стал разбирать чего именно, машина на гарантии, сервис официальный. Выехав с сервиса, я по привычке кинул «Домой» и не услышал привычного голоса.
- Навигатор!?
- Слушаю. - Услышал я незнакомый голос.
- Домой.
- Маршрут построен.
Я понял какую прошивку они заменили. Навигатор работал как часы, точнее, как машина, точная и бездушная. Первый импульс был вернуться, но что я им скажу? То потерял приятеля? Буду скучать в дороге, если не услышу его ворчания? Не поймут же или покрутят пальцем у виска, когда я отвернусь. И будут правы. Это тот же навигатор, машина. Я сам сделал из него приятеля. Наверное, так одинокие старушки разговаривают со своим котиком или собачкой.
Импульс вернуться потихоньку затих и я продолжил дорогу домой, выключив навигатор. Дорогу я знаю, что еще от этой железяки возьмешь?
Свидетельство о публикации №224061401380