Транспортный очерк с фельетонной грустью

Все «дети перестройки» которым сейчас по 35 – 40 лет прекрасно знают, как тяжело, противно и трудно было жить людям в проклятом и тоталитарном СССР. Не знаю, что они впитывали с молоком матери, но все поучения от «демократов» и «реформаторов» в кавычках они впитали в полной мере. Даже не буду оспаривать их знаний полученных от профессоров с покупными дипломами и званиями, ни их же дипломов о высших образованиях купленных в тех же подземных переходах, где ранее такие же дипломы покупали их будущие наставники и учителя. Ведь нынче все учатся «на удалёнке» по Википедиям, Яндексам и прочим Тик-Токам.
Расскажу только два настоящих случая из своей жизни. Хотя оба случая отстоят друг от друга более чем в 50 лет. Здесь собственно и заканчивается моё предисловие и начинается транспортный очерк.
Итак, рассказ первый.
23 февраля 1973 года, мне как отличнику боевой и политической подготовки был предоставлен краткосрочный отпуск из армии, домой на родину, сроком в 10 дней. Срочную службу правда я проходил тоже на Родине, но на Дальнем Востоке. В городе Хабаровске. Взаимоотношения СССР с Китайской  Народной Республикой были довольно сложными и даже  с многочисленными провокациями со стороны Китая. Приходилось быть начеку. Поэтому и в отпуск мне разрешено было отправиться только после 10 марта. Ранее этому мешала политическая обстановка.
Командование нашей части стало выписывать мне железнодорожные билеты и подсчитывать отпускные деньги. На дорогу от Хабаровска до Челябинска по армейским нормам приходилось 12 суток в один конец. Здесь, правда, я «упёрся рогом» и проявил армейскую смекалку став доказывать, что мне нужно в Копейск, а не в Челябинск. Но, на всех армейских и прочих гражданских железнодорожных картах оказалось что в Копейске железнодорожной станции нет. Я же стал уверять начальство, что если я прибуду в Челябинск, то до Копейска мне придётся добираться как минимум трое суток, а то и целую неделю, ибо там стоят такие болота и дороги, что их с трудом преодолевают даже на тракторах. Одним словом: до Челябинска я ехать отказывался. Командиры взяли другие более совершенные карты и отыскали на них ещё две станции: «Челябинск – Южный» и «Потанино». Спасибо – сказал я командирам – но с этих станций я до Копейска и за неделю не доберусь. Хотя, честно сказать, с этих станций (которые находятся в самом Копейске) лежат хорошие асфальтированные дороги, и от обоих станций до моего дома не более восьми километров. В общем, так и не до чего и не договорившись, мне выписали билеты на Челябинск, но добавили на дорогу ещё одни сутки. А там, как знаешь, так и добирайся – сказали мне командиры.
И так, у меня выходило: 10 суток отпуск + 13 суток на дорогу домой и + 13 суток обратно. Всего: 36 суток. Кроме этого на питание в дороге мне выдали 54 рубля. Это меня устраивало.
Естественно, ни на какой ж/д вокзал я не поехал, а купил себе хороший по тогдашней моде «дембельский» чемодан и прямиком отправился в аэропорт, где заплатив в кассе комиссионный сбор в 30 копеек, вскоре и вылетел самолётом «ТУ-104» на свою малую родину. Опять же, не совсем на малую родину, а в город Свердловск. Ныне Екатеринбург, если кто не знает. На Челябинск рейс должен был быть только на утро, но «куковать» почти 10 часов в Хабаровском аэропорту я не собирался. Я готов был немедленно лететь куда угодно, лишь бы ближе к дому.
С двумя посадками для дозаправки, на весь полёт было затрачено 10 часов. Но, прилетев в Свердловск я первым делом перевёл стрелки на пять часов назад и оказался ещё во вчерашнем дне в 23 часа 50 минут, хотя в Хабаровске уже давно началось утро следующего дня.
Но, опять незадача. Из Свердловска до Челябинска самолёт «АН-2» тоже вылетал утром. И что делать? Мне опять предлагалось ночевать в аэропорту. Но, слава Богу, в СССР исправно работал и такой общественный транспорт, как такси.
