О хазарско-российских исторических параллелях

Интервью журналиста Светланы Герасимовой с Анатолием Судаковым.
(Сценарий видео-эфира на "Ютубе")

С.Г. – Анатолий Судаков, волгоградский историк и географ снова у нас в гостях. О чём сегодня будем говорить, Анатолий Викторович?

А.С. – Об истории Нижнего Поволжья во второй половине первого тысячелетия. Мой родной край. Бескрайние степи и меловые возвышенности. Дельта Волги. Пойменные леса. Многие национальности населяют наш регион: русские, казахи, татары, украинцы, калмыки, выходцы из Кавказа и Средней Азии. Перекрёсток цивилизаций. Этнический котёл, из века в век сплавляющий различные этносы в дружную, а иногда и не очень, многонациональную семью региона.

С.Г. – Думаю, что об этом регионе страны известно не так уж и много. А что, там действительно в первом тысячелетии происходило что-то интересное?

А.С. – В Нижнем Поволжье было немало народов и государств, которые оставили значительный след в истории человечества и повлияли на формирование российской нации. Но история учит, что нет ничего вечного. Могучие империи возникают и распадаются. Народы формируются, вносят свой вклад в историю человечества и исчезают. Но память о них остаётся, их традиции влияют на культуру других этносов, иногда на протяжении столетий. У Нижневолжского края долгая и интересная история и не менее интересное будущее. Его современная история начнётся после краха империи, к которому её с маниакальным упорством ведёт обезумевший от болезненного величия правитель и его придворная камарилья.

С.Г. – Ну может быть не нужно так вот безнадёжно пророчествовать о том, чего втайне боятся очень многие? И вообще, сейчас в России разговоры о распаде империи не приветствуются!
 
А.С. – Я думаю, что правильнее будет сказать не «безнадёжно пророчествовать», а «говорить о закономерной финализации изжившей себя имперской сущности». Исторические закономерности неизбежно ведут события в определённом направлении. И каждому квалифицированному историку, способному к объективному анализу происходящих событий, уже должно быть всё ясно.

С.Г. – Но, может быть, конец ещё не так близок, как кажется, и империя возродится? Ведь к этому, вроде бы прилагаются значительные усилия теми, кто за скрепность, русскость, державность! Стоит только посмотреть телевизор – и жизнь откроется перед нашим взором новыми, яркими красками!

А.С. – Не могу не вспомнить нарисованный очаг в каморке папы Карло в сказке Алексея Тостого «Приключения Буратино». На картине ярко горело никого не греющее пламя на толстых поленьях, а за холстом был пыльный чулан с рухлядью. Вот телевизор сейчас – это и есть такая же картина, прикрывающая то же самое. Обывателям только кажется, что история страны определяется вознёй и интригами византийского толка, которые плетутся в магическом треугольнике, огороженном стенами и семью башнями, что судьба народов страны решается великим и могучим волшебником мира политики в его загородных резиденциях, а по нынешним временам – в бункере. Нет!
Судьба народов в конечном итоге решается в регионах, по которым бьют решения центральной власти, переставшей понимать, как и чем живёт страна, каковы чаяния её народов, каков баланс интересов населения столицы и провинций, в частности, столичной и провинциальной бюрократии. В 1977 г., когда впадающий в маразм Леонид Брежнев рассказывал обществу о новой исторической общности советский народ, региональные элиты республик, национальная интеллигенция, национальные кадры, народы союзных республик были уже организационно готовы к самостоятельному существованию. И требовался только толчок, который бы развалил прогнившую имперскую конструкцию. Им стала советско-афганская война. Российско-украинская война может стать тем толчком, который обрушит путинскую Россию, которая решила пойти по пути противоборства с Западом, угробившего гораздо более мощный СССР.

С.Г. – А насколько похожа ситуация в союзных республиках СССР перед его распадом и регионах современной России?

А.С. – Она аналогичная. Есть все организационные условия для их самостоятельного функционирования. Только денег нет, потому что вся прибыль измается имперской администрацией. А в регионах остаётся ровно столько, чтобы они не рухнули ничком, и чтобы, не дай бог, не встали с колен. А ведь то же Нижнее Поволжье способно не только функционировать как самостоятельный макрорегион, но и имеет уникальное геостратегическое положение, открывающее огромные возможности. Оно всегда было и будет мостом между Азией и Европой, площадкой для взаимодействия и взаимопроникновения различных культур и народов. История свидетельствует, что эта территория обладает достаточными для формирования полноценного территориально-хозяйственного комплекса ресурсами.

