Евангелие, тора, библия

    

                ЕВАНГЕЛИЕ, ТОРА, БИБЛИЯ

          Рядом с заводом «Литий» в Брянске, где я – молодой специалист, после окончания ТРТИ (Таганрогского радиотехнического института) работал в 60 х годах 21 века, было небольшое СИЗО (Следственный изолятор временного содержания) и внутри его маленькая церквушка, настоятель которой, мой знакомый - отец Никодим, в быту Николай Васильевич Воронин, частенько забегал ко мне в комитет ВЛКСМ завода, где я был освобожденным секретарем комитета.

          Беседы с просвещенным служителем церкви (мой визави окончил духовную академию в подмосковном Загорске, был весьма грамотным и начитанным человеком лет 40 – 45) продолжались иногда по несколько часов, и, как правило заканчивались поздно вечером.

          Мы часто касались в своих беседах текущей политики, но чаще религии. Однажды я спросил отца Никодима, какова разница между такими понятиями, как Евангелие, Тора, Коран или Библия. Я тебе отвечу, только не сейчас, сказал тогда отец Никодим. Когда же в следующий раз он появился в дверях моего кабинета, в руках держал огромную книгу в богатом переплете. На обложке по русски была надпись «ЕВАНГЕЛИЕ».

          Осторожно взяв фолиант в руки, я стал листать книгу. Впервые в жизни я познакомился с библейскими сюжетами, великолепно оформленными рисунками талантливого художника. «Познакомьтесь с книгой, и я очень прошу сделать мне фотокопию (он знал, что на заводе у меня была фотостудия). Через неделю я зайду и тогда поговорим обо всём, а сейчас я спешу в епархию», сказал отец Никодим и вышел, оставив меня продолжить созерцание книги.
 
          А я, просмотрев наскоро несколько листов, решил познакомиться с вопросом в энциклопедии. Пошел в районную библиотеку, заказал всё, что касалось Евангелия и засел за чтение. И вот что вычитал:

          В узком смысле «Евангелием» называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг – «Евангелий» от евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

          Евангелисты, это христиане, которые относятся к протестантам, а главное отличие их от православных христиан в том, что они, не поклоняются иконам, так как считают это идолопоклонством. Плюс крещение людей у них происходит уже во взрослом возрасте, когда те сознательно осознают то, что пришли к богу и хотят жить как говорят там, с ним в душе. А перед крещением, у верующих Евангелистов, как впрочем у всех протестантов, христиане принимают Иисуса в свое сердце.

          Входя в церковь, посмотри на купол, там изображен Христос, а по четырем сторонам, в местах, где купол переходит к основному объему храма (эти места называют «паруса») ты увидишь святых. Рядом с каждым из них изображено своё существо: ангел (или человек), лев, телец (то есть телёнок, бычок) и орёл.

          Кто эти святые? Это евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Их рисуют близко к церковным «небесам», потому что они несут на землю небесную благую весть. А «благая весть» по-гречески — Евангелие.

          Когда Христос жил на Земле среди людей, Евангелия еще не было.  Точнее, не было Евангелия такого, каким мы привыкли его видеть, — не было книги, которую можно взять в руки, полистать, почитать. Живым, воплощенным Евангелием был тогда Сам Иисус. Он ходил с учениками по Палестине, проповедовал, рассказывал притчи, совершал чудеса, учил апостолов, а потом принял смерть на Кресте, воскрес и вознесся на Небеса.

          Когда, после Вознесения, ученики Иисуса остались без Учителя,  В Палестине было много людей, которые своими глазами видели и своими ушами слышали Иисуса и даже сами участвовали в событиях Его жизни. Им не нужны были никакие записи.

          Шли годы. Верующих становилось всё больше. Христианские общины росли, возникали за пределами Палестины, в землях, где жили другие народы. Люди пересказывали друг другу то, что услышали от апостолов.
 
          Вот поэтому и появились уже в виде книг Евангелия, составленные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Конечно, попытки записать историю Иисуса делали не только они. Кроме того, что евангелисты входили в круг учеников Христа во время Его земной жизни, они имели еще и благодать Святого Духа — особые дары от Бога, позволявшие им написать Евангелия так, чтобы в них было правильно, без ошибок и искажений выражено всё самое главное.
 
          Но вот ещё вопрос. Почему же Евангелий целых четыре, неужели не хватило бы одного? Нет, не хватило. Во-первых, именно все четыре книги, дополняя друг друга, в необходимой мере рассказывают нам, нынешним христианам, самое главное о жизни и учении Христа. А во-вторых, это связано с тем, когда и как именно создавалось каждое из Евангелий. Ведь апостолы писали свои книги в разное время и для разных людей.

