Каждый камень в Риме
Последнее посещение Вечного города случилось после нескольких безысходных лет всемирной напасти – гнетущего, тягостного ковида. Рим ошеломил непомерными, говоря библейским языком, избыточествующими толпами туристов. И хотя индустрия туризма приносит значительный доход, она изрядно портит сам облик Вечного города. Неряшливые толпы, снующие по прославленной столице высокой моды, оставляют за собой кучи мусора, с которым едва справляются терпеливые итальянцы. На улицах Вечного города английский язык слышится чаще, чем итальянский. Сами итальянцы сетуют на то, что многие дома в благословенной Италии (особенно в Тоскане) скуплены американцами. Да и многие римские дома, даже в таких самобытных и колоритных районах как Трастевере, преобразованы зарубежными владельцами в апарт-отели. Сверх того, повседневная жизнь и перемещения по Риму осложняются подготовкой к следующему юбилейному 2025 году.
Традиция празднования юбилейного года восходит к библейскому обычаю, по которому в конце каждого полувека наступал один год, целиком посвященный Богу и отдыху от земных забот. В это время земля не обрабатывалась, рабов отпускали на свободу, всех должников прощали, заключенных выпускали из тюрем. Начало юбилейного года оглашалось звуками сделанных из бараньего рога труб, которые назывались «джобель». Отсюда и пошло слово юбилей.
У христиан юбилейный, или Святой год приобрел исключительно религиозное значение, и прощение долгов преобразовалось в обряд прощения грехов. В католическом Риме он называется индульгенцией. После покаянной исповеди и причастия паломник должен посетить, как минимум, четыре патриаршие базилики и пройти через «Святые врата» (Santa Porta). Ибо, как гласят приведенные в Евангелии от Иоанна слова Иисуса: "Я есмь врата. Всякий, кто войдет через Меня, будет спасен". Эти священные, обычно закрытые, а прежде даже замурованные двери, открываются только в Юбилейный год. Сам Папа римский в начале юбилейного года, исполняя специальный ритуальный обряд, открывает Святые двери и закрывает их в конце юбилейного года.
Первым юбилейным годом в Риме по решению папы Бонифация VIII был провозглашен 1300-й год. Сначала предполагали, что юбилеи будут отмечаться раз в сто лет, в начале каждого столетия. Но уже в 1350 году интервал между юбилейными годами решили сократить до 50 лет, затем до 33 лет (время земной жизни Иисуса Христа), а в XV веке папа Павел II повелел праздновать юбилеи каждые 25 лет, по юбилею на каждое поколение.
Случалось, что увековеченные традиции празднования юбилейного года нарушались. В 1875 году в Вечном городе случился, так называемый «безмолвный» юбилей. После знаменитого штурма Рима 20 сентября 1870 года образовалось единое итальянское государство, в состав которого была включена и Папская область. На её территории папа Пий IX был лишен светской власти. В ответ Пий IX объявил себя «пленником или затворником Ватикана» и никогда не покидал пределов своего государства вплоть до самой смерти. В связи с этим юбилейный 1875 год отмечался неформально, можно сказать келейно. На церемонии присутствовало только римское духовенство, без обычной многолюдной толпы и без традиционной церемонии открытия и закрытия Святых дверей. Самоизоляция папы длилась более 50 лет, вплоть до заключения Латеранских соглашений 1929 года между Ватиканом и итальянским государством.
В начале 2000 года, названного «Великим Юбилейным», папа Иоанн Павел II впервые в истории на весь мир провозгласил пространную, покаянную молитву «Mea culpa» («Мой грех»). От имени Католической церкви понтифик молил Господа о прощении грехов, совершённых католической церковью на протяжении её тысячелетнего существования.
Римские Папы имеют право объявлять и внеочередные Юбилейные годы. В апреле 2015 года в связи с нескончаемыми войнами и катастрофическими волнами миграции в Европу папа Франциск объявил о проведении внеочередного Юбилейного года. Он проходил с 8 декабря 2015 года по 20 ноябрь 2016 и был посвящен Божественному милосердию, ибо, по словам Папы, «сострадание есть главный закон для сердца каждого человека, независимо от его вероисповедания».
