Почему европейцы считают нас безбашенными богачами
Пункт первый. Зимой я постоянно включаю кондиционер на обогрев, чего местные жители никогда не делают либо делают крайне дозированно, в основном перед тем, как раздеваться перед сном. Тут требуется пояснение: температура зимой здесь редко опускается ниже 15 градусов тепла, но это гораздо выше, чем температура в неотапливаемых мальтийских домах и квартирах. Местные жители по сравнению с нами ведут себя с точностью до наоборот. Возвращаясь домой с улицы, они не раздеваются, к чему привыкли мы, а, наоборот, натягивают на себя всё, что только можно. Они с рождения живут в сырых и холодных домах и другого попросту не знают. Когда я рассказываю, что зимой в России в домах так тепло, что приходится открывать форточки, люди ходят в лёгких футболках, а не в меховых кацавейках, мне верят далеко не все, а те, кто верят, при этом называют нас миллионерами и транжирами, потому что мы "топим свои дома деньгами". Кстати, нашу приверженность к домашней одежде они не понимают ровно по той же причине.
Пункт второй. Весной я начинаю есть овощи и фрукты гораздо раньше, чем они становятся сезонными. Сразу же оговорюсь, что весенние месяцы на Мальте считаются с апреля. Здесь вообще все сезоны сдвинуты на месяц: зима начинается в январе, а лето в июле. Кстати, и учебный год у детей начинается в октябре, а заканчивается в конце июня. Второе пояснение касается того, что на Мальте из своего растут только клубника, арбузы, апельсины и лимоны. Остальное чаще всего привозное. В основном мои европейские друзья мне выговаривают за клубнику и черешню, которую я покупаю с самого раннего её появления, то есть с февраля, когда начинает поступать африканская, а не местная. Ни один европеец этого делать не будет. У них вообще всё чётко регулируется выражением "out of season" (не сезон). И даже если все магазины будут завалены африканскими арбузами, мальтийцы добросовестно будут ждать своих, а всех, кто рискнёт купить "чужие" считать прибабахнутыми богатеями. Ну, действительно, зачем переводить деньги, когда буквально через пару-тройку месяцев ими всё будет завалено. Кстати, разница составляет в пределах 1 (одного), а если вдруг по причине небывалого урожая цены в сезон упадут, то 1,5 (полутора) евро. Правда, когда я выставляю на стол угощением, случаев отказа что-то съесть по причине "несезонности" не наблюдалось. Но сколько бы я ни ходила в гости, ни разу не видела несезонных фруктов на столе.
Пункт третий. Летом я поливаю цветы, причём, даже суккуленты. С этим пунктом вообще особая история. На острове нет своих водных источников, и мальтийцы привыкли веками жить в условиях жёсткой экономии воды. Сейчас питьевая вода продаётся с бутылках или на станциях опреснения, а раньше её собирали во время дождей и хранили в огромных подземных резервуарах. Естественно, ни о каком поливе "ненужных" растений не могло быть и речи. Даже сейчас бОльшую часть высаженных в частных владениях растений составляют суккуленты, которым не нужен полив. Позволить себе иметь сад рядом с домом или на крыше, в котором будут расти обычные декоративные растения или цветы, могут себе далеко не все, так что все мои "поливальные" поползновения расцениваются моими знакомыми как очередной факт транжирства и мотовства. А уж моя привычка поливать цветы, высаженные мною на разворотном кольце, и просто вызывает состояние ступора.
Не могу сказать, чтобы мальтийцы не любили цветы. Скорее наоборот. Земли на Мальте вообще мало, и всюду, где она есть, за счёт государственного бюджета высаживаются роскошные цветники, обновляемые минимум три раза в год. Какое отношение это имеет к экономии денег на поливе личных цветов? Да, с точки зрения мальтийцев, самое прямое. Рассуждают они приблизительно так: если хочешь полюбоваться цветами, гуляй себе рядом с клумбами и не заморачивайся.
Пункт четвёртый. Осенью я варю варенье. Наверное, это в большей степени привычка, нежели необходимость. Мальтийцы опять же считают это нелепой и излишней тратой денег и времени: надо купить ягоды, сахар, сварить это всё, потратив не только время, но и электроэнергию или сжиженный газ. Гораздо проще сходить в супермаркет и купить джем, благо их тут - на любой вкус, от клубничного и малинового до лимонного и кактусового, и все непременно с добавлением пектина. Между нами могу сказать - в основном их можно отличить только по цвету или по ароматизатору. Исключение составляет лишь джем из горьких апельсинов, который варят в одном месте - в Мсида Бастион по рецептам, доставшимся ещё от рыцарей. Остальные же на вкус подозрительно похожи: одинаково сладкие и жёстко-вязкие. Варенья здесь отсутствуют как класс.
Это, так сказать, мои личные сезонные привычки, прочно записавшие меня в число богатых и прибабахнутых, как и всех русских. Мы же все привыкли жить в тёплых домах, покупать фрукты круглый год, поливать цветы и варить варенья. Что же касается наших других национальных привычек, не укладывающихся в общепринятые европейские нормы, то я и о них обязательно как-нибудь расскажу.
Свидетельство о публикации №224061601410