Отчим

— Как ты посмел втайне от меня сговориться с моей дочерью?! — на весь дом закричала Галина, и салатница со свежим оливье полетела в голову Виктора.

Мужчина еле увернулся.

— Не все в этой жизни бывает, как ты хочешь, Галя, пойми, — спокойно сказал ей гражданский муж.

***

Галина и ее дочь Алена жили одни с того момента, как девочка пошла в первый класс. Ее отец ушел от жены, не выдержав ее буйного нрава, стоило женщине на что-то обидеться, квартира превращалась в Мамаево побоище, а иногда и у самого Вадима под глазом красовался синяк.

О дочери отец, конечно, не забывал, всегда посылал деньги, часто забирал девочку на каникулы. Но в последние несколько лет ему стало не до Алены, так как появилась новая семья. И девушка, которая оканчивала школу, видела от папы лишь финансовую помощь.

Как-то раз, придя домой с работы, Галина услышала, что ее дочь громко и с выражением повторяет монолог из известной пьесы.

— Опять ерундой занимаешься! — закричала женщина на дочь.

— Да ты что, мам, — улыбнулась Алена, закрывая книгу. — Это Чацкий из «Горе от ума».

— Горе от ума скоро будет у тебя! — Галина с силой топнула ногой. — Когда останешься без нормальной работы и будешь есть один черный хлеб! Иди лучше покупки разбери.

Алена покорно пошла на кухню и стала раскладывать все продукты по местам.

Вечером разговор продолжился. Девушка подошла к маме, которая смотрела сериал, лежа под одеялом, и робко спросила:

— Мамуль, ну почему ты не хочешь отпустить меня учиться? Я же на бесплатном буду, поживу в общежитии. Да и папа денег подкинет. Ты можешь ничего мне не давать, только отпусти.

— Я сто раз тебе говорила, — сурово ответила Галина, — это не учеба и не профессия. Ты в нашем городе где-то театр видишь? Только один ДК, и тот скоро закроется. Зачем здесь актрисы нужны? Чтобы полы мыть, читая монологи? Это все для богатых из больших городов. Спустись на землю и не мешай мне смотреть кино! Не видишь? Заключительная серия идет!

На скромницу Алену нахлынула злость. Она взяла пульт и выключила телевизор, чтобы мать так и не узнала, останется ли Маурисио с Иоландой.

— Тебе сериал важнее дочери! — обиженно сказала девушка, присев рядом с мамой. — А я тебе говорю, уеду в Ярославль. Там есть и театральный институт, и театр. И работать я хочу там, а не здесь в твоей парикмахерской.

Галина была хорошим мастером стрижки. После ухода мужа она работала исключительно в мужском зале — вдруг симпатичный клиент подвернется. Она ведь еще не старая, может устроить свою личную жизнь.

Однако видя, как женщина разговаривает со своими сотрудницами, все кандидаты в страхе убегали. Зарабатывала женщина по местным меркам неплохо, на жизнь хватало, и она мечтала, чтобы дочь пошла по ее стопам.

— Чтобы устроить свою жизнь в большом городе, там как минимум жилье должно быть или хотя бы родня какая. А у тебя там никого. Если думаешь найти мужа богатого, даже не мечтай. Поматросит и бросит, как со мной поступил твой отец. Рассчитывать в этой жизни нужно только на себя.

Услышав такое об отце, девушка убежала из комнаты мамы в расстроенных чувствах. Она-то прекрасно знала, что Вадим просто так никого не бросал. Он ушел от Галины, когда попал в больницу со сломанной рукой после очередной ссоры с ней.

Так бы мать с дочерью переругивались и дальше, но девушка вскоре начала замечать в Галине странные перемены. Женщина стала возвращаться с работы позже, даже не обращала внимания на то, чем занимается дочь. Придирки прекратились.

«Неужели она приняла мое решение?» — думала Алена, но у нее не хватало духа спросить об этом мать.