В отличие от предшествующего торжественного юбилея 2000 года, на приуготовление которого ушло 5 лет, последний внеочередной юбилей был подготовлен всего за семь месяцев при участии тысяч добровольцев. И первая Святая дверь была открыта не в Ватикане, а в сердце Африки, в кафедральном соборе столицы Центральноафриканской республики – Банги. Как сказал Папа Франциск, во исполнение принципа «близости к окраинам земли» и в условиях, когда «последние да станут первыми».
Символом этого юбилейного года стало выполненное падре Марко Рупником из Словении изображение Иисуса, несущего на плечах Адама, в знак божественной и милосердной поддержки рода человеческого и каждого человека, каждого потомка Адама.
Надо сказать, что туристам и паломникам, приехавшим в Вечный город на несколько дней в преддверии очередного Юбилейного 2025 года, можно посочувствовать. Из-за проведения ремонтных работ центральные улицы невообразимо и безобразно перегородили, оставив для прохода узкие коридоры. Беднягам часами приходится выстаивать в очередях к Ватикану, Колизею и Пантеону, куда к тому же вход стал платным - 5 евро. Какое же впечатление останется у человека после такого посещения Вечного города?!
Впрочем, любознательный турист всегда будет вознагражден, зайдя в любую церковь. А храмы в этом уникальном городе встречаются на каждом шагу, и едва ли не каждый из них имеет свою историю и содержит бесценные художественные сокровища, которые могли бы составить славу любого музея. Похоже, что сами итальянцы недооценивают многообразия и бесконечной ценности своих сокровищ.
Впрочем, чтобы постичь душу Вечного города, достаточно заглянуть в многочисленные уютные дворики, отгороженные от суеты и многолюдия. Городской шум остается за спиной, в глубине двора тихая струя падает в чашу фонтана, выполненную из заботливо восстановленного древнего саркофага. Надо сказать, что римляне, трепетно относящиеся к истории своего города, берегут не только древние памятники и сооружения, но сохраняют даже мельчайшие осколки со следами прошлого. Самые, казалось бы, невзрачные находки, старые плиты, осколки камней со следами древних надписей они закрепляют в стенах церквей, монастырей, исторических сооружений и даже на стенах простых домов. Потому каждый камень в Риме имеет свою вековую историю, а Рим справедливо зовётся Вечным городом.
К примеру, брусчатка, которой вымощена площадь Святого Петра. Предание рассказывает, что однажды на подъезде к собору папская карета застряла в размокшей от дождей земле и стала опасно крениться на бок. Подоспевшие слуги помогли обеспокоенному Папе выбраться из экипажа. Подобрав полы сутаны, увязая в грязи и с трудом сдерживая праведный гнев, Понтифик распорядился немедленно приступить к мощению площади.
За выполнение этой ответственной работы взялся в 1725 году любимец понтифика, мастер-самоучка Никола Забалья. (См. «Купол собора Святого Петра). Собранная им бригада каменщиков принялась вырубать из крепкого, темного базальта клиновидные бруски размером 12х12х18 см и вымащивать ими площадь. От названия площади Сан Пьетро эти бруски получили свое название санпьетрини или сампьетрини. Специальным деревянным молотком эти камни просто вбиваются в слой песка или мягкой почвы на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы влага после дождей уходила в зазоры между брусками и впитывалась почвой. В результате получается очень прочное, пружинистое, экологически чистое, «дышащее» покрытие, исключающее образование луж. С той давней поры этот простой и необычайно прочный материал стал использоваться для мощения других площадей и улиц Рима. Но, несмотря на прочность, и эти покрытия при отсутствии ремонта становятся неудобными. Особенно для пешеходов в нарядной обуви, скажем, для дам на каблуках.
