Каждый камень в Риме

(Из цикла «Азбука Рима»)
 
    Последнее посещение Вечного города случилось после нескольких  безысходных лет  всемирной напасти – гнетущего, тягостного ковида.     Рим ошеломил непомерными, говоря библейским языком,  избыточествующими толпами туристов.  И хотя индустрия туризма приносит значительный доход, она изрядно портит сам облик Вечного города. Неряшливые толпы, снующие по прославленной столице высокой моды, оставляют за собой кучи мусора, с которым едва справляются терпеливые итальянцы. На улицах Вечного города английский язык  слышится чаще, чем итальянский. Сами итальянцы сетуют на то, что многие дома в благословенной Италии (особенно в Тоскане)  скуплены американцами. Да и многие римские дома, даже в таких самобытных и колоритных районах как Трастевере, преобразованы зарубежными владельцами в апарт-отели.   Сверх того, повседневная жизнь и перемещения по Риму осложняются  подготовкой к следующему юбилейному 2025 году. 
    Традиция празднования юбилейного года   восходит к библейскому обычаю, по которому в конце каждого полувека  наступал один год, целиком посвященный Богу и отдыху от земных забот.   В это время земля не обрабатывалась, рабов отпускали на свободу, всех должников прощали, заключенных выпускали из тюрем.     Начало юбилейного года оглашалось звуками сделанных   из бараньего рога труб, которые назывались «джобель». Отсюда и пошло слово юбилей. 
    У христиан юбилейный, или Святой год   приобрел исключительно религиозное значение, и прощение долгов преобразовалось в обряд прощения грехов. В католическом Риме  он называется индульгенцией. После покаянной исповеди и причастия  паломник  должен посетить, как минимум,  четыре  патриаршие базилики  и пройти через «Святые врата» (Santa Porta). Ибо, как гласят приведенные в Евангелии от Иоанна слова Иисуса: "Я есмь врата. Всякий, кто войдет через Меня, будет спасен".  Эти священные, обычно закрытые, а прежде даже замурованные двери, открываются только в Юбилейный год. Сам Папа римский в начале юбилейного года, исполняя  специальный ритуальный обряд, открывает Святые двери и закрывает их в конце  юбилейного года.
    Первым   юбилейным годом в Риме по решению папы Бонифация VIII был провозглашен 1300-й год. Сначала предполагали, что юбилеи будут отмечаться раз в сто лет, в начале каждого столетия. Но уже в 1350 году интервал между юбилейными годами решили сократить до 50 лет, затем до 33 лет (время земной жизни Иисуса Христа), а в XV веке папа Павел II повелел праздновать юбилеи каждые 25 лет, по юбилею на каждое поколение.
     Случалось, что увековеченные традиции празднования юбилейного года нарушались.     В 1875 году в Вечном городе случился, так называемый «безмолвный» юбилей. После    знаменитого штурма Рима 20 сентября 1870 года  образовалось единое итальянское государство, в состав которого была включена и Папская область. На её территории папа Пий IX был   лишен светской власти.  В ответ Пий IX объявил себя «пленником или затворником Ватикана» и никогда не покидал пределов своего государства вплоть до самой смерти.  В связи с этим  юбилейный 1875 год отмечался неформально, можно сказать келейно. На церемонии присутствовало только римское духовенство, без  обычной многолюдной толпы и без традиционной  церемонии открытия и закрытия Святых дверей.  Самоизоляция папы  длилась более 50 лет, вплоть до  заключения Латеранских  соглашений 1929 года между Ватиканом и итальянским государством.
    В начале 2000 года, названного «Великим Юбилейным», папа Иоанн Павел II  впервые в истории на весь мир провозгласил пространную, покаянную молитву  «Mea culpa» («Мой грех»). От имени Католической церкви понтифик молил Господа о прощении грехов, совершённых католической церковью на протяжении  её тысячелетнего  существования.
