Сансара и нирвана. Заключительная праджня-парамита

"Сансара — это нирвана" означает, что "этот берег — не хуже, чем тот". В этом заключается заключительная "праджня-парамита", т.е. заключительная "запредельная мудрость, переправляющая на тот берег" (*). Однако, чтобы понять ее, нужно подойти к "основе сознания" не только "не отсекая волнений" (Сутра о Вималакирти) (**), но и не "отсекая вообще ничего", — а лишь "переплавляя" это всё, взращивая "монолитность" сознания.
___
(*) Санскритское слово "парамита" и русское слово "паром" — это однокоренные слова; "переправа на тот берег" равнозначна в буддизме понятию "путь обретения просветления".

(**) О "СУТРЕ О ВИМАЛАКИРТИ".
Отрывок из книги Генриха Дюмулена "История дзен-буддизма. Индия и Китай":
Для нас важней всего его встреча с Шарипутрой, первым из упомянутых в сутре. Шарипутра излагает полученное им от Вамалакирти объяснение правильного пути медитации:
Когда я сидел в лесу под деревом в молчаливой медитации, ко мне подошел Вималакирти и сказал: "Для медитации совсем не обязательно сидеть. Если не проявлять свое тело в трех мирах (чувственных желаний, форм и бесформенности), это и будет медитацией. Не выходить из сосредоточения, когда затухают все внутренние функции, но при этом вести себя достойно, - это и будет медитация. Не покидать пути учения, но при этом заниматься в мире своими привычными делами, - это и будет медитация. Не позволять себе тревожиться по поводу всевозможных дурных намерений, но вместо этого прибегать к тридцати семи средствам, ведущим к просветлению, - это и будет медитация. Не отсекать волнений, но при этом вступить в нирвану, - это и будет медитация. Всякий, кто именно так сидит в медитации, обретет печать Будды".
Самым поразительным среди вышеперечисленных рассуждений является утверждение о том, что не следует устранять волнения. По поводу этого места у переводчиков нет единого мнения. Как следует из ясного и недвусмысленного перевода Кумарадживы, для того чтобы достичь просветления, совсем не обязательно очищать сознание от того, что его волнует. Это точно совпадает с позицией Хуай-нэна, Шестого Патриарха китайского Дзен, и его учеников.
(с) Генрих Дюмулен


Александр Клейн
15 июня 2024 г.
Иллюстрация:
Кл.&AI. Переправы 3-х миров. 16.06.24


Запредельная мудрость и Внезнаковая передача
http://proza.ru/2024/06/16/82

Искусство, сансара и нирвана
http://proza.ru/2020/07/04/881

Уверенность и монолитность по Линь-цзы
http://proza.ru/2022/10/22/8

Буддхи, квалиа и Колесница, которой правят Двое
http://proza.ru/2022/01/08/1625

Диалектическое мышление и Чистота Сознания
http://proza.ru/2019/12/28/1174

Можно ли изменить узор на основе сознания?
http://proza.ru/2021/03/05/1062

Основа сознания
http://proza.ru/2024/06/08/839

Знание и Понимание - в чем главное отличие?
http://proza.ru/2020/12/19/1176

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614


Рецензии