С.Г. – Думаю, Вы уже достаточно заинтриговали зрителей. Пора перейти к истории того государства, название которого указано в заголовке передачи. Ну и об исторических параллелях Хазарии с современной Россией тоже не забудьте сказать!

С.А. – Одним из великих народов средневековья, создавших в Степной зоне Евразии могущественное государство и оставивших мощный ментальный и генетический след в российском обществе, были хазары – тюркоязычный народ, начало истории которого скрыто во тьме веков. Византийский епископ Иоанн Эфесский в написанной им в VI в. «Истории» утверждает, что в правление его современника, последнего императора династии Юстиниана Флавия Маврикиия Тиберия Августа, из внутренней Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них, Булгар, подошёл к границам Византийской империи, двое других пошли на Кавказ, где заняли Берсилию, страну этнически родственных скифам алан. И когда над этой страной стал господствовать чужой народ, население этой страны было названо хазарами по имени старшего из трёх скифских братьев Хазарика. Так считал выдающийся русский археолог и историк, основатель советского хазароведения Михаил Илларионович Артамонов. Первую самостоятельную экспедицию-разведку в пределах Волгоградской области на Нижнем Дону он провёл в 1929 г. А по результатам археологических раскопок в 1934 – 1936 гг. он убедительно идентифицировал с левобережным Цимлянским городищем известный по письменным источникам город Саркел – укреплённый хазарский город на р. Дон, вблизи Волгограда, построенный при византийском участии как форпост против набегов русов, впоследствии древний русский город Белая Вежа. Ныне его территория затоплена водами Цимлянского водохранилища.
Чему учит эта давняя история? Да тому, что все исторические отсылы к фактам того, что, когда-то где-то, жили русские и поэтому надо вернуть эти территории в состав российского государства, легко обесцениваются тем аргументом, что до русских на любой территории жил кто-то ещё. А если сейчас этого народа даже и нет, то могут найтись более близкие к населявшему ту или иную территорию этносу народы. И если, к примеру, дорогой друг Эрдоган, большой любитель вонзать своим дорогим друзьям нож в мягкое место, скажет, что на Нижней Волге задолго до появления в этом регионе первых русов обитали тюркские племена, то крыть будет нечем. Разве что только сделать топором лошадиную морду и проржать, что ваши аргументы для нас не аргументы.   

С.Г. – А кто жил в Нижнем Поволжье до прихода русских?

С.А. – Этот регион всегда был тюркским. Возвращаясь к хазарской истории, которая далеко не самая поздняя в моих краях, продолжу. Имя третьего брата-скифа история не сохранила. Но в VI в. византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает проживающее, как и хазары, в Предкавказье воинственное племя савиров, тоже тюркское, которое до завоевания скифами Кавказской Албании никем не упоминалось. Савиры и хазары регулярно нападали на Византию и сасанидский Иран. Но в 50-е гг. VI в. они сами были включены в образованный родом Ашина Тюркский каганат, который раскинулся в степной зоне Евразии на 6 млн. км2 от верховьев Енисея до восточного Приазовья. Впрочем, просуществовал он всего пятьдесят два года, а затем развалился.

С.Г. – Но ведь вам всякий нынешний скрепный русский скажет, что народы-то эти дикие были, а русские-то несли культуру!