Все стало понятно, когда Галина появилась на пороге дома с мужчиной.

Виктор, владелец местного кафе, младше Галины на пять лет, как-то раз зашел к ней в парикмахерскую. Мужчина любил темпераментных женщин, и его ничуть не смущало то, как ведет себя опытный мастер по отношению к окружающим.

Его даже веселила ее нервозность, он вообще любил все сводить к шутке. Вскоре они стали общаться и встречаться.

У Вадима в молодости был один короткий и неудачный брак без детей. Прожив много лет один, он решил попробовать второй раз. Стройная, красивая для своих лет и работящая Галина была в его вкусе.

Он не спешил вести избранницу в ЗАГС, хотел получше узнать человека, чтобы не повторить прошлый опыт, но хотел жить вместе с женщиной.

Вадим обосновался в комнате Галины. Он вел себя прилично и вежливо, пытался аккуратно познакомиться с будущей падчерицей, но та первое время с ним даже не здоровалась и опускала глаза, если мужчина с ней заговаривал, а потом уходила к себе.

— Как ты могла так предать папу? — спросила Алена мать, когда они остались одни.

— Ты что? Романов своих и сценариев обчиталась? — засмеялась Галина.

— Вадим почти десять лет назад от нас ушел. И я с того момента никого сюда не приводила, не хотела расстраивать тебя, ты же училась в школе. Но это не значит, что я до глубокой старости буду жить одна. А Витя хороший, зарабатывает прилично, не пьет. И зря ты от него шарахаешься! Некрасиво.

— Мама, он неприятный, — переубеждала Галину девушка, — улыбка какая-то ненастоящая. Ты не боишься, что он ко мне вообще приставать начнет?

— Не мели ерунды! — ответила женщина и звонко стукнула чашку об стол. — Кто тебе вбивает в голову такие неадекватные мысли? Это в книжках твоих про такое пишут. В нормальных семьях такого не бывает. И вообще, Виктор любит меня, мы скоро поженимся. И не тебе мне указывать, как строить свою жизнь.

Алена залилась звонким смехом.

— Мам, не узнаю тебя, — сказала она. — Ты же мне приказываешь, куда поступать и кем работать.

— Это другое! — возмутилась женщина. – Как можно сравнивать мужика с работой? Я свое мнение не изменила, просто…в общем, времени было не так много с тобой об этом говорить. Через несколько дней ты получишь аттестат и как миленькая пойдешь в училище. На парикмахера.

— Мама, ты издеваешься? Я же одиннадцать классов специально закончила, чтобы в вуз поступить. Какое училище?

— Все, замолчи! — закричала Галина. — Надоело одно и то же по одному месту. Если уедешь в свой Ярославль, не только сама тебе денег не дам, я и отцу позвоню, расскажу о твоих глупостях, чтобы оставил тебя без копейки. И на что ты там будешь жить? Днем в театре играть, а ночью полы там же мыть? Долго не протянешь.

— Нет, мамочка, так мы с тобой не договоримся, — лицо девушки вдруг стало очень взрослым, и она заговорила с матерью на равных. — Давай так, я не мешаю тебе жить с твоим аферистом, а ты не мешаешь моей мечте.

И Алена, гордо подняв голову, вышла из комнаты мамы.

— А ну вернись! — закричала женщина, которая уже разошлась не на шутку. — Как ты смеешь грубить матери?! Совсем стыд потеряла!

Но дочка уже закрылась в комнате и разучивала новый монолог, ведь ей предстояли вступительные экзамены.

Ссоры Галины с Аленой несколько раз видел Виктор. Он знал, что девушка его недолюбливает и боится, но прекрасно ее понимал, так как с ним родители когда-то поступили подобным образом.

Как-то раз вечером мужчина заговорил с сожительницей.

— Слушай, Гал, — сказал он, обнимая ее. — Я вот давно тебя хотел спросить. Аленка такая умница, ты что к ней все время пристаешь? Она же с медалью школу окончила, все время занимается, а не бегает по подругам и на танцы, как другие девчонки. Оставь дочку в покое, пусть занимается чем хочет. А нам с тобой о нас подумать надо.

