Серёдыш

Туристический бизнес отличается от других сфер огромными бесплатными основными фондами. Чтобы произвести молоко нужно вырастить корову, её нужно где-то содержать, кормить, доить, молоко нужно сохранить и так далее. Чтобы искупать клиента в море нужно только море и ничего больше.

Море никогда никуда не денется. Номер в гостинице у моря стоит в десять раз дороже чем в гостинице, стоящей в степи на окраине шумного города. Клиент платит больше денег за море, которое хозяину гостиницы не принадлежит.

Точно так же проживание в гостинице, построенной на берегу Катуни, стоит намного дороже, чем проживание в городской гостинице с точно таким же уровнем обслуживания. Клиент платит больше не за сервис, а за Катунь, которая хозяину гостиницы не принадлежит.

 Катунь можно испоганить, лишить её тех достоинств, которые привлекают туристов, а для местных жителей являются святыней. Цитирую ниже сообщение в ок.ру моего земляка, айчанина Владимира Черткова. Володя поддержал мою идею издания айского альбома «Острова нашего детства»:

"Ребята! Верно! Острова детства без сомнения заслуживают отдельной темы! Но меня постоянно вгоняет в умиление наш каменный островок - Серёдыш по-нашему. Это где жили Штро, Косливцевы, чуть повыше. Это был наш корабль, наш капитанский мостик. Здесь себя чувствовал и капитаном дальнего плавания и пиратом, здесь была пристань и здесь особенно смело мечталось. Сегодня когда прихожу на это место , невольно начинаю искать приметы детства. Вот здесь купались, здесь плавали на лодке, здесь Саня Ощепков долбанулся башкой о подводный камень. (Это после того он такой умный)".

В 80-х годах во время Перестройки на Серёдыш и на другие гранитные монолиты айских порогов набросились приезжие строители с отбойными молотками. Валуны кололи на плиты и увозили в город для строительных нужд. Островки нашего детства стали на глазах исчезать.

Это были самые последние пороги Катуни. Возможно, До самого Ледовитого океана таких гранитных валунов не встретишь, а если и встретишь, то не на фоне таких красивых берегов и островов.

Тут как раз в районе объявили день открытого письма. Гласность позволяла унять тех, кто пытался безоглядно ускоряться. Я отправил в райком письмо, в котором выразил своё возмущение от имени всех айчан. Хозяйственникам на наши острова детства было наплевать.
 
Я это знал. Был другой аргумент, для начальства более серьёзный: «Ая со временем станет курортной зоной, на туризме Ая будет зарабатывать больше чем на животноводстве. Тогда вы эти камни потащите обратно на берег!» Пророчество моё сбылось, хотя тогда ему никто не верил, но на всякий случай райисполком запретил трогать последние пороги Катуни.

На снике тот самый Серёдыш. Снимок помещён в ок.ру Владимиром Черкаевым. Это копия хроники экспедиции В.В. Сапожникова за 1895 год. Участники экспедиции на реке Катунь у села Аи. Они стоят на Серёдыше, о котором писал Володя Чертков. 

Середыша больше нет на Катуни. Те Валуны, которые удалось спасти по-прежнему любимое место отдыха не только айчан, но и приезжих гостей. Чтобы привлечь клиентов турбаза «Медвежий Угол» украсила «свой берег Катуни» гранитными валунами, которые привезли им издалека.


Рецензии