С.А. – Вынужден согласиться. Даже и спорить с Вами не рискую! Ведь мы своими глазами видим, куда и что несёт путинская Россия. И говорить, что она несёт соседям и всему миру что-то плохое, после того как была введена административная и даже уголовная ответственность за распространение фейков, у меня просто язык не поворачивается!
Но опять же что такое дикость и что такое культура? Вот когда Валя Матвиенко рассказала о трёх тысячах российских школ с надворными туалетами, это в наше время дикость, или пока ещё культура? А вот гендерное соотношение в высших органах государственного управления со значительным перевесом в пользу мужчин, это в наше время ещё культура, или уже дикость?   
А вот, в отличие от более поздних и многих современных тюркских государств, у савиров, составивших позже ядро хазарского народа, статус женщины в обществе был очень высок. Они пользовались значительной свободой и самостятельностью. Византийский летописец Феофан Сигранский (Исповедник) рассказывает о том, что в 527 г. савирами правила Боарикс, вдова князя Болаха. Она заключила военный союз с Византией против персидского шаха Кавида I. Но два вождя других савирских племён решили присоединиться к войску Кавида I. Боарикс захватила обоих в плен, одного убила сама, другого отправила в Константинополь, где его казнили.
В VI в. савиры перестали упоминаться в исторических хрониках, а территории восточного Предкавказья уже контролировались хазарами. Как всякая молодая нация, они переживали начальный период этногенеза и стремились к расширению территории своего обитания, с каждым десятилетием проявляя всё большее и большее стремление к идеалу успеха и победы. И после распада Тюркского каганата, энергия пассионарного напряжения хазар не могла не вырваться наружу.

С.Г. – Когда говорят о средневековой истории Поволжья, то в первую очередь вспоминают Волжскую Болгарию? Что это за государство? Те болгары родственны нынешним, которые считаются славянским народом?

А.С. – Братушки-болгарушки ославянились уже в новое время. А по своему происхождению они тюрки. Их предки жили на территории современного Азербайджана. Но ведь Болгария не предъявляет ему территориальные претензии? А почему? Да потому что болгарское руководство не страдает манией величия и не свело с ума собственный народ! Когда в VII в. начал образовываться хазарский этнос, рядом сформировался единокровный болгарский народ, создавший в степной зоне Европы Великую Болгарию, занимавшую те территории, которые требовались и хазарам для развития кочевого хозяйства. Поскольку у болгар и хазар был в то время один тип хозяйства – отгонно-кочевое скотоводство, между ними назревал серьёзный территориальный конфликт. Перед своей смертью хан Великой Болгарии Кубрат, освободивший свой народ из-под власти авар и правивший им 33 года, оставил пять сыновей. Наиболее влиятельными были Аспарух и Батабай. Первый хотел сопротивляться хазарам, а второй решил присоединиться к хазарской конфедерации. Аспарух, избегая кровопролития, увёл свои племена за Дунай, образовав там Дунайскую Болгарию. Другая часть болгар ушла вверх по Волге в Прикамье, образовав Волжскую Болгарию. А сами хазары считали началом своего государства освоение уступленных им Аспарухом приазовских степей и степного Крыма.

С.Г. – То есть, если исходить из логики путинских историков, исторические турецкие претензии на Крым не такие уж и беспочвенные? Ведь хазары – это тюрки!

А.С. – Исходя из логики историков типа Мединского – не беспочвенные. Но в современном мире, где авторитет и экономическое благополучие страны давно уже не определяется одним лишь размером её территории, сама эта логика стала анахронизмом. Но если кто-то обосновывает свои территориальные претензии к другим народам историческими фактами, то он может получить аналогичные предъявы. И чем тогда крыть? Снимать танки Т-54 с длительного хранения и бронепозд с запасного пути?
В 710 г. византийский император Юстиниан II, женатый на хазарянке, вторгся в Херсон (Херсонес Таврический, Севастополь), чтобы захватить весь Крым и Боспор. У него было большое войско, и он победил. Однако вскоре в Херсоне поднялось восстание во главе с армянином Варданом, которого поддержал хазарский каган Ибузир Гляван (тюрк. Бусир). И почему-то войско императора перешло на сторону Вардана. Как сказали бы сейчас, у военных, очевидно, были какие-то проблемы с мотивацией. Вардан объявивл себя императорам Византии Филиппиком и казнил Юстиниана II, а мятежные воины зарезали его сына Тиберия. И меня вот какое любопытство мучает: насколько длинным был стол, за которым Юстиниан общался со своими военачальниками.

С.Г. – Большинство людей о хазарах знает только то, что они были неразумными, и то, если Пушкина читали. А что это на самом деле был за народ? Как он жил, чем занимался?

