О психологии нигилистов ждунов и предателей

или Психология нигилизма предпринимателей

по работе Ф. Ницше "Воля к власти". М. Шульгин, Сочи, 2024. Издание второе, переработанное

       Проблема

       Медленное скатывание к пессимизму и нигилизму  предпринимателей с завышенными амбициями, нацеленными на успех и материальные ценности.
      
       Затруднение ведения бизнеса или его потеря в условиях неизменной в веках двойственности социальной морали происходит по причине бюрократизма и взяточничества чиновников, что входит в противоречие с заявленной государством политикой поддержки бизнеса. На этот факт накладывается царящее в практике социальных отношений правило «Свой – чужой». - Своим можно - чужим нет.
       В итоге происходит диссонанс, раздрай в головах неискушенных, слабых в вере, нацеленных на быстрый успех и материальные ценности людей и порождает у них недоверие к государству, обиду и разочарование в потерянных силах и средствах, что приводит к раздражению, депрессиям, пессимизму, а затем и нигилизму, а чаще  скрытому или явномому несогласию и противодействию политики государства - негативизму. Эта позиция может усугубляется тогда, когда предприниматель не находят поддержки у близких по крови людей, особенно старой закалки, которые неизменно поддерживают свою страну, радуются её успехам, знают не по наслышке темные стороны властей, но не зацикливаются на негативе.

       В данной заметке мы будем основываться на теоретических исследованиях Ф. Ницше в отношении нигилизма как социального феномена.       

Закономерное появление нигилизма

1. В работе «Воля к власти» Ницше пишет, что появление нигилизма обусловлено и необходимо для переоценки ценности. В жизни это закономерно «Потому, что бывшие до сих пор в ходу ценности так или иначе устаревают».

2.  «Нигилизм не порождается нуждой (душевной, телесной, интеллектуальной), а выступает следствием отвращения и скепсиса к существующей морали».

3.  Современная мораль уже не та, что прежде. Ранее «христианская мораль придавала человеку абсолютную ценность; служила адвокатам Бога; полагала знания абсолютных ценностей; охраняла человека от презрения к себе, была средством сохранения».
        «Мораль взрастила антагонизмы в познании и непреодолимую ложь (в которой люди хотели бы себя уверить). Возникла антиномия (двойственность толкования). Поэтому мораль все больше осуждает реалии жизни, как и наоборот, осуждается самой жизнью.


Нигилизм и христианская мораль

Возможность толковать мир только с позиции христианской морали, по мнению Ницше, частично опровергаться нигилизмом индийского буддизма, его двумя ветвями:
а) учением о «Стремлении в ничто» (достижения состояния покоя, а не царства небесного как в христианстве) и
б) порочностью стремления к материальному -  [«Бытие как наказание» (отражает состояние  душевного беспокойства, обремененного собственностью, что противоречит протестантизму в христианстве, но не противоречит православию)].
Поэтому «стремление обойтись одним морализмом, без учёта религиозной основы, отражает неизбежный путь к нигилизму».

         
Становление европейского нигилизма

Нигилизм получил мощный импульс с распространением метафизики, естествознания и материализма, (а сегодня психологии, биологии и кибернентики) отрицающих Бога;
а также с «политикой и экономикой, где царит актёрство и невежество»; с романтической оценкой истории и искусства».
         
Нигилизм, по Ницше имеет двоякое значение:

        а) быть показателем силы: мощь духа способна так возрасти, что ныне существующие цели (убеждения, символы веры, ценности) перестанут соответствовать ей;
        б) или показателем недостатка силы: способности поставить себе некую малую цель, например иметь свой дом, заняв удобную позицию социального соглашательства.

Другие причины нигилизма по Ницше:

1.  Сегодня в обществе «Недостаёт высшего вида человека, т. е. того, неисчерпаемая плодотворность и мощь которого поддерживала в человечестве веру в человека (достаточно припомнить, чем мы обязаны Наполеону - почти всеми высшими надеждами этого столетия, пишет Ницше)».

2. К тому же «Низший вид («стадо», «масса», «общество») разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей…, так что эти последние теряют веру в себя и становятся нигилистами».

        В итоге Ницше отмечает: «Все попытки измыслить более высокие типы человека потерпели неудачу (такие типы как романтик; художник, философ). Нет философа, толкователя дела,  пишет он, есть только его излагатели в другой форме».

Классификация нигилизма по Ницше

Радикальный нигилизм -  отражает «убеждение в абсолютной несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых ценностей».

Крайний нигилизм - отражает взгляд, что «всякая вера, всякое признание чего-либо за истинное неизбежно ложно, ибо вовсе не существует истинного мира».