                МАТФЕЙ      
               
          Матфей сам был иудеем и собирал с других иудеев подати для римского императора, власть которого тогда распространялась на их страну. Общаться с Матфеем никто не хотел, занятие его считали позорным: мытарей, то есть сборщиков налогов, в народе не любили.
 
          Из всех собранных денег мытари отправляли римским властям установленную сумму, а из остатка им дозволялось себе взять столько, сколько захотят. Вот поэтому и считалось, что мытари — люди жестокие и бессовестные. Оттого и было для всех удивительным и то, что к такому человеку обратился Христос, и то, как этот мытарь откликнулся на Его призыв.

          Христос, встретив Матфея, сказал ему: — Следуй за Мною!
Мытарь оставил свое занятие, имущество, и пошел за Христом. Мало того, он накрыл в своем доме для Христа большое угощение, позвал других мытарей и грешников, и все были за одним столом, чем очень удивили книжников: как можно, думали они, разделять трапезу с такими людьми? Христос же на это сказал:

          "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".
С тех пор Матфей стал одним из двенадцати учеников Христа и уже не отлучался от Него. Слушал проповеди, видел чудеса, сопровождал Иисуса в путешествиях по Галилее и Иудее, пережил вместе с другими учениками и крестные страдания, и смерть Спасителя, и Его Вознесение.

          Когда апостолам пришла пора разойтись по разным странам, чтобы проповедовать там веру Христову, иерусалимские христиане, вышедшие из иудеев, попросили Матфея перед отъездом записать для них дела и учение Иисуса. Конечно, апостолы много раз прежде рассказывали верующим об этом, но людям хотелось иметь письменный источник, с которым они могли бы сверяться, когда учеников Христа не будет рядом. Апостолы согласились, что Матфей это сделает лучше других.

          Позже святой ещё много проповедовал в разных азиатских странах, совершил немало чудес и подвигов. Жизнь его закончилась мученической гибелью.
Матфея на иконах и в храмах изображают рядом с ликом ангела или человека потому, что он показал человеческую природу Христа. В Евангелии от Матфея рассказывается, из какого человеческого рода происходит Иисус.

          Матфей написал свое Евангелие для иудеев, а им важно было знать, что Иисус не самозванец. Древние иудейские пророки предсказывали, что Мессия, Спаситель будет из рода Давида. Вот Матфей подтверждает, что Иисус — из рода Давида, и именно Его пришествие предсказано в Ветхом Завете. Для своих читателей Матфей включил в своё Евангелие много цитат из Ветхого Завета, тех самых древних пророчеств.

                МАРК

          Апостол Марк родился в Иерусалиме. Происходил он из священнического рода. Марк не входил в круг двенадцати апостолов, сопровождавших Христа во время Его земной жизни — он был еще слишком юн. Однако с детства Марк был окружен учениками Христа. Апостол Варнава приходился ему дядей. Мать Марка, Мария, тоже была христианкой. В её доме скрывался апостол Пётр после того, как чудесным образом освободился из темницы.

          После Вознесения Иисуса в доме матери святого Марка верующие собирались на молитвы. Туда часто приходили апостолы. Марк сблизился с ними. Апостол Пётр в своем послании даже называет Марка своим сыном. Вместе с Павлом и своим дядей Варнавой святой Марк отправился в большое миссионерское путешествие. Он проповедовал в разных местах — в Антиохии, на Кипре, в Египте, в Греции, в Ливии…

          Своё Евангелие Марк написал в Риме. К моменту, когда апостол туда прибыл, в «столице мира» уже было немало христиан, причём очень многие из них до принятия новой веры были язычниками. И, составляя Евангелие, Марк учитывал, что при воспитании эти люди не изучали, как иудеи, Ветхого Завета, что они были людьми совсем другой культуры, и поэтому постарался написать для них историю Иисуса коротко и ясно.

          Текст Евангелия от Марка наполнен яркими, чудесными событиями — святой хотел показать, как велик Господь, какие чудеса Он способен совершать. Рядом с евангелистом Марком изображают льва. Лев — символ царственности и божественного могущества Христа, и этот образ хорошо передает то, каким Марк описывает Спасителя в своем Евангелии.

          Свой текст евангелист составлял со слов Петра, ближайшего ко Христу апостола. Пётр в то время проповедовал в Риме — рассказывал о том, что видел и слышал сам, а Марк записывал. Потом святой Пётр прочитал записи, одобрил их, и после этого Евангелие от Марка было принято христианской Церковью.

          А святой Марк совершил ещё много апостольских подвигов и чудес и принял мученическую смерть от язычников в египетском городе Александрии.