А.В. – В ранний период хазарского каганата закрепились савирские традиции отгонно-кочевого скотоводства. Зимой население максимально использовало степные корма, а на лето стада отгоняли на горные луга. Но постепенно на месте временных зимовищ возникали первые хазарские города в труднодоступных для врагов долинах горных рек и на мысах каспийского побережья. Административный центр молодого государства первоначально находился на территории современного Дагестана, а её первая столица Беленджер располагалась на территории г. Кизилюрт на р. Сулак. Аристократически семьи жили в небольших каменных крепостях, а простонародье в овальных в плане городищах. Вторжения в VIII в. в пределы Хазарии арабов дали толчок развитию фортификационного строительства.
В Хазарии рано сложилась традиции городского строительства. В ней были неукреплённые и укреплённые города. Последние обычно строились с учётом рельефа местности. Название Беленджер переводится как «длинная расселина». Начальник почтовой службы Абиссидского халифата Ибн-Хордадбех в своей «Книге путей и стран» в середине VIII в. называет десять крупных хазарских городов. Также были сотни мелких поселений, обнесённых саманными стенами. Дома строились тоже из глины, но на каменных фундаментах. Вокруг городищ располагались катакомбные могильники. Знать хоронили в курганах.
Переход значительной части населения к оседлому образу жизни укрепил государственный аппарат и бюрократию, увеличил налоговые поступления, тем более что в Хазарии очень большое развитие приобрели ремёсла и торговля. Однако отдельные территории продолжали непосредственно контролироваться родовой верхушкой. Поэтому власть кагана не была абсолютной. Более того, она имела особый, сакральный характер, в то время как уже в VIII в. власть его светского заместителя, бека, уже передавалась от отца к сыну. К концу VIII в. беки стали реальными правителями Хазарии, а каганы превратились в номинальных глав государства и были лишь символом власти. Решения принимали бек и столичная аристократия. В глазах общества каган был ответственен за благополучие народа. При любом значительном несчастье, сильной засухе, поражении в войне, разорении страны чернь и знать могли заявить беку о вине кагана и потребовать выдать его для публичного убийства.

С. Г. – Надо полагать, что при таком обычае желающих стать каганом не было.

А.С. – Скорее сама мысль о том, что ты настолько свят и отмечен богами, чтобы стать каганом, не могла зародиться ни в чьей голове, в отличие, например, от какого-нибудь гопника из питерской подворотни. И поэтому в случае очередного сакрального правителя специальная правительственная комиссия ходила по домам столицы, рынкам и выбирала кандидата в каганы среди молодых людей из рода Ашина. И хотя власть кагана обычно передавалась по наследству, в начале X в. иранский путешественник Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (849/50-934) так описывал возведение нового кагана на правление. Будущему главе государства накидывали на шею шёлковый шнур и начинали душить. А когда тот почти терял сознание, его спрашивали, сколько лет он собирается править. Считалось, что в таком состоянии будущий каган мог правильно назвать срок, в течение которого его сакральная сила будет защищать государство. Жизнь кагана была ограничена множеством запретов, его видел лишь очень ограниченный круг лиц. В поздней Хазарии каган жил во дворце бека в отдельном крыле. Пожалуй, единственными приятностями в жизни поздних каганов была хорошая кухня и обширный гарем.

С.Г. – А как хазары на Нижней Волге оказались, если народ сформировался в Предкавказье?

А.С. – В первой половине VIII в. под давлением арабов хазары перенесли свою столицу к северу, в Семендер, в районе современной Махачкалы. В 727 г. правитель Омейядского халифата Хиша;м ибн Абдул-Ма;лик начал систематически разорять земли хазар на западном Каспии, поскольку каганат был военным союзником ненавистной арабам Византии. В 727 г. хазары отбили нападение и под предводительство принца Барджиля, сына Ибузира Глявана, вторглись в Закавказье, дойдя до Мосула на севере современного Ирака. Но вскоре армия вторжения была разбита, и уже через шесть лет арабы захватили Дербент и Семендер. Хазарский каган Вирхор потерял контроль над историческими территориями Хазарии в Закавказье и бежал в Нижневолжский регион, где организовал новую столицу Ал-Байда, ставшую местом пребывания ставки кагана в период арабо-хазарских войн VIII в. Именно в результате этих военных неудач каганы и потеряли реальную сласть, которая перешла к военным предводителям – бекам. В середине VIII в. после прекращения арабо-хазарских войн приблизительно на границе современных Астраханской и Волгоградской областей на месте одной из зимовок возникла новая столица г. Хазаран. В IX в. арабы называли его Хамлидж (Ставка хана – кагана), а в X в. его называли Итиль.

