Пушкин о рабе шуте и холопе

Пушкин в 1834 г в Дневнике:

«10 мая. Несколько дней тому получил я от Жуковского записочку из Царского Села. Он уведомлял меня, что какое-то письмо мое ходит по городу и что государь об нем ему говорил. Я вообразил, что дело идет о скверных стихах, исполненных отвратительного похабства и которые публика благосклонно и милостиво приписывала мне. Но вышло не то. Московская почта распечатала письмо, писанное мною Наталье Николаевне, и, нашед в нем отчет о присяге великого князя, писанный, видно, слогом неофициальным, донесла обо всем полиции. Полиция, не разобрав смысла, представила письмо государю, который сгоряча также его не понял. К счастию, письмо показано было Жуковскому, который и объяснил его. Все успокоилось.

Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию.

               Но я могу быть подданным даже рабом,
          — но холопом и шутом не буду и у царя небесного.

Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства!»

Мало кто знает = идею формулы о подданном, рабе, холопе и шуте Пушкин позаимствовал у Ломоносова, который вельможе Шувалову выразил свое достоинство и отношение к дуракам  так:

« Не токмо у стола знатных господ, или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет.»
Генваря 19 дня.1761 года «униженный и покорный слуга Михайло Ломоносов»  написал  Шувалову Ивану Ивановичу (1717—1797);—;елизаветинскому вельможе и гос.деятелю, . разносторонне образованному челу, сыгравшему значительную роль в истории русской культуры XVIII в (вместе с Ломоносовым, которому он покровительствовал, основал Московский университет (1755) и был первым его куратором – вот такое письмо:

Милостивый Государь Иван Иванович!
Никто в жизни меня больше не изобидил, как Ваше Высокопревосходительство. Призвали вы меня сего дня к себе. Я думал, может быть какое-нибудь обрадование будет по моим справедливым прошениям. Вы меня отозвали и тем поманили. Вдруг слышу: помирись с Сумароковым! то есть сделай смех и позор. Свяжись с таким человеком, от коего все бегают и вы сами не ради. Свяжись с тем человеком, который ничего другого не говорит, как только всех бранит, себя хвалит и бедное свое рифмичество выше всего человеческого знания ставит. Тауберта и Миллера для того только бранит, что не печатают его сочинений; а не ради общей пользы. Я забываю все его озлобления, и мстить не хочу ни коим образом, и Бог мне не дал злобного сердца. Только дружиться и обходиться с ним ни коим образом не могу, испытав чрез многие случаи, а зная, каково в крапиву… Не хотя вас оскорбить отказом при многих кавалерах, показал я вам послушание; только вас уверяю, что в последний раз. И ежели, не смотря на мое усердие, будете гневаться; я полагаюсь на помощь Всевышнего, который мне был в жизни защитник, и никогда не оставил, когда я пролил перед ним слезы в моей справедливости. Ваше Высокопревосходительство, имея ныне случай служить Отечеству спомоществованием в науках, можете лучшие дела производить, нежели меня мирить с Сумароковым. Зла ему не желаю. Мстить за обиды и не думаю. И только у Господа прошу, чтобы мне с ним не знаться. Будь он человек знающий и искусный, пускай делает пользу Отечеству, я по моему малому таланту так же готов стараться. А с таким человеком обхождения иметь не могу и не хочу, который все протчие знания позорит, которых и духу не смыслит. И сие есть истинное мое мнение, кое без всякия страсти ныне вам представляю.

               Не токмо у стола знатных господ,
                или у каких земных владетелей
                дураком быть не хочу,
                но ниже у самого Господа Бога,
          который мне дал смысл, пока разве отнимет.

 Господин Сумароков, привязавшись ко мне на час, столько всякого вздору наговорил, что на весь мой век станет, и рад, что его Бог от меня унес. По разным наукам у меня столько дела, что я отказался от всех компаний; жена и дочь моя  привыкли сидеть дома, и не желают с комедиянтами обхождения. Я пустой болтни и самохвальства не люблю слышать. И по сие время ужились мы в единодушии. Теперь по вашему миротворству должны мы вступить в новую дурную атмосферу. Ежели вам любезно распространение наук в России; ежели мое к вам усердие не исчезло в памяти; постарайтесь о скором исполнении моих справедливых для пользы Отечества прошениях, а о примирении меня с Сумароковым, как о мелочном деле, позабудьте. Ожидая от вас справедливого ответа с древним высокопочитанием пребываю»

***
Письмо напечатано в «Урании на 1826 год», см. современное издание: «Урания. Карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности», М. «Наука», «Литературные памятники», 1998, стр. 39—40. Урания. Карманная книжка на 1826 год, для любительниц и любителей Русской Словесности. Изданная М. Погодиным https://imwerden.de/pdf/uraniya_na_1826_god_1998_text.pdf

**/*

Есть разница?

Ломоносову важно не оказаться в дураках

Пушкин согласен  быть подданным вплоть до рабства, но только  не шутом и холопом

Как же отличить раба от холопа

Толковый словарь Даля : ХОЛОП м. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср. собират. дворня, бранное  Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Холоп полный, обельный (т. е. облый, круглый?), докладной, Русская Правда. крепостной; холоп кабальный, там же, закабаленный, продавший себя на годы или по смерть. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Холопить кому, стар. быть и служить холопом. А иному он и с сыном не холопили никому. Акты. || — кого, обращать в холопы, кабалить и приписывать в крепость себе.
Холотеть, становиться холопом, переходить в это званье; || принимать лакейские привычки. Холопство ср. состоянье это, рабство, крепостничество

Источник: https://gufo.me/dict/dal/

Покопавшись в словарях, я не нашел юридических  отличий раба от холопа ….
А по иному – дело вкуса, ситуации и традиции
Смерд, холоп, крепостной, раб = такова лесенка потери независимости

***

Побродив по тропам ПИПИ да поразмыслив, решил для себя так:

- крепостной вышел из традиции русской общины  крепить народ сельский к земле
- холоп вышел из попадания в личную зависимость неудачников и дачников
- раб возник из неволи иноплеменников


Рецензии