Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 34
Троица Новозаветная
Изображение Новозаветной Троицы специалисты трактуют как особенное, более понятное для восприятия. И тут же оговариваются, что, по сути, на таких иконах и росписях нарушен принцип единосущности. Бог-Отец представлен в виде человека, в которого никогда не воплощался. Сын также представлен в виде человека, что справедливо, а вот Святой Дух представлен в образе голубя.
Изображение Новозаветной Троицы было запрещено на московском соборе в 1667 году, его собрал русский царь Алексей Михайлович. А всё из-за того, что на изображении Отца лежал запрет. Хотя, в изводе Апокалипсиса, Отец присутствовал в виде старца. Взамен же предлагалось изображать Троицу так называемую каноническую, как оговаривалось на соборе 1554 года. То есть, Рублёвскую Троицу.
Но вскоре пришли к простому выводу: можно сколько угодно рассказывать о достоинствах, да и отличиях ангелов, изображённых на иконах или храмовых росписях, а народу всё же понятливее Троица, где Ипостаси изображены в виде людей.
Специалисты рассказывают, что это явление пришло к нам с запада под влиянием Римско-католической Церкви. Особенно много изображений Новозаветной Троицы в сохранившихся росписях храмов 19-го – начала 20-го веков.
Очень часто используется изображение, называемое «Сопрестолие». На престоле показаны две фигуры, обычно на облаке. Бог-Отец обычно восседает в правой части иконы. Он представлен в образе старца в царственных одеждах. В левой руке держит державу, а в правой, вместе с Христом, шар Вселенной, увенчанный крестом. Правой рукой Он посылает благословение. Иисус изображен по правую руку от Отца. Обычно Спаситель держит в правой руке крест. Вверху витает Святой Дух в виде голубя.
По произведениям западноевропейских художников можно легко определить, откуда изображение Новозаветной Троицы перекочевало на Русь. Лука Россетти да Орта, 1738-1739 гг. фреска «Святая Троица» в церкви Святого Гауденцио в Иврее. Или, например, фреска «Святая Троица» в часовне Сан-Северо, написанная Рафаэлем и Перуджино.
Изображения находятся:
Тверская область, Любегощи. Церковь Троицы Живоначальной (1794 г.), остатки темперной живописи конца 19-го века, выполненная в технике гризайль.
Архангельская область, Пияла. Церковь Вознесения Господня (1651-1654 гг.), роспись предположительно начала 19-го века.
Костромская область, Протасово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1783 г.), настенная живопись нач. 20 в. Фрагмент композиции "Троица Новозаветная с Собором всех святых".
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, июнь 2024 г.
Свидетельство о публикации №224061400381