С.Г. – Интересующиеся историей русские националисты давно продвигают теорию о том, что Хазария была паразитическим иудейским государством, которое всегда делало то, что, по их извращённому мнению всегда делают евреи.

А.С. – Иудейская карта из засаленной колоды, на которой изображены традиционные для России еврейские погромы, пока ещё в рукаве шулера. Но нас потихоньку не всякий случай готовят к финальной стадии взаимной ненависти, которая начинается именно этим, а заканчивается войной каждого против всех. Но научных оснований демонизировать Хазарию нет. Её религиозная история намного сложнее.
Традиционной религией савиров, предков хазарского народа, было поклонение богу-воителю Тенгри-хану. Савирский князь Алп-Илитвер в VII в. на короткое время обратил свой народ в христианство, но очень не понравилось кагану (имя неизвестно), который вскоре отменил эту религиозную реформу. В 735 г., когда Мерван, полководец халифа Хиша;ма ибн Абдул-Ма;лика, обойдя Ал-Байду, поднялся в страну южных соседей волжских болгар буртасов на Средней Волге, Вирхор, опасаясь окончательного разгрома, запросил мира и согласился принять мусульманство, которое позже распространилось среди простонародья Хазарии. Как государство с развитой торговлей Хазария была привлекательна для евреев, образовавших в ней многочисленную диаспору.
В то же время тесные связи с Византией требовали от хазарских правителей признания и поддержки христианства. В середине VIII в. Константинопольский патриархат учредил в Крыму Готскую епархию, которая разрослась до митрополии с семью епархиями. Со временем каганы всё более склонялись к христианству. Знатные хазаритяне отдавали своих дочерей замуж за богатых византийских вельмож. А дочь кагана Вирхора Чичак (тюрк. Цветок) была отдана в жёны государю Константину V, став императрицей Ириной Хазарской и правоверной благочестивой христианкой.
Таким образом, в Хазарии сложилась традиция религиозного разнообразия, характерная и для России. Скотоводческое население и многочисленные русы были язычниками, оседлое простонародье, значительная часть купцов, царская гвардия – мусульманами. Беки, чиновники, и часть экономической элиты – иудеями. В каганате жили болгары, славяне, русы, гузы и сами хазары. Хазария была мощным этническим котлом, сплавлявшим в единый народ представителей разных этносов и формируя новую культурно-историческую общность и оригинальный антропологический тип нижневолжского населения, который ощущается до сих пор.

С.Г. – Вот ведь как часто бывает: обыватели считают какие-то народы отсталыми, в то время как на самом деле они имеют интересную и поучительную историю!

А.С. – Экономической основой каганата было земледельческо-скотоводческое хозяйство, ремёсла, хорошо сбалансированная внутренняя и внешняя торговля, транзитные пошлины и дань от покорённых народов. Первоначально это были северокавказские племена, аланы, жители Боспора, волжские болгары. А после арабо-хазарских войн хазары обложили данью полян, северян и вятичей. Уникальное географическое положение на перекрёстке и международных торговых путей давало не только преимущества, но и делало хазарские земли объектом вожделения соседей. Даже Византия постоянно устраивала споры с каганатом за своё влияние в пределах его восточных территорий. Но пока в государстве были вменяемые правители, аристократы и чиновники, оно успешно развивалось.
Хазары были мужественными и опытными воинами, умели обращаться с машинами для разрушения крепостей, строить торговые суда и военные корабли. Крепости были очень мощными и почти неприступными. В середине IX в. было значительно укреплено Волго-Донское междуречье для защиты от набегов печенегов и русов. В 834-837 гг. в западной и северо-западной стороне Волго-Донской переволоки по просьбе кагана Дыггви и по поручению императора Феофила византийскими специалистами была построена крепость Саркел.
Неподалёку от Саркела было построено ещё две крепости. Три крепости образовывали мощный укрепрайон, что, впрочем, не помешало правителю Киевской Руси Святославу Игоревичу ликвидировать в 969-е г. каганат как государственное образование. Ведь крепости крепостями, но крепость государства не в укрепрайонах заключается, не в многочисленной армии, не в танках и ракетах, не в вундервафлях, которые летят и плавятся, даже не в ядерных причиндалах. Она заключается в единстве общества и государства, во вменяемости органов власти и адекватности населения. А как только в стране начинается эпидемия скрепного величия, то можно сразу начинать составлять путеводитель для археологов будущих времён. 
 