В 1817 в брусчатку на площади Собора Святого Петра вмонтировали меридиан со знаками зодиака, на который в полдень падает тень от стоящего в центре площади обелиска. Сбоку от него разместили также мраморные диски с изображением розы ветров, и два диска, отмечающие дни летнего и зимнего солнцестояния. Любознательному и внимательному туристу будет интересно отыскать здесь неприметный, но весьма занимательный камень, по которому каждый день топчутся, не замечая, тысячи посетителей Ватикана.
Происхождение этого таинственного камня доподлинно неизвестно. Потому со временем с ним оказались связаны даже не одна, а несколько смутных и довольно невнятных легенд Вечного города.
В народе камень получил название «Сердце Нерона». На нем и вправду сохранилось изображение, напоминающее по форме сердца. Некогда на ватиканских холмах располагались так называемые «Сады Нерона», где сумасбродный император. любил устраивать гонки на колесницах. После жуткого пожара, случившегося в ночь с 18 на 19 июля 64 года, и за пять дней уничтожившего половину Рима, в поджоге обвинили христиан. Как рассказывает оспариваемое некоторыми учеными предание, здесь, на окраине Вечного города Нерон устроил извращенное, жуткое зрелище, предавая мучительной казни осужденных на смерть христиан. Некоторых несчастных вымазывали в смоле и поджигали как факелы, других одевали в шкуры диких животных и натравливали на них охотничьих собак.
Более поздние, менее ужасающие и более романтичные легенды увязывали необычный камень с Микеланджело, долгое время работавшим в соборе Святого Петра. Полагали, что мастер высек этот санпьетрино» в память о своей несчастной любви. Другие приписывали авторство Джан Лоренцо Бернини, автору неповторимой колоннады вокруг площади, который якобы сетовал на то, что за всю свою жизнь он так и не встретил настоящей любви.
Еще одна легенда гласит, что камень был высечен несчастной женщиной в память о любви к супругу, невинно осужденному на смерть и казненному на этой площади.
Более прозаичные и более осведомленные специалисты говорят, что появление необычного камня, вероятнее всего, связано с именем аббата-астронома Филиппо Луиджи Джилия. Именно он во время реставрации площади в 1817 году разместил среди темных брусков санпьетрини беломраморную Розу ветров. Он же провел сложнейшие математические расчёты и выложил на другой стороне площади линию меридиана со знаками зодиака, на которую в полдень падает тень от ватиканского обелиска.
Предполагают, что именно аббат Джилий и разместил здесь камень, получивший название «Сердце Нерона». Дело в том, что помимо занятий астрономией аббат Филиппо Луиджи Джилий был также весьма опытным натуралистом. В ватиканских садах у него был участок, где аббат разводил необычные растения, вывезенные из Южной Америки. В 1789 году он даже написал книгу по ботанике под названием: «Фитологические наблюдения относительно экзотических растений, привезенных в Рим». В книге приведены рисунки растений, которые теперь нам всем известны, а вот жителям Рима они в ту пору были ещё неведомы. В одной из глав книги приведено занятное описание растения, которое аббат гордо именует “solanum lycopersicum pyriforme”, и которое представляет собой помидор. Ведь родина помидоров находится в Южной Америке. Как раз в это время их завезли оттуда и начали впервые разводить в Европе. Согласно описанию аббата, этот помидор напоминал по форме сердце. Так что не исключено, что хитроумный аббат и воспроизвел это «сердце» на поверхности одного из камней.
Чтобы отыскать среди тысячи одинаковых санпьетрини таинственный камень, надо подойти к мраморной Розе ветров, выложенной слева от обелиска, если стоять лицом к собору. Эта Роза ветров указывает на преобладание юго-восточных ветров («зюд-овест»), которые называются “libeccio“ – «либеччо». Обследуя соседние, безликие санпьетрини, вы непременно обнаружите таинственный камень с изображением сердца.
Свидетельство о публикации №224061501325