                ЛУКА               

          Обычно когда мы говорим про апостолов, то имеем в виду тех двенадцать человек, которых Он сделал Своими первыми учениками. Но апостолов было больше. Помимо ближайшего круга из двенадцати учеников, были еще семьдесят апостолов, которых Иисус призвал позднее, да и другие люди, которые также последовали за Спасителем. Лука был как раз из числа семидесяти апостолов.

          Он родился в сирийском городе Антиохии. Лука не был евреем, но хорошо знал иудейскую религию и обычаи. Человек образованный, он изучил врачебное искусство, владел живописью, хорошо знал греческий язык и замечательно на нем писал.

          Однажды Лука отправился из Антиохии в Галилею и там присоединился к следовавшим за Христом людям. После Вознесения Господня святой Лука некоторое время пробыл в Иерусалиме, а потом отправился на родину, в Антиохию. Там было уже много христиан. Его взял к себе в сотрудники и спутники святой апостол Павел, который приходился Луке родственником. Павел в своем послании называл Луку «возлюбленный врач».

          Вместе с Павлом Лука после многих путешествий и апостольских трудов попал в Рим. Там святой и написал свое Евангелие, а еще книгу Деяния святых апостолов, адресовав их богатому и уважаемому антиохийцу Феофилу. Тексты свои Лука обращал к христианской общине Антиохии.

          В Евангелии Лука изобразил земную жизнь Христа не только на основании того, что видел и слышал сам, но и используя многие свидетельства близких учеников Христа. Руководил Лукой-евангелистом апостол Павел. Он же потом прочитал и одобрил его Евангелие. И Деяния святых апостолов Лука написал по повелению Павла.

          Главными читателями своего Евангелия Лука видел язычников, прежде всего — греков, образованных и взыскательных. Лука уже знал два первых Евангелия, от Матфея и от Марка, и следовал им, но его изложение более точное и ясное. Луку называют не просто евангелистом, а историком.

          Начинается Евангелие с описания родословной Христа. Но родословная идёт не от Авраама — родоначальника еврейского народа, а от самого Адама, первого человека на Земле. Тем самым Лука подчеркивает, что Христос пришел для спасения всего человечества, а не только иудеев.

          Символ Луки — бык, телец. Быков в древности приносили в жертву Богу. Образ быка подчеркивает ту мысль, которую особенно подробно стремится изложить Лука в своем Евангелии: Христос служил людям и принёс Себя в жертву ради спасения людей.

          После смерти своего наставника и друга апостола Павла, Лука продолжил проповедовать в Италии, Галлии (будущей Франции), Далмации (будущей Хорватии), Греции. Бывал и в Африке. Основывал христианские общины, исцелял людей. В глубокой старости он принял мученическую кончину в греческом городе Фивы. Не было готового креста - его распяли на растущей маслине.

                ИОАНН

          Иоанн - единственный евангелист, к имени которого христиане добавили определение Богослов. Потому что его Евангелие — не просто рассказ очевидца, но и основание всего того учения о Боге и спасении, которое развивалось потом в Церкви.

          Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, братом апостола Иакова. Иоанн сначала был учеником Иоанна Крестителя и впервые увидел Христа на берегах Иордана, когда Иисус крестился. Прошло время. Однажды Иоанн с братом помогали отцу ловить рыбу в Галилейском озере (сейчас Кинерет). Вдоль берега шел Христос. Он дал рыбакам, у которых не ладилась в этот день рыбалка, чудесный улов и призвал братьев идти за Собой. Рыбаки тут же оставили сети и последовали за Иисусом.

          Характеры у Иакова и Иоанна были пылкие, взрывные, за что они получили от Христа прозвище «сыны грома». Но общение с Учителем изменило Иоанна — он стал кротким, смиренным, любимым учеником Христа. Иоанна Иисус позвал за Собою в дом, где лежала умершая девочка, дочь Иаира, и на глазах юного ученика воскресил ребенка. Иоанн был с Христом на горе Фавор, когда Учитель преобразился перед учениками. Во время Тайной Вечери Иоанн возлежал на груди Иисуса.

          Из всех апостолов только Иоанн вместе с Богородицей был у креста, когда распинали Христа. Остальные ученики испугались идти на Голгофу - это было опасно. А ещё было ужасно тяжело смотреть, как твой любимый Учитель испытывает страшные муки… Однако, несмотря на эти муки, Иисус прямо с креста обратился к Иоанну и попросил его заботиться о Своей Матери. И с этого времени Богородица жила у Иоанна.

          Много приключений и путешествий впоследствии выпало на долю любимого ученика Христа: шторма и кораблекрушения, пытки и тюрьмы, состязания с колдунами и волхвами, чудеса и исцеления, побои, слава и преследования… Но это единственный из двенадцати ближайших учеников Христа, который не был убит, а умер в старости собственной смертью.