С.Г. – Вот вроде бы всё было очень скрепно, но тем не менее Хазария перестала существовать. А почему?

А.С. – Огромную роль в гибели могущественной страны сыграл фактор идеологического и культурно-бытового обособления столичной элиты, её отрыва от многонационального народа страны. Примерно то же самое мы наблюдаем в России. Правда, сейчас у нас это обособление приняло очень примитивную форму: запредельный уровень фактических свобод для элиты и фактическое бесправие остального населения при их формальном равенстве перед буквой закон. В Хазарии обособление произошло по религиозно-этническому признаку.
После смерти в 790 г. основателя династии Буланидов бека-язычника Булана Сабриэля, его преемник Обадия объявил иудаизм официальной религией, построил синагоги, принял еврейских беженцев из арабских владений, собрал мудрецов израильских и дал им золото и серебро. Мудрецы объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв. Так рассказывается в письме предпоследнего хазарского бека (940 – 965) Иосифа бен Аарона кордовскому халифу Абу Мутаррифу Абд-ар-Рахману III. Иосиф бен Аарон утверждал, что Обадия «поправил» царство. Но на самом деле он заложил в его фундамент механизм разрушения, подобно тому, как это сделал В.И. Ленин, когда объявил в многоконфессиональной и многонациональной России официальной религией учение о коммунизме.
Обадия полагал, что, объявляя Хазарию иудейской монархией, он решит важные политические задачи, в частности, обеспечит политики равноудалённости от христианской Византии и исламского Арабского халифата, которые оба с большой ревностью следили за внутренней политикой Хазарии и принимали меры к укреплению в каганате своего духовного и религиозного влияния. Культурно-религиозное дистанцирование от двух великих держав поднимало статус каганата как государства в глазах его правящего класса. Но это никак не поднимало его авторитет в глазах двух великих держав того времени: Византии и Арабского халифата. Это похоже на метания современной России между США и КНР, при том, что ни та, ни другая страна не считает РФ равной себе.
Также религиозная реформа Обадии должна была способствовать снижению сакрального языческого статуса кагана, который хотя и был фактически бесправен, но, будучи формально выше бека, являлся тем авторитетом, к которому могли апеллировать оппозиционные беку силы. Одновременно возрастала роль кагала, еврейской общины каганата, представители которой в девятом веке постепенно полностью взяли под контроль экономическую жизнь и государственный аппарат Хазарии, подобно тому, как это произошло в ельцинско-путинской России.

С.Г. – Что, неужели опять ОНИ во всём виноваты?

А.С. – Нет, я не поклонник таких идей и теорий этнических заговоров. Но когда народы страны не имеют соответствующего своей доли в населении представительства во власти, это может привести к кризису в отношениях между правящей верхушкой и широкими массами, породить националистические движения экстремистского толка. Ну представьте себе, что, к примеру, в Китае 90 % государственного аппарата на высшем уровне было бы представлено, к примеру, народ мерина. И китайский обыватель задался бы вопросом: «А мы в Китае живём, или на Мадагаскаре?
Это одна из причин, по которой, вопреки утверждениям Иосифа бен Аарона, религиозная реформа полностью провалилась и в конечном итоге угробила каганат. Принятие иудаизма каганом, беком и итильской знатью оторвало её от неиудейской провинциальной аристократии, которая пользовалась значительным влиянием в своих кочевьях и аилах. Христиане и мусульмане объединились против правительства и начали гражданскую войну против столицы. В её пламени сгорело непрочное единство хазарского общества. Погиб сам Обадия, наследовавшие ему сын Иезекия, и внук (или тоже сын) Менассия I. После воцарения Ханука, брата Обадии, Византия захватила Южный берег Крыма, на ослабленную Хазарию из южного подбрюшья Киевской Руси начались набеги печенегов, уничтоживших все болгаро-хазарские поселения в степном Крыме и Приазовье, разорили Тамань.

С.Г. – Ну прямо нынешнюю в РФ напоминает, где сейчас беда за бедой: леса горят, цены растут, производство сокращается, доблестным воина вместо ключей от Киева и хлеба-соли с горилкой вынесли крепких лещей. Весь мир против нас, даже самые крепкие дружбаны, Китай и Казахстан тоже к санкциям начали присоединяться. Может и не такая уж плохая была хазарская традиция кончать с каганами в период тотальных бедствий?

