Как стать профессором. Ч. 3
АМБИЦИОЗНЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Часть 3. «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»
***
Самый сложный вид обучения – занятия с группой. Парадокс в том, что вести их как правило поручают начинающим преподавателям. Вероятно, потому, что недостаток опыта им компенсируют молодой задор, высокая самооценка, адреналиновый голод, бойцовская злость и кураж дрессировщика.
***
Групповые занятия - не допрос с пристрастием одного, а игры разума для всех.
Это генератор идей, площадка для открытий, полигон для проверки теоретических постулатов.
***
«Разделяй и властвуй» - авторитарный принцип правления.
«Объединяй и управляй» - гуманитарный принцип влияния.
Следовать первому – удобно, но скучно.
Придерживаться второго – трудно, но интересно.
***
Студентов победить нельзя. Их можно только возглавить.
***
Преподаватель должен работать с группой, как дирижер с оркестром –объединять, задавать тон и темп, корректировать неточности, координировать исполнение, обеспечивать полноту раскрытия темы.
***
Входя в аудиторию, оставляй все свои проблемы, неприятности, беды, разочарования за дверью.
***
На занятиях чувствуй уверенность, сохраняй спокойствие, демонстрируй
мастерство и будь хозяином положения.
***
«Соблюдай дистанцию» - этого правила нужно придерживаться не только в потоке машин, но и в общении со студентами.
***
Относись к студентам, как к коллегам, но позаботься о том, чтобы они не забывали, кто босс.
***
Занятия с группой не оставляют ни единого шанса расслабиться, потому, что в каждой обязательно есть кто-то из категории "трудных" студентов -"всезнайка", "пересмешник", "негативист", "молчун" или др. Для работы с ними нужны терпение, время,индивидуальный подход и максимальная мобилизация.
***
Если ты не можешь управлять группой, группа будет манипулировать тобой.
***
Путь сверху вниз всегда короче. Однако, не стоит опускаться до уровня аудитории. Пусть она карабкается до твоего.
***
Не старайся казаться «своим», используя молодежный сленг. Это убийственно для авторитета, потому, что не убедительно, нелепо и воспринимается как шутовское кривляние.
***
Не соревнуйся со студентами в остроумии. Они все равно победят, а ты потеряешь время и уважение.
***
Не увлекайся ироническими выпадами. Чем они острее, тем тоньше грань перехода от интереса к неприязни.
***
Блеска ума в иронии гораздо меньше, чем скрытой агрессии.
***
Убийственная ирония – оружие опасное. Прибегать к ней можно только в исключительных случаях. Безусловно, она лишает желания острить на занятиях даже завзятых шутников, но возвращается назад бумерангом их обиды за потерю лица.
***
Не уничтожай скептиков – без них ты не узнаешь о своих упущениях и несовершенстве.
***
«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир» - заявлял Архимед. Внимательно относись к точке зрения студента. Быть может, она послужит перевороту если не в мире, то в твоих собственных представлениях о нем.
***
Студенты должны добывать знания, а не добивать преподавателя своим невежеством.
***
Если на предложение использовать в рассуждениях законы логики студенты дружно заявят: «У нас нет логики», - не пугайся. Это не о дефектах мышления, а про учебный предмет.
***
Юмор на занятии вполне уместен и даже полезен, но его доза должна быть разумной, достаточной для переключения внимания, а не его отключения.
***
Подводи студента к заключительному результату так, чтобы он чувствовал себя homo sapiens, а не ослом, которого принудительно куда-то тащат на веревке.
***
Не переоценивай заинтересованность студентов твоими занятиями – это расслабляет.
***
Заканчивай занятия за три секунды до звонка. Время, отнятое у студентов от перерыва, даже, если это только минута, вполне может разрушить репутацию, которая складывалась годами.
МАЛЕНЬКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
***
Преподаватель не только учит, но и учится – всегда, всему, у всех.
***
Компетентность преподавателя должна многократно превосходить познания самого эрудированного студента.
***
Как только преподаватель решит, что достиг профессионального совершенства, ему следует немедленно менять род деятельности – преподаватель в нем уже умер.
***
Каждый преподаватель мечтает о хорошей зарплате, но не каждый хорошо работает за те деньги, которые получает.
PS. Профессор – не только должность, звание, статус, но также форма признания
активности, продуктивности и качества научной работы преподавателя.
Заметки о некоторых нюансах продвижения в науке см. Декалог начинающего
ученого//http://proza.ru/2023/02/26/1536
Свидетельство о публикации №224061500968
А я люблю семинарские занятия больше, чем лекции.
Наполеоновский совет. Главное ввязаться в бой там, а разберёмся.
Для меня, заходя в незнакомую аудиторию, важно сначала сделать такую маленькую занудную часть занятия, такое занудное введение и пессимистическое вступление.
Типа )) Ой, как вам не повезло, что я к вам пришёл.
Ой, как вам будет плохо.
Ой, как вы будете отжиматься.
Это плохая новость.
Студенты: а хорошая новость, какая?
А хорошая новость такая, что предмет лёгкий и с 3 раза все сдают.
))
Владимир Юрьевич Колмаков 08.05.2025 21:06 Заявить о нарушении
Сделал отсылку на Вас ))
Владимир Юрьевич Колмаков 08.05.2025 21:12 Заявить о нарушении