Проповедь Иисуса о Царстве Божьем
Выйдя на общественное служение, Иисус, прощая людям грехи и исцеляя всякую болезнь, бросает вызов, сложившемуся порядку вещей, проповедуя учение о Царствии Божьем. Тема Царствия Божьего– основная в проповеди Христа : «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» ( Мф 4:23).
Иисус не дает четкого определения тому, что такое «Божье Царствие» и лишь намекает в притчах о его природе.
Он молит Бога о его пришествии : «да придет Царствие Твое, будет воля Твоя и на земле, как и на небе» (Мф. 6:10; Лк. 11:2). «Приблизилось Царство Божье», — провозглашает Иисус. Иными словами, Бог в осуществлении своего предвечного замысла должен был воцариться над Израилем и всей землей, даруя справедливость и милость народу своему и всему миру.
В основе проповеди лежала идея не о «небесах», а скорее, о преображенной земле (Ис. 11) , на которой царит всякого рода справедливость и мир, где всем всего будет в достатке и где, согласно пророку Михею, «никто (уже) не будет устрашать» людей (Мих. 4:4).
Учение Иисуса о Царстве Божьем отражено в Нагорной проповеди. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства,какими душевными качествами должны обладать христиане, чтобы обрести Царство. Следование этим качествам при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни в Царстве Божиим, которое является эсхатологическим Царством грядущего и в то же время начало которого могут ощутить в себе те, кто уже сегодня начинают жить по законам Бога.
Счастливы ( блаженны) нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5 и Лк 6 ), так как они обретут ЦБ.
Иисус поздравляет Своих учеников и последователей с тем, что, с обычной точки зрения, выглядит скорее бедой или наказанием, чем поводом для поздравлений, потому что с наступлением Божьего правления происходит великий эсхатологический переворот:все, что так дорого людям, теряет всякую ценность, но утверждаются ценности вечные, божественные, которые раньше часто бывали у людей в пренебрежении.Несмотря на земные лишения и страдания, на которые их обрекает бедность и угнетенное положение, их должна переполнять великая радость: они уже избраны Богом.
Поздравления Иисуса обращены прежде всего, к Его ученикам, к тем Двенадцати, которые всё оставили ради следования за Ним.В рассказе Луки о Нагорной проповеди это выступает еще яснее, чем у Матфея, потому что Нагорная проповедь следует непосредственно за избранием двенадцати (Лк 6:13).
Один богослов назвал Нагорную проповедь «проповедью по случаю посвящения в сан Двенадцати». Иисус произнес перед двенадцатью учениками проповедь перед тем, как они приступили к исполнению своей задачи.
С одной стороны, блаженства отражают апокалиптические представления Иисуса о наступлении Царства Божьего, а с другой - то, что оно уже наступает, что не многие, а лишь некоторые могут вкусить частично уже здесь и сейчас.
Те, кто идут за Иисусом и следуют его призывам, могут ощутить, какой будет жизнь в Царстве,где не будет войн,— и ученики Иисуса призваны быть миротворцами уже сейчас. В Царстве не будет ненависти — и ученики Иисуса призваны любить всех уже сейчас. В Царстве не будет несправедливости и угнетения — и ученики Иисуса должны уже сейчас бороться за права угнетенных. В Царстве не будет голода, жажды и нищеты — и ученики Иисуса уже сейчас должны помогать бедным и бездомным.
.
У иудеев,современников Иисуса, идея о грядущем ЦБ не выходила за рамки еврейской апокалиптики,которая возникла примерно за полтора столетия до Его рождения и была широко распространена в Израиле.Выражение "Царство Божие" является синонимом "Мессианского Царства" , о котором говорилось в книгах ветхозаветных пророков и относительно новой апокалиптической литературе, напр., первой книге Еноха и книге пророка Даниила. О явлении ЦБ на земле должен был возвестить приход Мессии.
Само выражение ЦБ ( или Царствие Небесное) – древнееврейская идиома, означающая время, когда в мире установится правление Божие, Его царствование. Для евреев этот термин обозначал наступление новой эры, где правителем будет Бог, где будут установлены новые отношения с людьми и со всем мирозданием.Это время, когда враги (напр., языческие державы) будут побеждены, когда установится та или иная вожделенная иудеями политико-социальная система.
Ничего этого в словах Христа нет. Он не прорисовывает пришествие ЦБ, не фиксирует его по времени и отодвигает на задний план его политические и национальные аспекты..
Как понимать противоположные свидетельства и гипотезы относительно ЦБ, если с одной стороны, иногда Царство описывается Им как нечто, лежащее в будущем, причём скором будущем, а с другой -представляется как реальность, уже существующая?
Например:
«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят ЦБ, пришедшее в силе.»(Мк 9:1). «В те дни... солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою... Не прейдёт род сей, как всё это будет.»(Мк 13:24–26, 30)
И в то же время, :
«Быв же спрошен фарисеями, когда придёт ЦБ, отвечал им: не придёт ЦБ приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там: Ибо ЦБ — среди вас.»(Лк 17:20–21)
Иногда даже в рамках одного и того же текста возникает противоречивая картина. Напр., cогласно Лк 17:20–21, приход Царства не будет виден; более того, создаётся впечатление, что Царство в будущем не предвидится, но оно уже присутствует среди людей. Но согласно следующему отрывку, Лк 17:22, приход Царства будет заметен всем и каждому:
«Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края небес, так будет Сын Человеческий в день свой».
Ещё менее понятны слова Лк 17:20–21 в свете Лк 17:28–31:
«Когда начнёт это сбываться... поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше... знайте, что близко ЦБ».
Можно выделить три логические возможности.
