Про этноним Татары

Вторым народом по численности населения в России являются татары. Древняя история их богата на события, но в ней присутствуют и белые пятна и загадки. Одним из нерешенных вопросов остается происхождение этнонима. Путаницу добавляет использование термина татары и как этноним, и как политоним, и как соционим. Например, в Российской империи термин «татары» имел довольно широкое применение в отношении разных народов: татары горские (карачаевцы и балкарцы), нногайские (ногайцы), закавказские (азербайджанцы), абаканские (хакасы), кузнецкие (шорцы), кундровские (карагаши), волжские (татары), черневые (тубалары), чулымские, алтайские, сибирские, кавказские, барабинские, крымские и другие.

Как отмечал В. Н. Татищев: «Европейские писатели все как историки, так географы, вместо турок всю восточно-западную Азию Великая Татария именуют, но с чего это имя взято, неизвестно, и у древних нигде не упоминаемо, только Птоломей народ могулцы упомянул. В лексиконе историческом под именем татар разные и нисколь к оным не принадлежащие народы заключены… Русские историки хотя их татарами именуют, но они сами оного не употребляли, а именовались монгу и монгалы, как в грамотах ханов их и князей указано. До сих пор, как выше сказал, кроме европейских, сами татарами не зовутся. Что же крымские, астраханские и прочие татарами зовутся...».

Сегодня в исторической науке существует три основных версии происхождения татар, прежде всего, казанских. Естественно, первой гипотезой выступает связь с татаро-монголами, которые завоевали обширные пространства Евразии. Часть исследователей считают, что этногенез проистекал между монголами-завоевателями и тюрко-финскими племенами, обитавшими в Поволжье. Третье направление называет татар прямыми потомками булгар, получившим название от тех же татаро-монгол.

 Наряду с археологией, источниковедческими материалами, пролить определенный свет на появление татар могла бы этимология их названия.

Исследователи предлагают множество версий (более трех десятков), которые грешат изъянами и противоречиями. Наиболее популярен конструкт из древнетюркского тат- «чужой» и -ар «мужчина», обозначающий якобы чужака из иранских народов, то ли китайцы так называли некитайцев  (смешались в кучу тюрки, иранцы, китайцы, в которой непонятно, кто кому чужой, кто – свой). Другой состав этнонима выражают как тау «гора» и тар/тор «жить», т.е. «горный житель», что мало соответствует географическому ареалу татар. Как обычно, рассматривается и антропоним – в данном случае Татар, праправнук Джучи, хотя само имя хана остается без этимологии. Имеются варианты этимологии от  персидского слова тептер (дэфтэр - тетрадь, записанный в список), которое пытаются трактовать в смысле «колонист».

Первым выяснить происхождение этнонима татары предпринял итальянец Плано Карпини, пытаясь связать его с одноименным гидронимом. Имеются и романтические варианты, предлагая рассматривать название татары как соционим со значением народ-воин. Не упустили исследователи и греческую мифологию, в которой тартар обозначал потусторонний мир, ад. В этом случае и происходила трансформация тартаров – жителей подземного царства в татар, которых определяли, как людей, несущих ужасы и страдания, что находило подтверждение при нашествии монголо-татарских орд на Европу. Однако такой подход противоречит историческим упоминаниям татар до монгольского вторжения и использование данного этнонима не только в европейских хрониках.

Мы же отметим, что татары впервые упоминаются в надписи 732 года в честь Кюль-Тегина, в которой речь идет о племенных союзах «отуз-татар» и «токуз-татар» в качестве врагов Кюль-тегина. Важно, что сам термин в исторических хрониках определяет несколько этногрупп. Так, мы встречаем татар белых, черных, анчи-, отуз-, токуз- и прочие сообщества, т.е. наблюдается некая собирательность термина. В целом, исследователи отмечают, что в средние века под этнонимом «татар» упоминались довольно широкий круг кочевых племен Саяно-Алтайского края, Монголии и окрестных территорий Центральной Азии.

Столь широкому определению термина должна соответствовать и широкая географическая особенность. Приведенным историческим и географическим условиям лингвистически может отвечать алтайская языковая среда. Именно здесь мы можем отыскать решение проблемы – в основе изучаемого этнонима «татары» лежит алтайский корень *t’at’u «струп, сыпь», в рамках которого развились протомонгольское *tatir «с редкой растительностью» и далее монгольское *tatir > киргизское tat;r «степь» (в якутском tatir, в прототюркском *tat «ржавчина, пятна на лице»).
 
Таким образом, мы можем утверждать, что хороним Татария имеет значение Степь (в средневековой европейской картографии Тартария могла обозначать «Великая степь») и, соответственно, демоним/этноним татары – «жители степей, степняки, кочевники». В подобном контексте использование данного названия в определении различных этногрупп становится понятным, ясным и разумным.

Дополнением выступает и двойственность характеристики этнонима, когда подразумевалось и цветоопределение облика (рыжие) его представителей. Такой атрибутив мы отмечаем, например, у некоторых групп печенегов, называемых кангар  (протомонгольский корень *kong- «светло-коричневый» и прототюркский *Kongur «рыжевато-бурый, темно-бурый») и хазар (татарское/казахское кызар-у «краснеть»), причем, в обоих случаях этимология этнонимов восходит к тюркской основе.
 
Столь древнее происхождение этнонима позволяет говорить, что нынешний народ татары являются потомками жителей Великой Империи Евразийских степей. Именно территорию Евразийских степей с ее «ржавыми пятнами» песков и солончаков характеризует выявленный термин «татары». Данная этимология теперь, безусловно, поможет историкам различных дисциплин уточнить появление и этногенез татарского народа.


Рецензии
Я бы не стал искать корни от слова "татары"..
В истории много примеров когда целые народы попадали в те или иные категории, из-за безграмотности и лени завоевателей..
Вспомните индейцев обеих Америк - и ничего, прижилось..
Уже не говоря о многочисленных народах нашей необъятной Родины, которых именовали и переименовывали неоднократно..
А про татар скажу - это лукавый народ, который никогда не откажется от добра которое само плывет в руки.
Они будут согласно кивать, если башкир, киргизов или еще какой народ тоже назовут татарами.. ))

http://proza.ru/2021/05/14/279

Бадма Утегилов   03.10.2024 19:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.