Жизнь, равная эпохе. Родина, рождение, семья

На фото слева направо Габдулла, Михраф, Рокия и Рашида (девочка) Нуруллины, 1936-1937 годы, Волжск, Марийской АССР

Историко-биографический очерк за период 1927-1993 г.г.
Сыну Георгию и дочери Елене, чтобы не забывали корней, знали, чем мы жили. Вместо завещания.

Предисловие редактора

Предлагаемый вашему вниманию очерк моего отца подвергся редакторской правке, которая коснулась неточных цифр и событий, при сохранении стиля произведения. У отца не было намерения публиковать единственное своё литературное произведение, и я счёл возможным сделать кое-какие купюры, чтобы не утяжелять очерк. Все мои уточнения заключены в скобки.

15.06.2024, Георгий Нуруллин

Предисловие автора

Сделать эти записи-воспоминания меня побудили два обстоятельства:
Первое - мы мало что знаем о своих предках, ни записей, ни биографий, ни великих дел они не оставили. Жизнь бурной эпохи революции всех отпрысков наших родов разбросала по стране. Даже соседей, знавших наших дедов и отцов у нас нет. Мы оказались от родины далеко.
Второе - моя сознательная жизнь прошла в эпоху строительства «фундамента социализма», «социализма», «развитого социализма», который, как предполагали теоретики, был преддверием коммунизма. На моих глазах происходит гибель этой общественной формации, и мне хотелось, чтобы дети знали о моём отношении к этим событиям. Практически я пережил всех «вождей» государства, не застав лишь на три года В. И. Ленина и проводив в отставку последнего деятеля СССР и коммунистической общественной формации президента Горбачёва М. С.
С приходом на политическую арену президента РСФСР Б.Н Ельцина, на мой взгляд, началась великая контрреволюция и откат России к капитализму. 42-й президент США Уильям Клинтон в своей программной речи победу над коммунизмом оценил как величайшую победу демократического (читай капиталистического) мира.
Сразу оговорюсь, что я являюсь порождением и продуктом своей эпохи. С детства я впитал коммунистические идеи, они стали моими убеждениями.

Глава первая

Родина, рождение, семья.

Я, Нуруллин Михраф Габдуллович, родился 3 мая 1927 года в д.Тланчи Актанышского района (согласно свидетельству о рождении, в селе Тлянче-Тамак ныне Тукаевского района Татарстана, умер 7 июля 2000 года в Ижевске) в семье сельского священника.
Отец мой Нуруллин Габдулла Нуруллович, 1896 г.р.(родился в Старом Кадырметово Актанышского района Татарстана, умер в Кояново Пермского края в 1978 году), грамотный для своего времени человек (это был человек, владевший татарским, арабским и русским языками, имел специальность топограф и был офицером в царской армии - такова была его «грамотность»). Окончил медресе. Принимал участие в первой мировой войне, был ранен в область сердца и правую ногу. После демобилизации вернулся в деревню (Старое Кадырметово) и был назначен муллой. В 1921 году женился на моей матери.
Мать моя Нуруллина (Хаирзаманова) Рокия Хаирзамановна, 1896 года рождения (умерла в 1971 году в городе Чайковском, Пермского края), родилась в деревне Агбае (такой деревни в Татарстане нет, скорее всего в Старом Агбязово Актанышского района Татарстана). Умела читать с переводом по-арабски, писать по-татарски арабским шрифтом, толковала Коран (свободно владела татарским и разговорным русским).
Служба муллой сыграла роковую роль в судьбе не только отца, но и всех нас (мой отец не знал, его отец был насильно рекрутирован в 1919 году в армию Колчака и это могло быть известно властям, чего, конечно, следовало опасаться в годы репрессий). В эти годы священнослужители подвергались гонениям, особенно усилились они в период коллективизации. Часть служителей культа арестовывалась, без суда ссылалась. Решив избежать такой участи, зимой 1930 года отец уехал из деревни (Тланчи), сначала один, поступил работать работать чернорабочим, так тогда назывались разнорабочие, на кислотный завод на окраине Перми.
Дом наш в деревне (Тланчи) помню смутно: это был дом средних размеров, без перегородок, с русской печью посредине, три окна на улицу, от одной до другой стены поперёк дома были сделаны сплошные нары высотой от пола около 60 см и в длину около 2-х метров.Ночью нары служили общей кроватью. Постели расстилались одна к другой, можно было раположить хоть 20 человек. Днём постель убиралась, складывалась в дальний угол стопой, а нары могли быть превращены в место намаза, служили местом приёма пищи, местом рукоделия. Во время приёма пищи на нарах расстилалась скатерть, люди рассаживались вокруг неё, сидя по-турецки. Столов и стульев не полагалось иметь. Под нарами могла храниться кое-какая утварь. Перпендикулярно нарам, от нар до дверей располагалась широкая скамейка, на которой можно было даже прилечь. Над дверью, возле печки располагались полати. В холодное время года дети обычно спали там. Из избы был выход в сени, а из сеней прямо в клеть, а сбоку на улицу. Обычно клеть рубилась в паз без мха и пакли, служила для хранения зерна, муки и других продуктов, там могли стоять и сундуки с одеждой.
За избой был огород, в дальнем углу огорода – баня.
Все избы в деревне были однотипны, отличались, в зависимости от богатства хозяев, размерами, числом амбаров и пристроек для скота. Я прожил в этой избе от рождения до трёх лет.
Был у меня старший брат Мизхат, помню смутно, 7 лет от роду он умер и похоронен на кладбище этой деревни (т.е. Мизхат родился примерно в 1922 году и умер в 1929).
Из других предков по прямой линии я никого не видел и знаю лишь по рассказам, что мой дедушка по матери Хаирзаман (Фаттахов) выехал в Ижевск в те же годы (1930) и вскоре там умер (1932). У него было две жены (Мафтуха и Омегульсум). В Ижевске у меня были три тёти от неродной бабушки. Сейчас там живёт много их потомков. С некоторыми из них, Баниёй, Рабигой и их детьми связь не потеряна до сих пор.
У мамы был родной брат Тархан, работавший прокурором г. Набережные Челны. Репрессирован в 1940 г.(сидел в тюрьме), судьба неизвестна (вышел из тюрьмы, стал директором молочного завода, призван в армию в 1942, был ранен, пропал без вести в июле 1942). У него остались три дочери, одна из них, Лена Степанова живёт в Казани. С ней и её детьми Игорем и Андреем поддерживаем связи до сих пор.
Старшая дочь Тархана Флёра жила в Душанбе, а младшая Роза – в Белгороде (затем в Белоруссии).
Была у меня единственная, оставшаяся в живых сестра – Рашида, с 1934 г.р. Умерла в Ижевске от болезни сердца в 1977 году. В Ижевске из самых близких родственников живёт дочь Рашиды, моя племянница Роза (1960-2010), замужем за Сергеем Хазовым, инженером механического завода. Роза закончила физфак Ижевского университета, инженер-программист.
После такого вступления, постараюсь кратко проследить свой жизненный путь с оценкой событий этого драматического отрезка нашей истории.

Михраф Нуруллин,1993 год,
станица Дондуковская Краснодарского края

Продолжение следует


Рецензии