Совершенный нигилизм

«Глаз нигилиста идеализирует в сторону безобразия, творит предательство по отношению к собственным воспоминаниям: он пренебрегает человечеством».

Неполный нигилизм

Это «попытки избегнуть нигилизма, не переоценивая бывших до сего времени в ходу ценностей. Это способы одурманивать себя  всяческими формами опьянения: музыкой, историей, мистикой, религией, искусством для искусства; кое-какой постоянной работой; неумеренностью потребления, распутством, пьянством.
   Состояние неполного эгоизма приводит к слабости воли, гордости и зависимости от своих мелких слабостей».Подобное состояние как нельзя соответствует современному обществу с развитой демократией и присуще  недовольным порядками людям в РФ.

Психология нигилизма

«Нигилизм как психологическое состояние может наступить:
         во-первых, после неудачного поиска во всём совершающемся «смысла» (не находя смысла человек падает духом). Нигилизм является тогда осознанием долгого расточения сил, мукой «тщетности», неуверенностью, отсутствием возможности как-нибудь отдохнуть, на чём-нибудь ещё успокоиться – стыдом перед самим собою, как будто самого себя слишком долго обманывал…»;               
         «во-вторых, может развиться мистическая иллюзия, когда во всём совершающемся предполагается некая цельность, система, даже организация» (другими словами, создается своя теория).

         Нигилизм как психологическое состояние имеет ещё одну форму. «Возникает неверие в становлении Великого единства и стихии Единых ценностей (мир уже представляется как морок) и человек измышляет для себя потусторонний мир. Но позже осознает, что и потусторонний мир есть лишь результат психологических потребностей, что приводит его к себеневерию».
        Таким образом, нигилизм с позиции психологии является осознанием долгого расточения сил, мукой «тщетности», неуверенностью, отсутствием возможности как-нибудь отдохнуть, на чём-нибудь ещё успокоиться.

Состояние омрачения

Состояние современного омрачения общества Ницше связывает с непостоянством, миграцией и социальными неврозами: кочующими чиновниками без родины; падением семьи, добротой изнеможденного человека и презрение власти к людям; воспитания в духе «кто сильнее тот и прав»; половой похотливостью и неврозами.

Периоды европейского нигилизма

Ницше в работе "Воля к власти" выделил четыре периода европейского нигилизма:
1. Период неясности – попытки сохранить старое, не упуская вместе с тем нового.
2. Период ясности – старое тяготит, но у нового нет сил.
3. Период трёх великих аффектов – презрения, сострадания и разрушения.
4. Период катастрофы (переворотов, революций) – побуждение слабых к разрушениям, а сильных к решимости изменять.

 Философский нигилизм

По мнению Ницше, «происходит медленное выступление вперёд и подъём средних и низших состояний и сословий, что приводит к перевесу стада над всеми пастухами и вожатыми».

Философия состоит в том, что становятся заметными проявления:
         а) омрачения духа: многие страдания становятся заметными и заявляют о себе там, где прежде их переносили и скрывали;
         б) проявления морального лицемерия - выпячивания стадных добродетелей (сострадания, заботливости о других, умеренности), а не тех, которые признаются и ценятся вне стадности;
         в) роста стадной социалистической идеи (общности, свободы, равенства, братства).
         В итоге Ницше заявляет, что «помощь нуждающимся, бедным и больным есть время бедных, а коренная цель всякого богатства (воля, власть) -  забыта!»

         Выводы:

         Нигилизм - это неверие в становлении Великого единства и стихии Единых религиозных ценностей.
         Нигилизм изымает и обесценивает старые цели: высшие ценности теряют свое значение. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?» Категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, изымаются – и мир кажется обесцененным…».
        «Нигилист полагает, что лицезрение бесполезного, бесплодного бытия приводит в состояние неудовлетворённости, вызывает чувство душевной пустоты и отчаяния».
        «Нигилизм - это промежуточное психологическое состояние, которое предстает как идеал высшего могущества ума, избытка жизни», но носит - «частью разрушительный, частью иронический» характер.
         Нигилизм – это показатель силы, но и показатель слабости.
         «Нигилизм не порождается нуждой, а выступает следствием отвращения и скепсиса к существующей морали».
         Нигилизм выступает как закономерное явление и экспериментальная площадка для переоценки ценностей.
    
         В итоге нами сделана попытка описать психологическое состояние омрачения нигилистов от бизнеса, которые потерпели фиаско. Их амбиции и собственнические интересы, столкнувшись с лукавой системой неискоренимого морального социального лицемерия в государственной политике, привели одних к разочарованию (неполному нигилизму), а других - к явному или скрытому противодействию властям (негативизму), и поставили их в один ряд с врагами России.

Публикуется для побуждения к размышлению читателя


Рецензии