Шизофрения или гениальность? Точная грань
В 1904 году английский врач Хэвлок Эллис изучил более тысячи человек и не обнаружил никакой взаимосвязи между психическими заболеваниями и гениальностью.
Аналогичный вывод был сделан по итогам исследования 19 тысяч немецких художников и ученых за трехвековой период.
По итогам 15 из 29 исследований, проведенных в период до 1998 года, никакой связи между этими явлениями установлено не было, тогда как в других девяти случаях такая связь была обнаружена, а в остальных пяти она была признана неопределенной.
О сути шизофрении есть немало медицинских определений, которые рассматривают различные аспекты неадекватности человека общепринятым нормам психического состояния и социального поведения: бред, голоса в голове и многое другое.
Также существуют немало определений гениальности. Но большинство из них выглядит приблизительно так:
Гениальность (от лат. genius - дух) - высшая степень творческих проявлений и способностей личности.
Чем отличается высшая степень от не высшей – мнения будут очень субъективными, не отражающими точно суть этого различия. Хотя гениальный поэт Пушкин дал конкретную подсказку: «и гений, парадоксов друг».
В своей книге «Неожидаемая мудрость» (1-я часть: http://proza.ru/2021/10/21/1569 и 2-я часть: http://proza.ru/2021/12/16/1271) я дал слегка уточнённое определение:
Гений – это человек умеющий подружить все стороны парадокса. (с)
В этой же книге есть определение:
Бред – это логика, опирающаяся на реальность, отличающуюся от воспринимаемой другими. (с)
Теперь вернёмся к основной теме и применим метафорические образы.
Свернём узкую бумажную ленту в цилиндрическое кольцо, соединив края двусторонней ленты. Внутри кольца – область сознания, воспринимаемая обычным человеком. За пределами кольца – не воспринимаемая им внешняя область, информацию из которой обычно и называют бредом.
Восприятие шизофреника может перемещаться из внутренней области кольца во внешнюю и обратно, условно «перелезая» через острую грань кольца. И при каждом перемещении сознание шизофреника метафорически режется кромкой этого кольца. Человек при этом живёт в двух реальностях попеременно, регулярно кромсая свою психику и постепенно разрушая её.
Гений также имеет доступ к этим двум реальностям. Но он умеет разделить края ленты и парадоксально соединить их с разворотом одного края ленты на 180 градусов. Получается лента Мёбиуса, главная особенность которой – возможность пройти по обеим сторонам исходной ленты (внутренней и внешней), двигаясь фактически по одной её стороне. Таким образом гений реализует возможность воспринимать внутреннюю и внешнюю области сознания без условного «перелезания» через острую грань кольца, не травмируя свою психику и гармонично объединяя своё восприятие разных областей сознания – тем самым как бы упаковывая «бред» в «не бредовую» реальность.
Поэтому: если когда-либо учредят медаль «За гениальность», то предлагаю изобразить на ней ленту Мёбиуса в качестве символа гениальности.
Гениальный поэт Пушкин написал такие строки:
О, сколько нам мгновений чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
В этом тексте человек находится вне гениальности, присутствуя в пассивном положении относительно гения.
Я решил развить эту тему, написав ещё два куплета.
Ошибки в жизни совершая,
Мы копим опыт для души.
И, в парадоксов суть вникая,
Творим свой гений мы в тиши.
В этом тексте человек уже активно вовлечён в процесс создания и развития своей гениальности.
И заключительный этап:
Пройду тьму озарений высших.
В страданьях жить мне недосуг.
Бессмертье – плод смертей привычных.
Я – гений, осознанья друг.
А в этом тексте после переживания высших, в том числе парадоксальных состояний сознания человек уже осознаёт себя в качестве гения.
Свидетельство о публикации №224061501410