На переломе или на сломе
Областной комитет по здравоохранению начал серию крупномасштабных проверок ряда ведущих медицинских учреждений. Цель – провести глубокий анализ положения дел в здравоохранении, выяснить, каковы реальные результаты перехода лечебных учреждений на систему медицинского страхования.
Известно, что эта система, как и нынешнее положение дел в здравоохранении, очень неоднозначно расценивается и самими медиками, и немедицинской общественностью. Наряду с определёнными плюсами (зачастую только теоретическими), выявились и вполне реальные минусы.
К примеру, врачи так и не стали зарабатывать по труду, к чему стремились организаторы здравоохранения, вводя новую для нас систему. Да и как это могло случиться, если источники финансирования в виде бюджетов различных уровней столь скудны, что позволяют поднять планку проплат по счетам лечебно-профилактических учреждений лишь до среднего уровня в семьдесят процентов? А всё остальное – это работа «в долг», а если говорить откровенно, то просто за спасибо. Поэтому и оказались в целом безуспешными все попытки главных врачей уйти от связывающей инициативу медиков по рукам и ногам тарифной сетки.
Вариант медицинского страхования в реально сложившемся у нас виде – это способ распределения бюджетных средств. Но способ хитрый, при котором содержание лечебных учреждений осуществляется за счёт тех средств, которые получают (причем не полностью!) за свою лечебную деятельность трудовые коллективы. Иными словами, они содержат ЛПУ за счёт собственных средств, которые должны были получить «по труду» в виде зарплаты. Не поэтому ли медики так и не выйдут из той категории трудящихся, доходы которой вызывают лишь смех сквозь слезы?
А что же хозяева самих ЛПУ, коими по закону являются в большинстве муниципальные органы власти?
Они теперь переложили заботу о своей собственности на плечи наёмных работников – медиков – и действуют по отношению к ним зачастую по принципу: хочешь пахать мое поле, купи свой трактор. Конечно, многие местные администрации, как могут, помогают поддерживать техническое состояние своих ЛПУ. Но в том-то и дело, что именно «как могут». А надо бы, чтобы именно местные администрации на правах собственника полностью взяли на себя содержание медицинских учреждении.
Увы, мы вынуждены признать, что рынок медицинских услуг у нас так и не стал саморегулирующимся. Причина – острый дефицит бюджетных средств, собираемых на нужды медицинского страхования. При нынешнем небывалом за всю новую и новейшую историю экономическом кризисе России собрать даже минимально необходимую для «прожиточного минимума» сумму денег на здравоохранение оказалось нереальным. А ведь любой организм – живой или общественный, находясь на голодном пайке, впадает в дистрофию. Следующий этап – агония и гибель.
Однако и в этих условиях появляются «потёмкинские деревни», благодаря особым отношениям отдельных главврачей с руководством страховых компаний. Иначе чем объяснить такой факт, что реальная проплата различных ЛПУ за июнь–июль колеблется от пяти до ста пятидесяти процентов, хотя была договоренность оплачивать всем не менее семидесяти процентов от выставленных счетов?
И как отнестись к тем главврачам, которые ухватили больше своих коллег? Казнить? За что? Ведь именно у них больные получают такую помощь, которую должны получать. Миловать? Уж не за то ли, что, получив побоьше, они оставили других главврачей и других больных даже без минимума прожиточных средств? И как тут быть руководителям нашего обнищавшего здравоохранения? Дать ли восторжествовать применительно к ЛПУ дарвиновскому принципу «выживает сильнейший»» Либо добиваться равномерного полуголодного финансирования и смотреть, как чахнут на корню и сильные, и слабые больницы?
Первый вариант неизбежно приведет к тому, что часть населения (особенно в сельской местности) вообще лишится реального доступа к медицинской помощи (и ведь не один ФАП на селе уже закрылся!).
Второй – не лучше, все получат поровну, но жалкие крохи.
А между тем здоровье населения всё хуже и хуже. Ситуация по инфекционным заболеваниям в области сейчас такая же, как в тридцатых годах. В нынешнем году зарегистрировано восемь случаев лептоспироза, чудом «проскочили» чуму и сибирскую язву. На подходе дифтерия. Положение с вирусными инфекциями достигло беспрецедентной остроты. Идёт активное накопление вирусной патологии (гепатиты В и С, ВИЧ, цитомегалия, герпес и другие). Пока ещё пострадавшие находятся в стадии скрытой болезненности. Но всё тайное рано или поздно становится явным. И к этому моменту мы все должны быть готовы.
А это значит – должны найти деньги. Надежд на то, что заработают предприятия, пока, увы, нет. Поэтому руководители здравоохранения всех рангов склонны искать внутренние резервы и выжимать из них, как из лимона, последние соки. Резервы эти, по мнению некоторых управленцев, ещё есть.
К примеру, выяснилось, что за минувшее полугодие число пролеченных больных уменьшилось, а количество врачей увеличилось. Есть высокое мнение, что сей факт означает снижение эффективности работы ЛПУ. Но есть и другое: лечить стали лучше, больше внимания уделять каждому больному.
Никто пока не знает, какова стоимость медицинских услуг. Надо выяснять, что рентабельно, что нет, считают некоторые. Да только, по самым скромным подсчетам, хирург должен получать не менее четырех миллионов рублей в месяц. Да и остальные врачи заслуживают гораздо больше того, что имеют. Так не лучше ли пока не считать вообще?
Безвыходна ли ситуация? Возможно, что нет. По крайней мере, областной комитет по здравоохранению твердо намерен держать её под контролем. С этой целью в нем недавно создан информационно-аналитический отдел, в задачу которого входит отслеживание всех процессов, происходящих в сфере здравоохранения, поиск перспективных путей выхода из кризиса. Что же касается медицинского страхования, то дело, наверное, и не в нём, а в том, что любая форма организации здравоохранения требует адекватного финансового обеспечения. А его-то и нет у нынешних организаторов здравоохранения. Причём не по их вине.
Свидетельство о публикации №224061501051