1.Иисус учил о Царстве как о будущем явлении, а идея Царства как нынешней реальности приписана ему христианами. т. е. фразы типа «не прейдёт род сей, как всё это будет» (Мк 13:30) аутентичны или, во всяком случае, верно отражают мысль Иисуса, а фразы типа «ЦБ — среди вас» (Лк 17:21) суть поздняя выдумка, сделанная христианами в ту пору, когда стало ясно, что апокалиптическое Царство не пришло.
2. Иисус учил о Царстве как о нынешней реальности, а идея апокалиптического Царства вроде «не прейдёт род сей, как всё это будет» (Мк 13:30), являются выдумкой христиан, находившихся под влиянием еврейской апокалиптики.
3. Иисус учил и тому, и другому, причём оба аспекта в его учении органично сочетались.
Т.о., проповедь Иисуса , если кратко, — о Царстве, о его скором приближении.
Учение Иисуса Христа в НЗ выражено в виде отдельных высказываний,проповедей и притч. Его деяния ( чудеса, исцеления, воскрешения) и Его образ жизни также рассматриваются как выражения учения.
Однако весть Христа о ЦБ, которую Он нес народу, была настолько новой и отличающейся от известной Его современникам, что Он Сам ( точнее, евангелисты) не вполне могли её полностью сформулировать.
«Новая реальность» ЦБ Христа, которая проходит красной нитью через Евангелие, не может быть выражена словами. ЦБ можно лишь уподобить чему- либо, существующему в мире, при помощи земных понятий и символов, и этим образам Иисус посвятил большинство своих притч.
Царство подобно «закваске в тесте» ( Мф13:33-35); оно созревает и прорастает в человеке незаметно, превращаясь из «горчишного зерна» в дерево, в ветвях которого укрываются птицы (Мф 13:31-32). Оно вытесняет в душе человека все его земные привязанности, подобно драгоценной жемчужине(Мф13:45-46) или бесценному сокровищу (Мф 13:44)….
Однако, по-настоящему новое в Его провозвестии ЦБ выражено у ЛК 7:22 (Мф 11:5):
«слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают , и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо мне(Лк7:23).
Приведенная фраза Христа представляет свободную комбинацию цитат Ис 35,5 и Ис 61,1
«Дух Господа Бога покоится на мне, ибо Господь помазал меня; он послал меня нести радостную весть нищим, исцелять сокрушенных сердцем, возвещать пленным освобождение и узникам - избавление от оков»(Ис 61,1 )
В иудаизме ЦБ несет эсхатологический смысл:
"И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино" (Зах 14:9). Установится господство Божье над всей полнотой бытия.
А вот слова великого пророка Исаи (65:17-25) , описывающее это идеальное Царство:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, ... А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю.. и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих...И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ...будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно .. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу... говорит Господь." ( Ис.65:17-25)
У Исайи — речь о Мессианском ЦБ ( или о Вечности) , где не будет слышно плача, будет царить веселье и радость.Не будут умирать прежде, чем насладятся полнотой земных дней.А умирая, не будут изуродаваны приметами старости и болезнями...
Это будущее ЦБ-гармоничное бытие, в котором не будет места злу , взаимному «пожиранию» друг друга.
То, что описывает пророк, – это не рай. Здесь смерть и тяжкий труд. Но в этом грядущем Царстве правят любовь и справедливость. Бог хочет земного мира, в котором эти ценности имели бы абсолютную власть, став задачей и целью всех, кто принял на себя бремя ЦБ.
«Да приидет Царствие Твое — Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
Царствие Божие — это общество на земле, в котором воля Божия исполняется так же совершенно, как это делается на небе.
Иисус ссылается на совершенные им исцеления, в которых видит недвусмысленный признак того, что новая эпоха уже наступила: «Если я изгоняю бесов Божьим перстом, значит, дошло до вас Царство Божье» (Лк 11:20).
Иисус сообщает гонцам Иоанна также о втором факте, который свидетельствует о смысле его публичной деятельности: бедным возвещается о Спасении. Тем самым Иисус напоминает о словах пророка Исайи (61:1–2), которые с момента крещения были особенно значимы для Иисуса:
«Дух Господа Бога — на мне, потому что Господь меня помазал.
Он отправил меня возвещать обездоленным о Спасении,
исцелять сокрушенных сердцем,пленникам объявить свободу,узникам — освобожденье.."
Эти слова были прочитаны Иисусом в синагоге в самом начале его деятельности ( Лк 4:16–21).
Хотя Иисус и не сомневался в том, что «Царство Божье» наступило уже сейчас — в его провозвестии и в совершаемых им исцелениях, он осознавал также, что в этом веке праведники и грешники, добрые и злые неизбежно сосуществуют, живут рядом друг с другом. Он выразил это в притче о сорняках среди пшеницы (Мф 13:24–30) и в притче о неводе (Мф 13:47–52). Разделения и Суда еще нужно ждать — ждать до времени жатвы. Сейчас — время возвращения к Богу. Иисус призвал учеников и уполномочил их вместе с ним приобретать людей для Царства Божьего: он позволил им стать «ловцами людей» для Иисуса (Мф 4:19; Мк 1:17; Лк 5:10). Возникло движение, благодаря которому Божье Царство должно было стать реальностью уже сейчас и повсюду, среди этого мира.
Далее приводятся несколько притч о Царстве Божьем, описывающих то, что невозможно описать человеческими словами, а можно выразить только иносказательно:
http://proza.ru/2024/02/06/1820
http://proza.ru/2024/02/07/1014
http://proza.ru/2024/02/14/1809
Свидетельство о публикации №224061400707