Как стать профессором. Ч. 3

АНТОЛОГИЯ НАСТАВЛЕНИЙ И СОВЕТОВ
АМБИЦИОЗНЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

Часть 3. «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»


***
Самый сложный вид обучения – занятия с группой. Парадокс в том, что вести их как правило поручают начинающим преподавателям. Вероятно, потому, что недостаток опыта им компенсируют молодой задор, высокая самооценка, адреналиновый голод, бойцовская злость и кураж дрессировщика.

***
Групповые занятия - не допрос с пристрастием  одного, а игры разума  для всех.
Это генератор идей, площадка для открытий, полигон для проверки теоретических постулатов.

***
«Разделяй и властвуй» -  авторитарный принцип правления.
«Объединяй и управляй» - гуманитарный принцип влияния.
Следовать первому – удобно, но скучно.
Придерживаться второго – трудно, но интересно.

***
Студентов победить нельзя. Их можно только возглавить.

***
Преподаватель должен работать с группой, как дирижер с оркестром –объединять, задавать тон и темп, корректировать неточности, координировать исполнение, обеспечивать полноту раскрытия темы.

***
Входя в аудиторию, оставляй все свои проблемы, неприятности, беды, разочарования за дверью.

***
На занятиях  чувствуй уверенность, сохраняй  спокойствие, демонстрируй
мастерство и будь хозяином положения.

***
«Соблюдай дистанцию» - этого правила нужно придерживаться не только в потоке машин, но и в общении со студентами.

***
Относись к студентам, как к коллегам, но позаботься о том, чтобы они не забывали, кто босс.

***
Занятия с группой не оставляют ни единого шанса расслабиться, потому, что в каждой обязательно есть кто-то из категории "трудных" студентов -"всезнайка", "пересмешник", "негативист", "молчун" или др. Для работы с ними нужны терпение, время,индивидуальный подход и максимальная мобилизация.

***
Если ты не можешь управлять группой, группа будет манипулировать тобой.

***
Путь сверху вниз всегда короче. Однако, не стоит опускаться до уровня аудитории. Пусть она карабкается до твоего.

***
Не старайся казаться «своим», используя молодежный сленг. Это убийственно для авторитета, потому, что не убедительно, нелепо и воспринимается как шутовское кривляние.

***
Не соревнуйся со студентами в остроумии. Они все равно победят, а ты потеряешь время  и уважение.

***
Не увлекайся ироническими выпадами. Чем они острее, тем тоньше грань перехода от интереса к неприязни. 

***
Блеска ума в иронии гораздо меньше, чем скрытой агрессии.

***
Убийственная ирония – оружие опасное. Прибегать к ней можно только в исключительных случаях. Безусловно, она лишает желания острить на занятиях  даже завзятых шутников, но возвращается назад бумерангом их обиды за потерю лица.

***
Не уничтожай скептиков – без них ты не узнаешь о своих упущениях и несовершенстве.

***
«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир» - заявлял Архимед. Внимательно относись к точке зрения студента. Быть может, она послужит перевороту если не  в мире,  то в твоих собственных представлениях о нем.

***
Студенты должны добывать знания, а не добивать преподавателя своим невежеством.

***
 Если на предложение использовать в рассуждениях законы логики студенты дружно заявят: «У нас нет логики», - не пугайся. Это не о дефектах мышления, а про учебный предмет.

***
Юмор на занятии вполне уместен и даже полезен, но его доза должна быть разумной, достаточной для переключения внимания, а не его отключения.

***
Подводи студента к заключительному результату так, чтобы он чувствовал  себя homo sapiens,  а не ослом, которого принудительно куда-то тащат на веревке.

***
Не переоценивай заинтересованность студентов твоими занятиями – это расслабляет.

***
Заканчивай занятия за три секунды до звонка. Время, отнятое у студентов от перерыва, даже, если это только минута, вполне может разрушить репутацию, которая складывалась годами.
 

МАЛЕНЬКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

***
Преподаватель не только учит, но и учится – всегда, всему, у всех.

***
Компетентность преподавателя должна многократно превосходить познания самого эрудированного студента.

***
Как только преподаватель решит, что достиг профессионального совершенства, ему следует немедленно менять род деятельности – преподаватель в нем уже умер.

***
Каждый преподаватель мечтает о хорошей зарплате, но не каждый хорошо работает за те деньги, которые получает.

PS. Профессор – не только должность, звание, статус, но также форма признания
      активности,  продуктивности и качества научной работы преподавателя.
      Заметки о некоторых  нюансах продвижения в науке см. Декалог начинающего
      ученого//http://proza.ru/2023/02/26/1536


Рецензии
Хорошие советы, очень подробные.
А я люблю семинарские занятия больше, чем лекции.
Наполеоновский совет. Главное ввязаться в бой там, а разберёмся.
Для меня, заходя в незнакомую аудиторию, важно сначала сделать такую маленькую занудную часть занятия, такое занудное введение и пессимистическое вступление.
Типа )) Ой, как вам не повезло, что я к вам пришёл.
Ой, как вам будет плохо.
Ой, как вы будете отжиматься.
Это плохая новость.
Студенты: а хорошая новость, какая?
А хорошая новость такая, что предмет лёгкий и с 3 раза все сдают.
))

Владимир Юрьевич Колмаков   08.05.2025 21:06     Заявить о нарушении