Как в период христианизации, к которому относятся

Как в период христианизации, к которому относятся единственные сравнительно достоверные упоминания, – так и позже, когда славянский пантеон пытались реконструировать на основе анализа народных верований и ритуалов, – в списке богов появилось много персон явно лишних (в своё время такого статуса не имевших) или вообще сомнительных.
Так в XVII веке – и почему-то чехи – вспомнили о каком-то почитавшимся в Киеве Позвизде (по функциям аналогичному Стрибогу).
 Иностранное и опять-таки относящееся к XVII столетию происхождение имеет и «языческий бог» Иван Купала (народное прозвище Иоанна Крестителя!). Появляется ещё какой-то Переплут.
Лада, Лель и Ярила присоединились к коллективу только в XIX столетии.
То есть, для пантеона восточных славян характерно резкое преобладание мужских божеств (в частности, главные боги Велес и Дажьбог занимают место Живы и Подаги.
 Большинство персонажей антропоморфны и лишены бонусных частей тела.
 Плюс, отсутствуют обычные на западе «местные покровители». Общих же божеств, напротив, больше…
...И вот тут уместно задать очень интересный вопрос.
Почему, собственно, пантеоны восточных и западных славян различаются настолько сильно, что, скорее, следует говорить об отсутствии совпадений, а значит, их независимом возникновении?
Вероятно потому, что восточный вариант – не славянский. В основных чертах, – исключая пришедших из степей Хорса и Семаргла, – восточнославянский пантеон совпадает с балтским.
И тут можно вспомнить историю заселения Русской равнины.
Переселяясь с берегов Лабы и Дуная, славяне ассимилировали балтские и иранские племена, жившие на Днепре до них. Богов, славяне, видимо, с собой не привезли и набрали уже на месте.
Иное трудно допустить. Этимология теонимов Велес (Велняс) и Перун (Перкунас) не вполне понятна, но изящнее восходит к общим праиндоевропейским корням, – причём, уже с балтским акцентом.
В любом случае, балты не могли заимствовать верования у славян… ибо, во-первых, Велняс и Перкунас – боги не ассимилированных, не находившихся под славянским влиянием балтов. Во-вторых же, известно, что именно у славян – западных – верования были совсем


Рецензии