Сказ о том как Мишаню жизнь уму-разуму учила...

Давно ли то было неизвестно, но до сих пор жители лесные помнят историю эту….

Жила-была в бору сосновом семья медвежья – Маманя, сынок её Мишаня и папка Медведкин.

Впрочем, жила-то там постоянно Маманя с Мишаней, а папка Медведкин  был от случая к случаю только по весне и то появлялся ненадолго – повышал популяцию медведей в закреплённом за ним районе, а в остальное время бродил по лесам и рощам сам по себе, ибо такова жизнь пап-медведей – сделал дело и гуляй смело…

Так что обучением и воспитанием Мишани занималась медведица-мама. Занималась старательно, даже слишком… Учила маленького Мишаню навыкам полезным и медвежьим законам.

Вот и гуляли-бродили Мишаня с Маманей, то по ягодникам и орешникам, то корешки нужные откапывали, то на запасы медовые диких пчёл наведывались. А ещё частенько на реке рыбку свежую ловили, да купались вволю перед сном дневным…

Так и лето прошло… Уж и осень к середине идёт… Нагуляли они жирок на спячку. Пора и берлогу для сна готовить…

Но новую Маманя рыть не стала, а расширила прошлогоднюю под корнями сосны, упавшей в бурю года два назад под сильными порывами ветра. Натаскала вместе с Мишаней нового вейника и травушки сухой на подстилку, чтобы спать удобней было, и к середине ноября, лишь выпал первый снег, залегли они в спячку до ранней весны…

***

Перезимовали хорошо - охотники не тревожили, берлога уютной была, поэтому всю зиму сладкие сны смотрели, да лапы свои посасывали…

Вот уж и весна теплом снег в ручьи собирать стала,  да земельку на пригорочках солнечными лучами прогревать – тогда-то и  пробудились наши медведи ото сна, да на свет божий вышли…

Маманя нежилась под солнышком на лежанке из веток сосновых,  а Мишаня ревел от радости и бодро носился от пригорка к пригорку, по пути играючи разбивая трухлявые пни.

К ночи, правда, они в берлогу возвращались до поры, пока заморозки весенние не прошли и трава ранняя, да подснежники с первоцветами не покрыли талые проплешины…

А как только отцвели первоцветы, в бор сосновый явился папка Медведкин, командированный природой-матерью для повышения популяции бурых медведей в местном ареале обитания…

- Готовься, Маманя! Дано нам с тобой три месяца на выполнение заданного плана, – сразу перешёл к делу Медведкин-старший после приветственного обнюхивания. - А ты, мелкий, под лапами не болтайся и нам не мешай… Ступай осматривать окрестности, да порядок в бору учись наводить!

Мишане второй раз повторять не пришлось, только его и видели, лишь спина замелькала меж стволов сосновых.

Почуял, видишь ли, запах свободы!

***

Три месяца вроде не мало, но и не много… Очень быстро пролетели…

Папка Медведкин отправился в обратный путь – писать командировочный отчёт о проделанной работе, а Маманя стала старательно набираться сил для благоприятного развития новой жизни…

Вот как-то раз, после плановой витаминизации на местном малиннике, захотелось ей рыбки свежей, благо река совсем рядом протекала. Спустилась она к песчаной косе… глядь, а недалеко Мишаня в воде по брюхо стоит и морду в воду опускает…

Подойдя поближе, окликнула медведица сына:

- Мишаня! Ты чего в воде высматриваешь? Там рыбы нет!

Оглянулся на её голос Мишаня, обрадовался:

- О!!! Маманя!!!

- Выходи скорее, - поторопила она его, - Забыл что ли, где лучше рыбу ловить?

- Что? Я? А где надо? – пробормотал Мишаня, выбираясь на берег и отряхиваясь от воды.

- Тут же недалеко тихая заводь есть! Там в зарослях у берега кормятся лещи, да и щуки порой в траве стоят. Подкарауль с берега и цепляй лапой, или с камня прыгни и зубами хватай… Пошли, покажу… - и направилась в сторону заводи…

Мишаня радостно поскакал за ней.