А.С. – Традиция призывать к ответу московских каганов – это одна из российских скреп. Иногда их просто отстраняли от власти, как Василия Шуйского, Никиту Хрущёва.  Но и убийство несущих правящему классу беду властителей – ещё одна хазарско-византийская традиция российского общества – тоже вполне себе скрепный вариант. Сейчас в России вполне хазарская интрига. Бек Иосиф, чьё государство разваливалось у него на глазах, писал кордовскому халифу пространное письмо, в котором перечислял свои земли и подчинённые Хазарии народы, которые уже полностью потеряли доверие и уважение к своей метрополии.  Владимир Путин, подобно Иосифу, тоже твердит всему миру о величии России, и пытается всем что-то показать, в то время как уже очевидно, что наш каган потерял свою сакральную силу. Во весь рост встаёт вопрос: «А ты сколько лет обещал править? И что с тобой теперь, дорогой наш, делать?». И кремлёвский кагал по факту находится перед дилеммой: либо отдать кагана толпе, если она за ним придёт, либо самостоятельно прекратить это просроченное правление в русле хазарско-византийских традиций, силу которых Павел I почувствовал на своей шее, а Александр II – всем своим существом. Ибо то, что в итоге случилось с Хазарским каганатом стоит на повестке дня и перед современной Россией.

С.Г. – А что же случилось с каганатом в итоге? Как закончилась его славная, или, может быть, бесславная история?
 
А.С. – В первой половине X в. хазары с переменным успехом боролись с постоянно усиливающимися печенегами, с которыми также воевала Киевская Русь. Однако в 913 г., когда бек Менахем разрешил русам перетащить около 500 судов из Дона в Волгу через Волго-Донскую переволоку, после чего русы разграбили печенежские земли и поделились с ним частью добычи. Но тут взбунтовалась мусульманская гвардия бека и потребовало расправы с пришельцами, которые проливали кровь единоверцев. Бек Менассия I был вынужден разрешить, но предупредил русов о нападении.  После трёхдневного сражения и полного разгрома киевский князь Игорь Рюрикович тридцать лет не ходил на хазар, а сами хазары стали на Руси символом предательства и коварства.
В 943 г. Византия, у которой после принятия Хазарией иудаизма сложились крайне неприятные отношения с каганатом спровоцировала новое нападение русов на хазар. В ответ царский двор организовал массовые репрессии против хазарских христиан. Также Византия настраивала против иудейского государства мусульман. В ходе религиозных распрей в государстве началась радикализация мусульман, которых власти тоже начали репрессировать. Это создало в стране невообразимый хаос, и в 965 г. не забывший предательства Менассии I Святослав Игоревич отправился на хазар и через четыре года покончил с этим государственным образованием.
Таким образом закончилась история некогда сильного и перспективного государства, которое, разыгрывая религиозно-идеологическую карту, нарушило свою внутреннюю гармонию и создало предпосылки для своей гибели. История Хазарии учит, что нетерпимость к инакомыслию, выбор политики внутренних репрессий вместо диалога с обществом ослабляет государство до такой степени, когда оно более не может отвечать внешним вызовам, отстаивать свои интересы и сохранять само себя.
Но российские политики и идеологи историю хазар, по-видимому, не учили, и знают об этом народе не больше того, что сказано о нём в «Песне о Вещем Олеге».      


Рецензии
Главная хазарско-российская историческая параллель такова: и в Хазарии, и в России долгое время существовали политические антисистемы, т. е., по Л. Гумилёву, сообщества людей с деструктивным мышлением. Там и там антисистемы захватывали государственную власть. Но Хазарию антисистема погубила, а Россия смогла вырваться. В этом - отличие.

Сергей Калиниченко   02.08.2024 08:14     Заявить о нарушении
При одинаковых исходных условиях неизбежен сходный результат. Имейте терпение.

Анатолий Судаков   22.09.2024 19:52   Заявить о нарушении
Переведите.

Сергей Калиниченко   04.10.2024 08:39   Заявить о нарушении
Попробуйте воспользоваться искусственным интеллектом. Он Вам поможет.

Анатолий Судаков   15.01.2025 22:40   Заявить о нарушении
Переведите.

Сергей Калиниченко   16.01.2025 01:15   Заявить о нарушении