Двухмашинный вариант, глава 9. Программирование
В начале ноября в Алма-Ате еще тепло, но ночи прохладные. Парки пожелтели, листва легла на дорожки. Яблоня в саду еще зеленела, голых веток почти не было. У мамы в огороде много хризантем. Родители живут через стенку.
На работу пошел на третий день после приезда, в понедельник. Немного передохнул. Лариска заметно подросла. За печкой и по мелочам в частном доме следил папа.
Кабинет пустовал, стол покрылся пылью. М-6000 включали редко – Толик иногда запускал тесты. На совещании у Чернина рассказал об учебе, показал удостоверение программиста М-6000. Корочка в кожаном переплете пошла по рукам, все видели много предметов и оценку отлично, поздравили.
http://proza.ru/2024/06/16/1556 (Удостоверение выданное в г. Северодонецке).
Рассказал об учебе - насколько мозги прояснились; понятно стало, как процессы организовывать; вообщем показал, что не зря съездил, а с огромной пользой. Описал свои впечатления о деревнях, белых удивительных кирпичных домиках, лавочках у забора с веселыми красивыми украинками, лузгающими семечки. Озеро с кувшинками и сковороду с карасями расписал.
Кто-то из женщин, кажется Галя, простонала:
- Хватит, я не завтракала!
Вообщем совещание проходило непринужденно, благо никаких происшествий на светофорах не было и мы побалагурили на славу.
Чернин спросил:
- Главного инженера видел?
- Да, вроде видел на экскурсии по заводу.
- Так вот. Мы шли с ним вдвоем в гостиницу отметить заключение договора на УВК. По пути заглянули в магазин. Я спросил: «Сколько возьмем чекушек – двадцать хватит?».
Главный сходу выдал: «Да ты что, это много! - потом надолго задумался, видно оценивал свой организм и сказал, - восемнадцать».
Под дружный хохот все начали расходиться.
Вошел в машзал, загрузил перфоленты с транслятором и текстовым редактором, программами, которые разработал в Северодонецке. Распечатал листинги и ушел в кабинет разбираться. Еще раз сверил с блок-схемой, кое-что перенабрал на СИД-1000, транслировал, пошел в машзал и засел за пультом - отладка дело долгое. Перед этим помучился, пока вводил бобину перфоленты с ОСРВ диаметром почти двадцать сантиметров – отлаживал программы в виде задач.
При отладке кнопками пульта задаешь остановы по нужным адресам, сверяешь коды команд и результат по индикаторам в соответствии с листингом. Сложно, нудно конечно, но другой технологии тогда не было. Не то, что сейчас и эмуляция, и моделирование и доступ в микроконтроллер, и языки высокого уровня какие хочешь!
В первой очереди АСУ «Город» Наири-2 обменивалась с пятьюдесятью перекрестками. В городе еще в тридцати местах должны были перекопать улицы, заложить трубы с кабелями; в асфальт закатать датчики транспорта по каждому направлению, установить светофоры, шкафы БКТ-7. Каждый день что-нибудь строилось. Мне нужно было побывать на месте, проследить, чтобы датчики правильно залили битумом.
Однажды некому было это сделать. Взял жестяную банку, подошел к крану битумовоза и потянул осторожно за рукоять - хотел тонкой струйкой налить жидкий битум. Но кран работал по другому – или полностью открыт, или закрыт. Битум хлынул в банку и на руку. Кисть покрылась черной мастикой – боль адская. Сначала было ничего, но когда приехала скорая, голова закружилась, как-то весь обмяк.
Пришел в себя, видимо после уколов. Боль стихла, но, когда санитар казах предложил отдирать от кожи остывший битум, я взбеленился, послал его куда-то и потребовал врача. Пришла медсестра и легонько стала смывать черноту бензином. Потом я сам продолжил, а успокоиться не мог: «Ну, надо же, удумал сдирать кожу с человека».
Неделю просидел на бюллетене.
Программирование захватывало, особенно, когда получается, в листинге ошибок нет, на пульте высвечиваются нужные данные. Для каждого дорожного контроллера завел массив с именованными ячейками: «фаза», «проехавшие», «остановившиеся», куда записывались, поступающие от БКТ-7 фаза регулирования, количество транспорта, зафиксированного датчиком при зеленом и красном сигнале.
Формировалась относительная задержка на направлении, как частное от деления количества остановившихся транспортных единиц, на общее число пересекших датчик. Затем формировалась глобальная задержка - главный критерий регулирования. Основные алгоритмы должны минимизировать эту задержку.
Массив передачи на перекресток в БКТ-7 содержал номер и время включения фазы регулирования, режим работы.
Валя дорабатывала программы обмена Наири-2 с контроллерами, драйвер обмена с М-6000; я разрабатывал драйвер обмена с Наири-2 через каналы УСО.
На ассемблере 580 серии программировать было удобно. Пробовал использовать фортран, но для работы с аппаратурой он не годился – это язык экономистов.
Работал не покладая рук и через месяц, может два закончил отладку драйверов формирования входных и выходных массивов. Мне было легче после курсов – все получалось. Теперь по индикаторам панели М-6000 можно было наблюдать изменяющиеся данные массивов для каждого перекрестка.
Переключаешь фазу на перекрестке с диспетчерского пульта – данные в массиве изменились, сверяешь с индикаторами на пульте М-6000 правильно ли. Проехала машина над датчиком, где есть телекамера – смотришь, прибавилось ли в ячейке датчика. И так по каждому перекрестку. Страшно неудобно - для проверки данных в динамике, нужна была визуализация.
Я начал программировать обмен с СИД-1000. В Северодонецке программирование УСО, УВВ и СИД-1000 мы изучали. Выдать на экран и принять символы с клавиатуры, не было проблемой.
Самым трудоемким было разработать для каждого перекрестка кадры экранов дисплея, отображающих схему перекрестка, меняющиеся сигналы, стрелки направлений, тексты и цифры в нужном месте. Графику рисовал обычными символами, что выглядело не так, как на современных цветных дисплеях, но все же прилично и убедительно.
Рисовал кадры из документации на перекрестки, которые брал в отделе организации движения ГАИ, что этажом выше. Это была кропотливая работа.
Еще нужно копии форм по каждому перекрестку выдавать на широкую печать. Чтобы не терять времени, с разрешения руководства, я привлек к этой работе моего знакомого Сашу Бурмистрова – программиста АХБК.
Сам засел за разработку программ вывода перекрестков на СИД-1000.
Продолжение: http://proza.ru/2024/06/18/717
Содержание: http://proza.ru/2024/12/31/1436
Свидетельство о публикации №224061601569