Через полчаса на берегу в траве перед Мишаней трепыхалась пара лещей и щурёнок. На двоих хватит…

Вдоволь наевшись рыбы, Маманя направилась было в малинник, но её остановил голос сына:

- Мам! Я, конечно, самостоятельный теперь… - сказал он, и тихо добавил, - А можно мне с тобой остаться???

Маманя ничего не ответила, но и прогонять его не стала.

Решив, что вопрос решён, Мишаня решительно засеменил за медведицей.

Конечно, он уже мог добывать еду и сам, но получалось так себе. Бывало, что и голодным засыпал. А с мамой всегда сытно, еда разнообразная… И времени на развлечения полно…

Налакомившись вдоволь душистой малиной, Маманя неспешно соорудила для себя лежанку на опушке соснового бора и, блаженно растянувшись на ней, подставила брюхо солнечным лучам.

Мишаня же, немного побегав вокруг неё и раза два прыгнув со ствола упавшего дерева в густую траву,  вдруг услышал быстрый стук лап по сухому пню, раздававшийся из соседней берёзовой рощи.

Глаза его радостно блеснули и, торопливо подбежав к ближайшей высокой сосне, он стал быстро забираться наверх, поближе к макушке…

- Ты куда? – удивлённо спросила Маманя, задрав вверх голову и внимательно наблюдая за сыном…

- Хочу послушать новости от блогера Зая Косини! – прокричал ей сверху Мишаня.

- Кого? Блохера? – удивилась Маманя ещё больше.

- Ой, Маманя! Не порти вайб! – продолжил Мишаня. – Косини такой крашовый блогер! Он круто юзает для всеобщего чила свой пень и шипперит толерантность среди зверей!!!

- Что? Сам понял, что сказал? – глаза Мамани стали круглыми.

- Мам, изи рофл… Ты отстала от жизни! – парировал Мишаня.

- Пусть так, но лучше бы ты запоминал медвежьи навыки, чем свою башку ненужной дурью забивать!!!

Но Мишаня этого уже не услышал. Всё своё внимание он переключил на аудиострим Зая Косини…

А Маманя, больше не обращая на сына внимания, блаженно прикорнула на лежанке, прогретой солнечными лучами… Толку на подросшего медвежонка орать и за шкирку трепать… Вырос уже.

***

Вот так мимоходом в повседневных делах лето красное пролетело и осень на порог уже постучалась.

Пора пришла Мамане берлогу новую к зиме готовить для себя и будущего сынка, да и Мишаню всё-таки озадачить с зимовкой, чтобы себе берлогу подготовил…

Только пасть Маманя приоткрыла, а Мишаня и заявляет уверенно так:

- Я в спячку ныне залегать не буду… Надобности в этом нет!

- Сам додумался, сынок, или головушку отшиб, с сосны упав? И что зимой делать будешь?

- Буду гулять и беды не знать! Вон Зай Косини всю зиму напролёт не спит и бодро носится по полям. И я так буду!

- Носиться с зайцем на пару по полям?!! - удивилась Маманя, - а потом на обед с ним кору с берёз обдирать?

- Не, мы в деревне промышлять будем. Там еды полно!!!

- Понятно! - улыбнулась Маманя, - Ну, дед Потап тебе мозги подправит зарядом дроби в подхвостие, для полноты восприятия…

- Ничего ты, Маманя, не смыслишь в нынешней жизни! Сейчас в приоритете толерантность и свобода самовыражения!

- Ну, ну… - ответила спокойно Маманя, - Заряд дроби от толерантности весьма хорошо помогает! Пошла я берлогу копать, а ты ступай к своему косоглазому блохеру ума набираться…

Развернулась и ушла…

Мишаня недоумённо проводил её взглядом и в соседнюю берёзовую рощу направился к своему биасу ушастому…

***

Месяц осенний быстро пролетел… Вот и время пришло в спячку залегать, ведь молодой снежок уже присыпал увядшую траву и опавшие листья.

