21. Борьба с нехваткой учителей

      Можно было даже озаглавить: «Как на Руси с нехваткой учителей боролись». Понимаете, куда я клоню?
      Что ж, поехали! Дело происходило так. Наша великая страна, славная подвигами воинов, трудами писателей и ученых, творениями художников, за тысячу с лишним лет своей истории так и не определилась, как ей относиться к уму, знанию, науке, умным людям... Не спорьте. Пока еще не определилась. И это звучит с надеждой, ибо могла бы давно разобраться с умниками. Всегда было кому, всегда было за что. Но как-то так случилось, что не дорезали, не довешали, не досажали, не довыслали. И посему их смешные приключения еще не закончились. Но, вернемся к теме.
     Когда в очередной раз настало смутное время, умников в очередной раз перестали кормить. А с ними заодно перестали заботиться о благополучии работников школьного образования. Зарплаты их оказались, мягко говоря, не престижными. Я говорю о девяностых. Эпохе Ельцина. Ходил даже анекдот:
     Ельцину докладывают, что доходы учителей снова снизились из-за инфляции, а они продолжают работать, по сути, бесплатно. Продолжают ходить за работу. - Да? Может с них плату за вход брать?
     Так вот, старые дохаживали, а новые не приходили. Я тогда со своим аналитическим умом потирал руки, хихикал и говорил, что это долго не продлится, скоро нам станут платить большие деньги, начнут щедро поднимать зарплату и мы соберем все сливки. Но вот наступили двухтысячные, Эпоха Путина. Год проходит, другой. А зарплаты все не повышают и не повышают.  В школах учителей все меньше и меньше. А зарплаты не растут и не растут.
      Раньше учителя ссорились из-за нагрузки. Часов не хватало. Потом часов стало хватать. Потом их стало некому брать. А зарплаты не растут и не растут. Потом темпы исчезновения учителей ускорились. Появилась злокозненная опция поехать в Москву. Надо было только бросить все и поехать. А там… были довольно привлекательные условия. Надо было только бросить все и поехать. Все сколько-нибудь мобильные люди все бросали и ехали. И не только учителя. Но для учителей там возник рай. А у нас вакансии. Одна за другой. И росли нагрузки. Нагрузки преодолели психологический рубеж 30 уроков в неделю (учительская ставка – 18 уроков в неделю. При данной нагрузке учитель: а) справляется с объемом работы, б) тщательно продумывает предстоящие уроки и внеклассные мероприятия в) имеет достаточно времени на восстановление сил г) имеет доход, достаточный для обеспеченной жизни (в теории!). При нагрузке свыше 27 часов, 1,5 ставки с каждым дополнительным часом катастрофически падает качество работы учителя, и, если он сознательно и расчетливо не идет на снижение качества, то быстро превращается в загнанную лошадь. Если педагоги соглашаются работать на 30 часах, то они де факто идут на снижение качества работы, на более легкое отношение к своим обязанностям, на более отвлеченное и широкое понимание последних, то есть они перестают уделять внимание детям, к которым они приставлены).
      И вот нагрузки достигли «потолка» в 36 часов. Это шесть уроков без «окон» каждый из шести дней шестидневной учебной недели. Шесть уроков – словосочетание, от которого пятнадцать лет назад пробегал мороз по коже у любого начинающего свой шестиурочный день учителя. Да, раньше это тоже случалось! Два или даже три раза в неделю. И казалось подвигом Геракла. Но все познается в сравнении. Когда стали брать по 40 и 50 уроков, никто уже не думал в направлении «а как я с этим справлюсь?», «а какого качества я при такой нагрузке добьюсь?» Просто идешь на урок, который проходит как во сне, потом на другой, выныриваешь после десятого или двенадцатого во второй смене. Хорошо, когда хотя бы 10 из пятидесяти – работа с индивидуальщиками… 
     Но нагрузки все росли, а зарплаты не очень. Бывало и наоборот. Я отчетливо запомнил год, когда меня впервые уговорили взять 36 часов, это был первый год, когда Путин сменил Медведева. В год математики (а я математик) я стал получать меньше, чем получал перед этим за 30 часов в неделю. Владимир Владимирович выиграл, как говорят футболисты, в одну калитку, и у нас забрали крохи, которыми он нас прикармливал.
      Но простите меня, бога ради. Я снова отвлекся.
Одним словом, я ждал, ждал. Но ничего из того, что я ждал, не происходило. Я уже стал подумывать об обострении своего когнитивного диссонанса, как вдруг до меня дошло. Я не просто дождался, а по сути, проспал. Зарплаты учителям в России повысили, и даже сильнее, чем я предсказывал. Учителя начали покупать дорогие машины, туры, недвижимость. Говоря языком экономистов, диаметрально изменили свое потребительское поведение.
        А я? Я по-прежнему еле сводил концы с концами. 
Так что же произошло? А то, что страной стал отдельный город. Столица страны стала страной. То, что уехало в Москву, стало Россией. То, что осталось на местах, ею перестало быть. Зарплату в России, то есть в Москве (чуть позже в Петербурге) педагогам действительно подняли. По сравнению с остальной территорией примерно в 10 раз (плюс минус). Я не шучу. Я считаю, что это … настолько щедро, что … и не нужно бы так. Только не думайте, что я сейчас от зависти. Над ней, конечно, трудно подняться, но нужно, иначе не понять всю картину. Я попробую.
      Произошло следующее. Москва - витрина России, а по сути, сама Россия, в сознании тех, кто в нем (сознании) пребывает. Холодно рассудив, что проблему можно будет считать решенной, если ее решить только в Москве, извиняюсь, и в Санкт-Петербурге, так и поступили. Дали так, чтобы гарантированно заткнуть голосящие рты. А безмолвную периферию, отданную на откуп местным мафиям, сознательно и цинично списали со счетов.
      И вот возникший градиент зарплат как вакуумклинер стал высасывать из городов и весей педагогов. Удивляться можно только тому, что сбежали не все, как скакунцы на Юпитер в эпическом произведении Саймака «Город». Впрочем, наша педагогическая эпопея еще не завершена. Москва (извиняюсь, и Санкт-Петербург) продолжают расти и место в тамошних школах найдется всем, кто умеет включать проектор. 
       Ну хоть в столицах образование наладилось, скажете вы. И попадете пальцем в небо. Если бы все было так просто, я бы об этом не рассказывал. Весь анекдот только начинается. И состоит он в том, как потратив большие деньги, не приобрести, а потерять. Высокооплачиваемые педагоги московских (извините, и питерских школ) не стали работать лучше. И не в силу человеческой подлости, если вы так подумали. Может, они бы и хотели работать хорошо, но из-за своих больших зарплат (помните, я говорил, зачем таких больших?)  они стали управляемыми и перестали быть учителями. То, что их нагрузили всякой ерундой, еще полбеды. Слабину почуяли ученики и их родители. Жалобы во все инстанции и угрозы жалоб превратили «гвардию» в сборище дармоедов, избегающих любых вооруженных конфликтов. Плохие оценки, замечания, воспитательные меры, собственное мнение и опыт стали мешать финансовому благополучию. Делай, что тебе говорят, получай свои деньги и сопи в две дырочки. Не устраивает, никого насильно не держат. Уйдешь, быстро найдут замену, а не найдут, поделят твою ставку между собой. Поправьте, если я деревенщина, я что-то неправильно понял в столичных колбасных очистках.
     И вот. В провинции не учат, потому что некому учить. Есть обучаемые дети, но нет учителей. В столицах не учат, потому что некого учить. Есть учителя, но нет обучаемых детей.
     Я всего лишь утрирую, но, смею думать, не вру.


