Сулумов
1 д. ·
### Геноцид чеченцев в 20-30 годы прошлого столетия
Нет точной статистики по количеству чеченцев, на которую можно было бы опираться с уверенностью, будь то в период правления Романовых или Советского Союза. Чтобы составить реальную картину, я обратился к личному опыту.
Мои деды, по отцу и по матери, оставили мне 9 дядей и двух теток (исключая двоих дядей, рожденных в 1962 и 1970 годах, 8 родились в выселении и один до выселения). Из этих 11 человек, один дядя и одна тетя не имели детей, и один дядя умер, не оставив потомства. Остальные 7 дядей и одна тетя дали 46 потомков, родившихся в период с 1959 года по сегодняшний день. Из них известно, что часть уже имеет более 80 детей и более 45 внуков (у меня по крови 11 внуков).
Таким образом, 8 чеченских пар с 1959 года дали на свет более 180 человек за 65 лет. Это не окончательный счет. Подъем объясняется благоприятным периодом для чеченцев (1959-1994 годы).
### Период репрессий и потерь
Из рассказов моих дедушек и бабушек, я знаю, что они потеряли большое количество своих братьев и сестер в период с 1920 по 1940 годы. Во времена коллективизации, раскулачивания, разоружения, голода, декоренизации и деисламизации эти две пары потеряли более 30 человек (включая детей, братьев и сестер, дядей и теть, отцов и дедов).
После заполнения двух тюрем НКВД в Грозном (внутренней для «махровых контрреволюционеров» - до 1000 человек и внешней - до 4 тысяч человек), арестованных разместили в центральном гараже Грознефти (5 тысяч человек), в клубе им. Сталина (3 тысячи человек), в ДПЗ республиканской милиции (до 300 человек). Районные ДПЗ милиции и НКВД постоянно пополнялись новыми арестованными. Всего в ходе «генеральной операции» по республике арестовали до 14 тысяч человек, около 3 процентов общего населения республики.
### Книга "Живая память"
В книге "Живая память" приводятся данные о до 80 тысяч репрессированных чеченцев и ингушей в 20-30-е годы, некоторые источники дают цифру до 200 тысяч. Расстрелы в Грозном проводились во внутренней тюрьме на улице Дзержинского 2 и 4, во второй камере смерти третьего здания НКВД, в подвалах Андреевских бань на улице Чехова, а также на стрельбище в двадцати километрах от Грозного у подножия Терского хребта. Под тюрьмы переоборудовали гаражи «Грознефти», пожарное депо, часть казарм и даже дом для умалишенных.
### Палачи и методы НКВД
По мнению А.Г. Авторханова, ни в одном другом уголке Советского Союза НКВД не вел политики сознательной провокации народа против власти в таких гнусных формах, как на Северном Кавказе, особенно в Чечено-Ингушетии. Руководили террором известные палачи чеченского и ингушского народов: заместитель наркома НКВД ЧИАССР Мазлак Ушаев и Султан Албогачиев.
Система допросов была рассчитана на морально-психологическое и физическое изматывание обвиняемых. Следователи соревновались, кто больше «расколет» подозреваемых. Избиение арестованных, пытки и садизм стали основными методами допроса. Считалось позорным, если у следователя не было ни одного признания в день.
С 1938 года чаще стали использовать яд. Одна из камер смерти была устроена в подвале бывшей Андреевской бани. По ночам туда привозили группы людей и под видом санитарной обработки и прививок от болезней умерщвляли их ядом.
### Массовые захоронения
Одним из мест массовых захоронений жертв репрессий были две ямы-траншеи на центральном кладбище Грозного. Тела расстрелянных сбрасывали туда в октябре, ноябре и декабре 1937 года. Как указывал А. Божедомов, эти траншеи находились в 700-800 метрах от границы кладбища, а к 1990-м годам оказались внутри. Карта захоронений с 1937 года находилась в архиве НКВД-МГБ-КГБ ЧИАССР и была строго засекречена. Раскопки на месте захоронений проводились А. Божедомовым при участии членов Чечено-Ингушского «Мемориала» и сотрудников краеведческого музея летом 1990 года.
Свидетельство о публикации №224061500825