МоА-117 Миф Августиновой троицы

Мыслюшки от Андрюшки   (МоА 117)                Христианские мифы. Часть №16

    Существует много вариантов понимания троицы, как пример приведу  три основных вида: как личности; как ипостаси; как функциональность. Августин же разработал свою версию троицы: Память + Понимание + Воля.  Плюс его версии в том, что такое толкование не даёт повода обвинить её в многобожии, потому что его набор не зависит от числа личностей. В отличии от "личностной троицы", где тупо три личности. Это  совершенно чёткое многобожие. Но развивая свою троицу, Августин вовсе не беспокоился о том, чтобы уберечь её от критики в многобожии. Он  реально понимал троицу в "духовно - интелликтуальной" сфере, целиком взятую из философии Платона. Августин стремился к созерцательному единению с мудростью Бога, убегая от проклятого плотского мира. Иногда Августин "христианизирует" её представляя в простом, понятном, "низшем" виде, говоря: Отец + Дух Святой + Иисус. И даже в этом случае в его понимании остаются именно философские определения некой "высшей" троицы. (Августин "О троице", особенно 15 книга)

    Рассуждая о троице, я с ним согласен в одном его утверждении:
  «Кто поймёт всемогущую Троицу? А кто не говорит о Ней, если действительно говорит о Ней? Редко встречается душа, которая, говоря о Ней, знает, что она говорит.» (Исповедь, книга 13, гл 11, раздел 12)
   Является ли Августинова троица библейским учением? Нет, это миф.

    При этом, Августин умнейший человек. Например со своей "теорией предопределения" он обогнал своё время на тысячу лет, так что его идеи просто взорвали христианский мир во время реформации и вылились в кальвинизм. Тоже касается и вечери Господней. Лишь во время средней реформации было понято и принято, что хлеб и вино — это символы. Атрибуты вечери не являются сами по себе святостью, но они призваны напоминать о святом. Августин это знал, и здесь обогнал мир на 1000 лет.

    Что же касается корпуса литературы ранних отцов церкви, то надо быть готовым к тому, что они видят Писание через призму разнообразных философий.

    На самом деле, все наши разнообразные мнения и прочие умности интересны только для нас людей. Библия убеждает меня в том, что Всевышнего беспокоит не безупречность нашего мышления, но наш образ жизни. Для Святого не играет роли моё мнение о времени восхищения церкви, но Ему важно как я обхожусь со своей женой, детьми, соседями, коллегами по работе. И я очень люблю слова пророка Михея (6:8):

      «О человек! Поведал Он тебе что хорошо и что Бог требует от тебя: всего лишь действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно идти со Всесильным своим.»   (Переводы Syn + THN5)

(Использованы материалы: Kurt Flasch „Augustin. Einfuehrung in sein Denken“)


Рецензии