Рецензии
Да, это проблема из области онкологических заболеваний общественной жизни. Возможно ли её решить? Можно, но мой опыт(уже после увольнения в запас из ВС, я работал в приюте,детдоме,НИРО(Н.Новгород), техникуме показал: сами учителя,педагоги, оставшиеся в школе, техникумах, СПТУ не хотят ничего менять... Правда они ставят условие, которые сам директор не способен выполнить: повысить зарплаты... Я бы уточнил: зарплаты необходимо связать с результатом педагогической деятельности за каждый(!) месяц... Этот результат должен быть выражен не только в оценках на уроках. Он должен быть комплексным,в каком то смысле специфичным для каждого класса, ОУ...

Владимир Казаков Нн   16.06.2024 13:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыа, Владимир. Рад, что затронул близкую Вам проблему. Целиком с Вами согласен. Скажу только, что в этой главе, и во всей "Педагогической прозе", я наложил на себя ограничение, не говорить о том как должно быть, а насколько можно точно обрисовать то, что есть. После того как довыкладываю это, думаю написать утопический трактат о правильном устройстве современного российского образования.
Да, о содержании труда учителей, об их трудовых достижения, об их профессиональном и человеческом уровне я размышлял в других главах, например "Женская исполнительность".

Олег Диденко   16.06.2024 16:07   Заявить о нарушении