Маманя по надобности медвежьей погрызла трухлявый пень и в берлогу новую забралась, ветками вход прикрыв… Правда чутка Мишаню глупого пожалела, поэтому небольшую яму недалеко от своей берлоги вырыла и веток еловых рядом накидала, да остатки пня трухлявого рядом оставила. Пригодится ещё ему. Сын всё-таки…

А Мишаня с Заем Косини всё по опушкам да полям опустевшим носился, оставляя отчётливые следы на свежевыпавшем снегу. Жирок-то он всё же на зиму нагулял, так что есть особо и не хотелось.. Вот и предавался разлекалкам разным…

***

Зима выдалась снежная и мягкая. Красота, да и только!

И всё бы ничего, да внезапно на красоты эти приехали полюбоваться целым автобусом члены охотничьего клуба «Лесной братан» с ружьями навороченными, получившие лицензии от отстрел выделенного зверья…

Ну, на снегу-то белом следы звериные далеко видны… Зверь тут, видать, непуганый… Такое раздолье любителям пострелять! Вот они и рассредоточились по опушке берёзовой, да снежком себя слегка позакидали… Для маскировки, так сказать.

Мишаня же с Заем Косини и постоянными членами его фан-клуба  внезапно выскочили на поле снежное поразмяться чутка и повеселиться перед налётом на сельский яблоневый сад…

Тут и началась!!! Пиффф! Паффф!!! Только снежные фонтанчики от выстрелов вздымались то и дело вокруг…

Мишаня сначала ничего не понял, но увидев, как подстрелянный в прыжке Зай Косини с окровавленной шкуркой шлёпнулся бездыханно на снег, вдруг понял, что пора спасать своё подхвостие и со всех ног бросился в лес…

Видимо не пришло ещё время Мишане этот мир покидать, поэтому он, превознемогая страх,  до леса таки добежал и не останавливался до тех пор, пока выстрелы не стали слышны…

Зарылся в сугроб под ёлкой и сидел там до вечера, едва дыша… А вечером  вылез, озираясь по сторонам, и бочком, бочком к маманеной берлоге и направился… Вдруг впустят?

Да только вход в берлогу закрыт. Что делать-то??? Как быть???

Молча бродил кругами Мишаня вокруг той берлоги, пытался вспомнить то, чему Маманя раньше учила…

Как перезимовать? Как от охотников спастись и декоративной шкурой на полу не стать???

Наконец увидел присыпанную снегом яму, Маманей вырытую, и лапник еловый рядом, и пень трухлявый… Вот оно, спасение!!!

Пока грыз пень, слёзы из глаз так и лились…

«Спасибо, Маманя, за помощь! Прости глупого сына!!!»

Залёг в яму, лапником вход прикрыл и, понемногу успокоившись, заснул до весны…

***

Весна, она такая… приходит поздно или рано… И тут пришла, ото сна лес спавший пробуждая и радуя тёплыми солнечными лучами…

Проснулся первым Мишаня. Из ямы, где в спячке был, на проталинку выбрался и прилёг погреться-понежиться…

Вскоре и Маманя проснулась… Нос из берлоги высунула. А за ней следом маленький мишка мордочкой между маминых лап протиснулся и стал неведомый мир оглядывать. Осмелел и вылез, принюхиваясь, к новым запахам.

Понравился ему новый мир и всё вокруг. И от радости медвежонок стал носиться по поляне, от снега отошедшей, и карабкаться на корягу старую.

- Мишутка, осторожнее! Можно упасть! Коряга ещё мокрая…

А мелкий не слушал и дальше карабкался… Сорвался с коряги и упал, о камень ушибившись. Захныкал, понятно… Больно ведь…

Тут Мишаня голос и подал:

- Братишка! Ты это… Маманю слушайся! Она плохого тебе не посоветует!

Маманя на эти слова только улыбнулась.
 
Ибо такова житейская мудрость:
«Если не слушаешь советы старших и мудрых, то уму-разуму тебя будет учить жизнь!!!»


2024г.


Рецензии