В ночное время, да ещё на расстояние в 220 километров, все таксисты «заламывали двойную цену» так как обратно возвращаться им пришлось бы порожняком. Но, армейская смекалка и удача и здесь меня не подвела. Я нашёл таксиста который согласен был везти до Челябинска за 60 рублей. Вскоре я нашёл одного вахтовика с Севера которому деньги в карманах «прожигали ляжки» и ещё одного горе-солдатика. У которого уже почти заканчивался в дорогах весь отпуск и в наличии было только 17 рублей. Но, мы договорились: вахтовик платит 30 рублей, а я, как солдат, с другим таким же солдатиком платим по 15 рублей. На радостях вахтовик вскладчину со мной раздобыл где-то 3 бутылки Портвейна. Я загрузил бутылки в дембельский чемодан и ровно в 1 час ночи мы отправились в путь. Всю дорогу таксист давил на газ своей «ГАЗ-24». Ведь утром ему нужно было сдавать свою машину в гараж автопарка.  Нашу машину несло, мотало и заносило во все стороны. Но, чудом мы избежали всех придорожных сугробов. А я с вахтовиком всю дорогу пили Портвейн, курили гаванские сигары и распевали песни. В 3 часа и 30 минут ночи мы оказались в Челябинске преодолев 220 км за 2,5 часа. Солдатик рассчитался и пропал, так как ему ещё предстояло добираться из Челябинска в Чебаркуль на оставшиеся 2 рубля. А я с вахтовиком изрядно выпившие и почти подружившиеся решили остаток ночи провести в гостинице. Пустые бутылки мы высыпали в урну. В вокзальном буфете спиртное не продавали, но мы нашли какого-то привокзального «бича» (бывший интеллигентный человек), который за 3 рубля бегал и приносил со склада бутылку Портвейна. Бегать ему пришлось 2 раза. Мы же пьяные и оттого и щедрые плескали ему в стакан 150 грамм этой целебной жидкости. Честно делили бутылку на всех троих. Автобусы в Копейск начинали ходить в 6:00 утра. И за 25 копеек в 7 часов утра я мог оказаться дома. Но, как говорится: «Раз пошла такая пьянка – режь последний огурец», вахтовик предложил мне продолжить веселье в гостинице, и я согласился.
В гостинице железно-дорожного вокзала: «Мест нет». Через площадь от вокзала в гостинице «Челябинск»: «Мест нет».  Берём такси и едем в гостиницу «Славянка»: «Мест нет». Опять ловим такси и едем в «Малахит»: «Мест нет». На следующем такси едем в «Южный Урал» не отпуская такси. Там тоже: «Мест нет». Я уже поотбивал почти все ноги стуча сапогами в двери закрытых гостиниц. Говорим таксисту: «Поехали в «Центральную». Таксист отвечает: «ребята, так до «Центральной всего 300 метров, стоит только по диагонали пересечь площадь Революции. Мне дольше разворачиваться». Мы же садимся в машину и смеясь отвечаем: «Можешь не разворачиваться». Таксист врубает заднюю скорость, и так задним ходом, не разворачиваясь, по диагонали, мы и летим-едем через всю площадь Революции в «Центральную».
