О мерных рейках Б. П. Вадья

Несмотря на все материальные достижения, наша цивилизация страдает от заурядности. Нам не хватает не способности двигаться вперед, а стимула. Большинство людей совершают роковую ошибку, ставя свои цели ниже своих возможностей. Достигнув своего идеала, они впадают в летаргический сон праздного удовлетворения. Общеизвестно, что ничего ценного нельзя приобрести без соответствующих усилий. Тот, кто не прилагает никаких усилий, топчется на месте, возможно, всю свою жизнь, и высоты, которые он мог бы покорить, остаются незамеченными. Что может быть печальнее зрелища человека самодовольно отдыхающего на вершине холма, хотя он мог бы взобраться на Эверест?
Растения хорошо иллюстрируют общеизвестную истину о том, что рост является необходимым условием жизни. Не проходит и года, чтобы дерево не прибавляло в росте; его возможная высота определяется только соотношением между продолжительностью его жизни и скоростью роста. В человеке жизнь продолжается после того, как физический рост достигает своего максимума, но человек, чей рост в каких-то иных направлениях прекращается, все равно, что мертв. Любой идеал, в котором заметную роль играют возможные материальные достижения, опасен для человека, потому что он вполне достижим. Совет покойного Джеймса А. Гарфилда, президента Соединенных Штатов, звучит так: «Умоляю вас, не довольствуйтесь каким-либо бизнесом, который не требует постоянного интеллектуального роста».
Человеку свойственно сравнивать себя с окружающими, а свои поступки с их поступками. Если мы окружены в основном теми, кто ниже нас по положению, или даже равными нам людьми, мы, скорее всего, перестанем искать мерную рейку и, таким образом, можем переоценить себя и свои достижения. Таким образом, привычный совет искать компанию тех, кто лучше нас, слишком часто приписывается снобизму, в то время как корни его уходят в другую, более здоровую почву. Мы поступим правильно, если последуем этому совету, если под теми, кто лучше нас, будем понимать не тех, у кого больше богатства или более высокое социальное положение, и даже не обязательно тех, кто умнее нас, а тех, кто превосходит нас в нравственном отношении.
Хорошо постоянно развивать свои умственные способности и способность быстрого восприятия, но самое главное, чтобы продолжался нравственный рост. Как его можно остановить? Путём ослабления усилий, что неизбежно сопровождает чувство самодовольства.
Когда человек думает, что он достаточно мудр, его интеллектуальный рост заканчивается. Его идеи кристаллизуются, его взгляды приобретают жесткость смерти. Точно так же, когда человек удовлетворен состоянием своей нравственности, когда соблюдение закона и социальных норм кажется ему достаточным, развитие его характера останавливается. Слишком часто в человеческом характере хорошее является врагом лучшего. Это более опасный враг, потому что он более изощренный, чем само зло. Злоупотребления, если они достаточно вопиющие, требуют исправления, тогда как терпимое состояние способствует принятию того, что ниже идеала.
Таким образом, все сводится к вопросу о мерной рейке. Обычно хороший человек, который противопоставляет свой характер характеру преступника и мизантропа, поздравляет себя с тем, что он не такой, как другие люди. Если он сравнивает свою нравственность с общим уровнем нравственности окружающих его людей, то он почти наверняка найдет какие-то моменты, в которых его стандарты выше, чем у них. Для него естественно останавливаться на этих моментах превосходства, упускать из виду или игнорировать то, в чем он не дотягивает до среднего уровня, и делать вывод, что, в конце концов, он вполне хороший парень и поступает настолько хорошо, насколько от него можно ожидать. И поэтому он часто устраивается в какой-нибудь колее, для которой было дано определение – «могила с пробитыми выходами», и отдаёт свой характер на откуп случайному течению событий в своей жизни. Ему подобные пополняют жалкие ряды покорных посредственностей.
Не таков человек, который сравнивает себя по своему критерию совершенства. Стремится ли он к абстрактному идеалу или подражает одному из Старших братьев человечества, у него есть живой идеал, мощный, растущий вместе с его ростом. Он никогда не может быть удовлетворен своими достижениями, пока твердо придерживается своего идеала, и поэтому он никогда не сможет впасть в состояние смерти при жизни от самодовольства.
Совершенство в абсолютном смысле недостижимо в бесконечной вселенной, но человек рискует довольствоваться чем-то меньшим. Даже когда достигнуто относительное совершенство, возможное на любой данной стадии проявления, смутное предчувствие ожидающих его высот в других мирах и временах должно удерживать мудреца в смиренном состоянии.
Так пусть же наша цель будет выше всяких похвал, а наш эталон – самым высоким (какой только можем себе представить), если мы хотим подняться над посредственностью и достичь уровня настоящего человека!


Рецензии