     Римские Папы имеют право объявлять  и внеочередные Юбилейные годы.  В апреле 2015 года в связи с  нескончаемыми войнами и катастрофическими волнами миграции в Европу папа  Франциск  объявил о проведении внеочередного Юбилейного года. Он проходил с 8 декабря 2015 года по 20 ноябрь 2016  и был  посвящен  Божественному милосердию,     ибо, по словам Папы, «сострадание есть главный закон для сердца каждого человека, независимо от его вероисповедания».
   В отличие от предшествующего торжественного юбилея 2000 года, на приуготовление которого ушло 5 лет, последний внеочередной юбилей был подготовлен всего за семь месяцев при участии тысяч добровольцев. И первая Святая дверь была открыта не в Ватикане, а в сердце Африки, в кафедральном соборе столицы Центральноафриканской республики – Банги. Как сказал Папа Франциск, во исполнение принципа «близости к окраинам земли» и в условиях, когда «последние да станут первыми».
    Символом этого юбилейного года стало выполненное падре Марко Рупником из Словении изображение  Иисуса, несущего на плечах Адама, в знак божественной и милосердной поддержки рода человеческого и каждого человека, каждого потомка Адама.
    Надо сказать, что туристам и паломникам, приехавшим в Вечный город на несколько дней в преддверии очередного Юбилейного 2025 года, можно   посочувствовать. Из-за проведения ремонтных работ центральные улицы невообразимо  и безобразно перегородили, оставив для прохода узкие коридоры. Беднягам часами приходится выстаивать в очередях к Ватикану, Колизею и Пантеону, куда к тому же  вход стал платным - 5 евро.  Какое же впечатление останется у человека после такого посещения Вечного города?!
   Впрочем, любознательный турист всегда будет вознагражден, зайдя в любую церковь. А храмы в этом уникальном городе встречаются  на каждом шагу, и едва ли не каждый из них имеет свою историю и содержит бесценные художественные сокровища, которые могли бы  составить славу любого музея.  Похоже, что сами итальянцы недооценивают многообразия и бесконечной ценности своих сокровищ.
    Впрочем, чтобы постичь душу Вечного города, достаточно  заглянуть в многочисленные уютные дворики, отгороженные от суеты и многолюдия. Городской шум остается за спиной, в глубине двора тихая струя падает в чашу фонтана, выполненную из заботливо восстановленного  древнего  саркофага.  Надо сказать, что римляне, трепетно относящиеся к  истории своего города, берегут  не только древние памятники и сооружения, но сохраняют даже мельчайшие осколки со следами прошлого. Самые, казалось бы, невзрачные находки, старые плиты, осколки  камней  со  следами древних надписей они закрепляют в стенах церквей, монастырей, исторических сооружений  и даже на стенах  простых домов.  Потому каждый камень в Риме имеет свою вековую историю, а Рим справедливо  зовётся Вечным городом.
        К примеру, брусчатка, которой вымощена площадь Святого Петра.  Предание рассказывает, что однажды на подъезде к  собору  папская карета застряла в размокшей от дождей земле  и стала  опасно крениться на бок. Подоспевшие слуги помогли обеспокоенному Папе выбраться из экипажа. Подобрав полы сутаны, увязая в грязи и с трудом сдерживая праведный гнев, Понтифик распорядился немедленно приступить к  мощению площади.
    За выполнение этой ответственной работы взялся в 1725 году любимец понтифика,   мастер-самоучка  Никола  Забалья. (См. «Купол собора Святого Петра). Собранная им бригада каменщиков принялась вырубать из крепкого,  темного базальта клиновидные бруски размером 12х12х18 см  и вымащивать ими площадь. От названия площади Сан Пьетро эти бруски получили свое название санпьетрини или сампьетрини. Специальным деревянным молотком эти камни просто вбиваются в слой песка или мягкой почвы на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы влага  после дождей уходила в зазоры между брусками и впитывалась почвой. В результате получается очень прочное, пружинистое, экологически чистое, «дышащее» покрытие, исключающее образование луж. С той давней поры этот   простой и необычайно прочный материал стал использоваться для мощения других площадей и улиц Рима. Но, несмотря на прочность, и эти покрытия при отсутствии ремонта становятся неудобными. Особенно  для пешеходов в нарядной обуви, скажем, для дам на каблуках.
