Экстремальная посадка

                (эссе)

     Обычно по утрам Ковалёв просматривал последние новости по информации, публикуемой в интернете. В этот раз он обратил внимание на короткую сводку об аварийной посадке самолета АН-26-100 авиакомпании «ЮТэйр» недалеко от аэропорта Утренний на Гыданском полуострове. В ней сообщалось, что на борту воздушного судна было 36 пассажиров и 5 членов экипажа; все живы; командиру воздушного судна, второму пилоту и одной пассажирке оказали медицинскую помощь — они получили ушибы. Пока читал, успел подумать: «Слава Богу, что все живы!» Хотел уже начать читать другие сообщения, но обратил внимание на фото с места аварийной посадки самолёта. На дворе 14 июня 2024 года, а самолёт зарыт в глубоком снегу. Решил прочитать поподробнее, но дополнительной информации практически не было, только сообщалось, что в зоне аэропорта к моменту посадки резко ухудшились метеоусловия – туман и сильный ветер. Посмотрел на карте: аэропорт новый, его открыли только в 2021 году, находится на северо-западе Гыданского полуострова между Обской и Гыданской губами. В голове у него промелькнула мысль: «Какая же у нас огромная страна. Здесь у нас в Подмосковье жара, а там высокие сугробы снега!» Не поленился посмотрел погоду в зоне этого аэропорта: сообщалось, что температура +1;С. Вроде бы должно быть тепло. И, как-то непроизвольно вспомнилось, как и ему пришлось испытать неприятные минуты, когда также из-за плохой видимости, при такой же температуре воздуха в середине марта 2003 года самолёт, на котором он летел, чудом избежал катастрофы при приземлении ночью в аэропорту Шереметьево (г. Москва).
     Тогда Ковалёв с делегацией оборонщиков возвращался из зарубежной командировки – из Перу. Перелёт был долгим: из Лимы (Перу) до Сан-Паулу (Бразилия), оттуда через Атлантический океан до Франкфурта-на-Майне (Германия) и затем уже до аэропорта Шереметьево (Москва). Перелёт длился много часов с пересадками и задержками в аэропортах. Ощущалась усталость от дороги и поэтому почти все коллеги по поездке дремали на этом последнем этапе перелёта до Москвы. Перелёт из Германии в Россию занял чуть больше трёх с половиной часов. Летели самолётом немецкой авиакомпании «Lufthansa». У Ковалёва было место у иллюминатора.  В кресле рядом с ним сидел Сергей Васильевич, заместитель генерального директора оборонного предприятия из города Новокузнецка. Активный человек и интересный собеседник, но к концу полёта и он начал немного дремать. Хотя в течение первых часов полёта он постоянно что-то рассказывал Ковалёву, отглатывая по чуть-чуть из бутылки виски. В самолёте это не возбранялось. Ковалёв пить алкоголь отказался, так как хотел появиться дома трезвым. У Сергея Васильевича полёт ещё не заканчивался, и он через несколько часов после приземления должен был лететь далее в город Новокузнецк.
К моменту приземления Ковалёв уже не спал и смотрел в иллюминатор. За окном была полная темнота. По-видимому, за бортом был сильный туман. Он почувствовал, что самолёт идёт на снижение и стал внимательнее смотреть вниз, пытаясь разглядеть что-то на земле. В самолёте было тихо. И вот, он увидел в низу – сбоку ряд огоньков. «Взлётно-посадочная полоса аэродрома» - мелькнула мысль. Немного прижался к спинке кресла, ожидая скорого касания самолётом земли. Он всегда так делал при посадке, стараясь максимально предохранять больной позвоночник. Но в этот момент самолёт вдруг резко задрал нос вверх, как будто хотел сделать вертикальную стойку. При этом его хвостовая часть продолжала нестись по глиссаде к земле. Огоньки взлётно-посадочной полосы, казалось были совсем рядом. По салону самолёта раздался громкий многоголосый крик на разных языках, превратившийся в общее:
     - А-ааа!
     - Что это? – выкрикнул Сергей Васильевич, проснувшись от этого крика.
     - Всё!!! – сдавленно ответил ему Ковалёв, максимально вжимаясь в кресло и всем телом, ожидая удара. В голове пронеслись мгновения, которые он когда-то давно испытал, когда попал в автомобильную аварию. Он хорошо запомнил те мгновения до удара.
     Сергей Васильевич, как-то нервно крутнул головой и вдруг, сорвав пробку с бутылки с виски, начал большими глотками пить этот алкоголь. Через несколько мгновений угол наклона самолёта стал заметно уменьшаться. Удара не было. Ковалёв понял, что самолёт оторвался от критической близости с землёй и начинает как бы новый взлёт. Шум в салоне стал стихать. В репродукторах зазвучали слова стюардессы на английском языке, которого Ковалёв не знал. Но он понял, что она просит пассажиров успокоиться. Сергей Васильевич перестал пить виски. Его в бутылке осталось только на донышке.
     - Ну, вроде пронесло, - с выдохом выговорил Ковалёв.
     - Да, повезло, - проронил Сергей Васильевич совершенно трезвым голосом.
Они, улыбаясь смотрели друг на друга, не задумываясь над тем, что будет дальше. Самолёт понемногу набирал высоту. В салоне стоял гомон. Люди жестикулировали и что-то говорили друг другу.
     - Наверно, пилот из-за темноты и тумана поздно увидел полосу и принял решение не садиться. Я смотрел в окошко и тоже увидел огоньки посадочной полосы, когда мы уже были над ними. Могли, наверное, врезаться в землю, - не слушая, что говорит Сергей Васильевич, объясняя скорее всего самому себе, нервно заговорил Ковалёв.
      - Коли так, то теперь мы, наверное, полетим в Питер, - отреагировал на это Сергей Васильевич.
      - Василич, а ты что это вдруг стал так резко пить виски, когда услышал крики, - улыбаясь спросил Ковалёв Сергея Васильевича.
      - Не знаю. Чтоб не пропало! – засмеялся он, отвечая на вопрос Ковалёва. Оба рассмеялись. Смех слышался в разных местах салона самолёта. Люди радовались, что что-то непоправимое прошло мимо.
      Самолёт постепенно набрал высоту и стал вновь готовится к посадке. Об этом прозвучало сообщение по радио самолёта. Салон затих. Стюардессы прошли по салону, проверив все ли пристегнули ремни. Ковалёв вновь прильнул к иллюминатору и стал всматриваться в темноту за бортом. Мыслей в голове не было. Было только томительное ожидание. Хотелось, чтобы этот полёт закончился как можно быстрее. Минуты полёта тянулись, как резиновые. И вот Ковалёв вновь увидел огоньки взлётно-посадочной полосы. Они стремительно приближались. Он самопроизвольно вжался в кресло и замер в ожидании. Что делали другие он не видел. Он весь был сосредоточен на ожидании встречи с землёй. И вот она состоялась. Касание было мягким. Ковалёв почувствовал, как самолёт покатился по полосе. От души сразу отлегло, на лице самопроизвольно появилась улыбка. Он посмотрел на Сергея Васильевича, тот тоже улыбался во всё лицо. В салоне раздался общий вздох, а потом смех и аплодисменты. Все поздравляли друг друга с удачной посадкой.
      - Ещё покуролесим! – весело заговорил Сергей Васильевич и стал дружески толкать Ковалёва в плечо.
      - Обязательно! – таким же тоном отозвался Ковалёв и тоже стал его толкать куда попало.
      Через некоторое время пассажиры этого непростого рейса стали входить в здание аэропорта. На улице был сильнейший туман. Было понятно почему у пилотов возникли такие трудности при посадке.
      Ковалёв, проходя через пункт пограничного контроля, подошёл к одному из пограничников – совсем молоденькому сержанту и обнял его со словами:
      - Доброе утро, сынок! Наконец то, я дома.
      Тот стоял, улыбался, не зная, что ответить.

               14.06.2024 года


Рецензии