          Евангелиста Иоанна изображают рядом с орлом. Возвышенный слог, которым написано Евангелие от Иоанна, его высокое богословское содержание напоминают высокий полет орла. Христос у него воспаряет в небеса, как орёл. А еще орёл — символическое воплощение Святого Духа.

          Иоанн составил свое Евангелие в дни, когда жил в городе Эфесе (ныне это территория Турции). Это самое позднее Евангелие. Оно было написано, когда Иоанну Богослову было уже больше 90 лет, по просьбе христиан острова Патмос, которые очень любили и почитали Иоанна. В этом Евангелии апостол раскрывает Божественную сущность Христа, говорит о Святом Духе. В тексте апостол упоминает о событиях, которые не вошли в первые три Евангелия. И главная мысль, которую евангелист хотел донести до людей: Бог есть Любовь!

          Даже когда апостол Иоанн был очень стар, когда он был уже не в силах произносить длинные проповеди, он постоянно обращался к окружавшим его людям с одной короткой фразой: «Дети, любите друг друга!»

          А если его спрашивали, почему он повторяет лишь эти слова, Иоанн объяснял: «Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви».

          С пересъёмкой «Евангелия» я потратил много времени, так как правая сторона была ровной, а левая при перелистывании изгибалась и пришлось придавливать её стеклом, что замедляло работу. Наконец, весь материал переснят, плёнки проявлены. Теперь предстояло напечатать на фотобумаге все 365 страниц. Задумался, какого же размера делать снимки.

          И тут звонок из проходной завода, пришел Отец Никодим. Бегу из лаборатории, в воротах встречаю священника. Как всегда с улыбкой, жизнерадостный. Заходим в кабинет комитета ВЛКСМ. Мой гость спрашивает, как дела на поприще съёмки «Евангелия». Отвечаю, что все на плёнке, что хотел видеть  его для уточнения размеров книги.

          Вместе решили, что книга должна быть объёмистой, в хорошем переплёте, фолиантом во всех смыслах этого слова. Размер листов я предложил 24 х 30 см. На том и порешили. Учитывая мои познания из литературы, мы ещё долго беседовали на темы «Евангелий». Было уже за 20 часов, когда отец Никодим, наконец собрался уходить. А я сидел в кабинете и раздумывал, как украсить обложку книги, как сброшюровать её.

          Ничего не придумал, решил оставить этот вопрос на утро и обратиться к рабочим - мастерам завода за советом. Ночью видел сон, будто я беседую с одним из апостолов и он подсказал, что обложка должна быть из красного металла с выгравированным изображением Христа на Голгофе.

          Утром, придя в лабораторию, нашел среди рисунков в книге именно тот, что видел во сне. Отдельно переснял его и пошёл в механический цех, где начальником был мой однокурсник и друг - Вадим Костин. Смотри, сказал Вадим, вот листы меди. Медь даёт красный оттенок. А гравюру мы поручим одному из лучших наших мастеров Владиславу Юдину. Он на досуге делает прекрасные гравюры, так что эта будет ему под силу. Пойдем к нему.

          Владислав – молодой человек лет 25, работал за большим металлическим верстаком, что – то отбивал молоточком на наковальне. Показали ему рисунок на фото, объяснили задачу. Он согласился сразу, отказавшись категорически от гонорара, предложенного ему. «Что вы, что вы, это же божественный заказ», запротестовал он.

          Прошла неделя. Я отпечатал все страницы книги на матовой фотобумаге. Получился весьма солидный том. Владислав, кроме основного рисунка, украсил гравюру разными фигурками, листочками. В столярном цехе ребята сделали подложку из тонкой фанеры. Прошили, склеили всю книгу. Книга приобрела внушительный и даже богатый вид. Вес её превышал 2,5 кг.
 
          Перед тем, как книгу передать служителю, я устроил показ её в конференц зале завода. Весь заводоуправленческий люд пришел посмотреть на наш Фолиант.  Многие впервые услышали слово  «Евангелие» и впервые увидели его. Наш главный инженер Владимир Дмитриевич Бондаренко сказал, как отрезал: «Еще два экземпляра размером поменьше сделаешь директору завода и мне». «Есть, товарищ командир, ответил я, с удовольствием».

          При передаче книги священнослужителю пришел  директор завода Александр Иванович Трунин, главный инженер, главные конструктор и технолог.(Все были на совещании в директорском кабинете). Отец Никодим в своем церковном облачении торжественно принял подарок, пообещав заводу и его обитателям мира и благоденствия. Так закончилась эта эпопея. Книги для директора и гл. инженера я сделал. Владислав украсил их великолепными гравюрами. А вот себе я так и не успел, не хватило времени.

                Секретарь Комитета ВЛКСМ завода «Литий» в 1967 -70 гг.
               
                Владимир Левинтас


Рецензии