В «Центральную» с большим грохотом, но мы достучались и нас впустили. Вахтёр провела нас в номер на троих, где жил один, видимо «прикомандированный». Я же с вахтовиком выдвинули столик на середину, разбудили спящего и предложили присоединяться к выпивке и за знакомство. Ничего не соображающий и сонный хозяин номера молча взял свою подушку и ушёл в коридор. Больше мы его не видели. Мы же распили остатки Портвейна и мой друг-вахтовик тоже ушёл в коридор искать приключений и легкодоступных женщин. Я малодушно отказался. Меня, как честного комсомольца смущало, что хозяин номера может пожаловаться на новых гостей и нас могут начать выдворять из гостиницы с милицией. В те времена не все, да и я в том числе,  понимали, что «миром правят деньги». От греха подальше, ни с кем не попрощавшись в 9:00 утра я покинул гостиницу. Всё-таки я был честным солдатом. Никогда не изменял Присяге. Почему и сейчас могу во всеуслышание заявить: Служу Советскому Союзу». Через 1 час я уже был дома. Но, каково же было моё удивление, когда расплачиваясь за проезд в автобусе (25 копеек), я стал обнаруживать во всех своих карманах: и в шинели, и в кителе, и в брюках смятые купюры.  Дома я их пересчитал и оказалось. Что их 87 рублей. Только к вечеру до меня дошло, что когда мы раскатывали на такси по всему Челябинску и вахтовик часто расплачивался за какой-нибудь километр пути крупными купюрами в 5, в 10, а то и в 25 рублей, некоторым таксистам было стыдно принимать такие большие деньги, и они по мере своей честности сдавали нам сдачу. Пьяный человек всегда щедрый. И вот так и получилось, что вахтовик кидал таксистам большие деньги, а сдачу, чтобы не оскорблять таксистов и умалять их честность, приходилось забирать мне. Вот такой произошёл рядовой случай из жизни рядового солдата Советской Армии во время его поездки в отпуск 10 марта 1973 года.
А вот второй правдивый рассказ о поездке, произошедшей уже в наши дни. Точнее 18 мая 2024 года. На той же территории, только не в СССР, а в Российской Федерации.
Волею судьбы, перестройки и многих обещающих и обольстительных для народа реформ, мне пришлось с 2004 гожа работать не в Копейске, а в Челябинске на Челябинском электрометаллургическом комбинате (ЧЭМК). Расстояние от дома до работы равно 20 км. Моя дневная смена длится 12 часов. В 20:00 заканчиваю работу. В 20:15 через проходную покидаю комбинат. В 20:30 пешком преодолев 2 км, жду транспорт на остановке «им. 5 декабря». Транспорта нет. Трамвай приходит через 20 минут в 20:50. Билет стоит 35 рублей. На трамвае еду до Комсомольской площади. На Копейск опять ничего нет. В 21:15 наконец-то подкатывает последняя маршрутка едущая в Копейск. Маршрутка забита людьми гораздо плотнее, чем рижские шпроты в банке. Проезд стоит 40 рублей. На всех остановках до Копейска по 15-20 человек народа. Большинство так и не может протиснуться в битком набитую маршрутку. У всех, конечно, мобильные телефоны – прогресс XXI века. Дай Бог им всем дозвониться и договориться с диспетчерами разных Служб такси, чтобы доехать до Копейска хотя бы за 400 рублей. Ведь многие фирмы будут предлагать эту короткую, но «ночную» поездку и за 600 рублей. Мне получается, повезло, что я в маршрутку всё же влез. В 22:00 часов я на Копейской автостанции. До дома мне ещё 3 км. Я уже ни на что не надеясь. Решаюсь идти пешком.
И опять счастье. На пустой автовокзал подкатывает рейсовый автобус, едущий в мою сторону. Билет стоит 35 рублей. Всей поездки на 6 минут. В итоге: в 22:25 я оказываюсь дома. Мои нервы на грани срыва. От столь великолепной и счастливой поездки. Ведь теперь, в ХХI веке я преодолеваю расстояние в 20 км на мощных современных автобусах и трамваях,  из Челябинска в Копейск всего за 2 часа 25 минут. Чтобы снять стресс и успокоить нервы, я достаю из холодильника и начинаю пить пиво. Настоящих виноградных вин всё равно не сыскать. Да и пиво, впрочем, не настоящее. А в голове продолжают толкаться мысли: ведь практически постоянно я теперь после дневной рабочей смены, целых 20 км преодолеваю всего за 2 часа 25 минут. Причём, не ночью и не по гололёду. Как тут не вспомнить проклятое тоталитарное Прошлое, когда расстояние в 220 км я преодолевал за 2 часа 30 минут, ночью на заснеженных дорогах и всего за 15 рублей.
Такого в Википедиях не напишут. Но, и Бог с ними.

19.5. 2024 г.


Рецензии