     В 1817 в брусчатку на площади Собора Святого Петра  вмонтировали меридиан со знаками зодиака, на который в полдень падает тень от стоящего в центре площади обелиска. Сбоку от него разместили также  мраморные диски с изображением розы ветров, и два диска, отмечающие дни летнего и зимнего солнцестояния.  Любознательному и внимательному туристу будет интересно отыскать здесь неприметный, но весьма занимательный  камень, по которому каждый день  топчутся, не замечая,  тысячи посетителей Ватикана.
   Происхождение этого таинственного камня  доподлинно неизвестно. Потому со временем с ним  оказались связаны даже не одна, а несколько  смутных и довольно невнятных  легенд Вечного города.
    В народе камень получил название «Сердце Нерона». На нем и вправду сохранилось изображение, напоминающее по форме сердца. Некогда на ватиканских холмах располагались так называемые «Сады Нерона», где сумасбродный император.  любил устраивать гонки на колесницах. После жуткого пожара, случившегося  в ночь с 18 на 19 июля 64 года, и за пять дней уничтожившего половину Рима, в поджоге обвинили христиан.  Как рассказывает оспариваемое некоторыми учеными предание, здесь,  на окраине Вечного города Нерон  устроил извращенное,  жуткое  зрелище, предавая  мучительной казни осужденных на смерть христиан. Некоторых несчастных вымазывали в смоле и поджигали как факелы, других одевали в шкуры диких животных и натравливали на них охотничьих собак.
   Более поздние, менее ужасающие и более романтичные легенды увязывали  необычный камень с Микеланджело,  долгое время работавшим в  соборе Святого Петра.    Полагали, что мастер высек этот санпьетрино» в память о своей несчастной любви. Другие  приписывали авторство Джан Лоренцо Бернини, автору неповторимой колоннады  вокруг площади, который якобы сетовал на то, что за всю свою жизнь он так и не встретил настоящей любви.
   Еще одна легенда  гласит, что камень был высечен несчастной женщиной в память о любви к супругу, невинно осужденному на смерть и казненному на этой площади.
     Более прозаичные и более осведомленные    специалисты  говорят, что  появление необычного камня, вероятнее  всего, связано  с именем  аббата-астронома Филиппо Луиджи Джилия. Именно он во время реставрации площади в 1817 году разместил среди темных брусков санпьетрини  беломраморную Розу ветров.  Он же  провел сложнейшие математические расчёты и выложил на другой стороне площади линию меридиана со знаками зодиака, на которую в полдень падает тень от  ватиканского обелиска.
   Предполагают, что именно аббат  Джилий  и разместил здесь камень, получивший название «Сердце Нерона». Дело в том, что помимо занятий астрономией аббат Филиппо Луиджи Джилий был также весьма опытным натуралистом. В ватиканских садах у него был участок, где аббат разводил необычные растения, вывезенные из Южной Америки. В 1789 году он даже написал книгу по ботанике под названием: «Фитологические наблюдения относительно экзотических растений, привезенных в Рим». В книге приведены рисунки растений, которые теперь нам всем известны, а вот жителям Рима они в ту пору были ещё неведомы. В одной из глав  книги приведено занятное описание растения, которое аббат гордо именует “solanum lycopersicum pyriforme”, и которое представляет собой помидор. Ведь родина помидоров находится в Южной Америке. Как раз в это время их завезли оттуда и начали впервые  разводить в Европе. Согласно описанию аббата, этот помидор напоминал по форме сердце. Так что не исключено, что хитроумный аббат и воспроизвел это «сердце» на поверхности одного из камней.
     Чтобы отыскать среди тысячи одинаковых санпьетрини таинственный камень, надо подойти к мраморной Розе ветров, выложенной слева от обелиска, если стоять лицом к собору. Эта Роза ветров указывает на преобладание юго-восточных ветров  («зюд-овест»), которые называются “libeccio“ – «либеччо». Обследуя соседние, безликие  санпьетрини, вы непременно обнаружите таинственный камень с изображением сердца.


Рецензии