Цвейг и гестапо

Или к Цвейгу накопились вопросы.

Мюллер заслушивает сводку о метаниях Цвейга в Европе. Кадр из "Семнадцати мгновений весны".

Австрия — Англия (1934 г.) — Америка (1940 г.) — Бразилия. «В Бразилии очень много обезьян». Метания Цвейга по Европе. «Страшное моральное истощение». «Он был в общем-то здоров и материльно обеспечен». Миллионы людей, зажатых в жернова гигантской европейской мясорубки, могли только позавидовать писателю, комфортно устроившемуся в райском городке Петрополис и вместе с молодой женой делавшему вылазки на знаменитый карнавал в Рио. Смертельную дозу веронала в таких обстоятельствах обычно не принимают.

А может, Цвейг был частью мадагаскарского плана? Был замешан в схемах будущих ястреб-израэлитов и частично посвящен? Его метания... Чем он занимался? С другой стороны, «ястребиных» или провокационных мотивов на войну в произведениях не наблюдаем.

Цитируем In The Deathcar:
«...Но, если кто-то считает приезд гестапо по Вашу душу в Рио-де-Жанейро не основанием, то предлагаем поменяться местами, и «мы» вместе посмеемся. Это одна правда. Но есть и другая.

Цвейг, будучи новеллистом, погруженный в европейский материал, не мог не понимать, не отслеживать — в какую провокацию-яму втягивают белоевропейские ветви его соплеменники — и не захотел стать частью мадагаскарского плана, «змеиной» секретной схемы, выработанной ритуальным, объединенным лобби на озере Ванзее. Ведь триумф Гейдриха (а его происхождение стало предметом исследований в Израиле) в Ванзее был мимолетным. Цвейга, предположим, накрыл стыд — «стыд, который спасет человечество». И, безусловно, страх смерти».

…...

Были даже утверждения, что, «как личность, как писатель он был сформирован именно Европой, большое влияние, кстати, оказала на него русская литература». Какой Европой? Матрицей древнейших хвойных лесов? До разлета лингвистических ветвей в Европе? Что-то сомнительно.

Мог ли Цвейг (внешне похожий на типаж Шикльгрубера) своими действиями:

— метание по Европе, пересекая океаны и континенты (Англия – Америка – Бразилия),

— демонстративное заявление на публику о теоретически «единой» (выхолощенной Цвейгом) безоблачной Европе,

спровоцировать в феврале 1942 г. приезд в Рио-де-Жанейро шестерых гестаповцев? Был ли Цвейг ослеплен своими рафинированными «европейскими» универсальными миражами?

А также (второе предположение):

— мог ли Цвейг спровоцировать ястреб-израэлитов (спальня, отравленная лилиями, веронал, неуместный галстук) безапелляционным заявлением о «слишком мелкой сионистической проблеме по сравнению с проблемами Европы»?

Правда более всего во всей истории с Цвейгом и «парным самоубийством» беспокоит его прямое отождествление себя с Европой. Люди могут не понять... не подкоп ли под индентичность? не диверсия ли?

Спрашивается — какое отношение к Европе-архетипу имеет литературный деградант? Сколько людей «самоубилось» от чтения сомнительных «новелл»?


***
События, герои, место действия являются литературным вымыслом; также прошу не отождествлять героя произведения с автором.


Рецензии