— Да ты что говоришь-то?! — Галина буквально подпрыгнула на диване. — Уж от кого, а от тебя я такого точно не ожидала. Знаешь, кем хочет стать твоя Алена? Актрисой! Нет, ну ты представляешь себе, умора какая! Все думаю, кто ж девчонку таким бредням-то научил, а? Хотя знаю, бабка по отцовской линии. Та до последних дней все под интеллигенцию косила, на спектакли ходила, вот и сбила с пути мою дочь.

— Ну и что такого? — спорил с женщиной Виктор. — Мне кажется, ты преувеличиваешь. Ну не всем же быть парикмахерами. У меня есть друг, он окончил театральный. Актером не стал, но преподает сейчас в драмкружке, к нему обеспеченные люди своих детей приводят. Хорошо зарабатывает. Кстати, могу твою Алену ему порекомендовать, может быть, он с ней бесплатно позанимается…

Виктор не успел договорить. Красная от злобы Галина подбежала к шкафу, схватила дорожную сумку сожителя, кинула туда несколько первых попавшихся трусов и носков и стала размахивать ею прямо перед его носом.

— Видишь это? — орала женщина. — Видишь?

— Если ты что-то подобное сделаешь или с Аленой хоть раз о театральном заговоришь, эта сумка полетит с балкона вместе с тобой! Ты знаешь, почему я столько лет живу без мужа? Да потому что он тоже меня доводил, и один раз чуть инвалидом не остался! — и она поднесла к лицу Виктора сжатый натренированный кулак.

Виктор расхохотался.

— Ласточка ты моя, успокойся, пойдем, чайку попьем, — сказал он, поглаживая жену по спине. — Какие глупости, я же просто так сказал. Знаю, что ты у меня женщина с характером, за это тебя и люблю. А инвалидом не хочу быть, нам еще жить вместе, долго и счастливо.

— Давай, ставь чайник, и торт порежь, — сказала Галина, постепенно успокаиваясь — Опять растолстею из-за тебя, все вы мужчины одинаковые.

Вадим решил поступить по-хитрому, с гражданской женой больше на эту тему не заговаривать, а вот падчерице попробовать помочь. В конце концов, она не должна повторить его ошибки молодости.

Нужно было только дождаться подходящего момента.

Случай подвернулся очень скоро, Алена опять поссорилась с матерью, на этот раз по-крупному.

Женщина услышала, как дочь куда-то звонит, узнает о местах в общежитии театрального института. Она заскочила к ней в комнату и выхватила из рук девушки мобильник, а потом заорала в трубку:

– Не нужно нам ваше общежитие, и вуз ваш никому не нужен! – а потом отключила аппарат.

— Мама, что ты наделала? — в слезах спросила Алена.

— А что? — надменным тоном ответила ей мать. — Я тебе говорила, не поедешь никуда. Что? Собрала сумки уже, не спросив мать? Отец денег дал? Рассказывай! Показывай, где твои документы, я сейчас порежу их все в клочья.

— Да прекрати! Я ничего тебе не дам, — ответила дочь, выталкивая мать из дверей.

— Ненормальная! — бросила ей Галина. — Ей-богу, тебя надо показать хорошему врачу. Приличные люди живут, как все, а ты напридумывала себе сказок, потому что у тебя с головой не в порядке. Из дома все равно не выпущу, закрою.

После этого женщина пошла к сожителю и дала ему в руки ключ.

— Витька, — сказала она повелительным тоном, — Аленка-то совсем белены объелась. Сбежать грозится. Вот ключ, я утром уйду на работу, а ты, когда по своим делам пойдешь, закрой ее в квартире. Целее будет.

Виктор утвердительно кивнул и взял ключи.

На следующий день, когда Виктор услышал, как закрылась дверь за сожительницей, постучался в комнату Алена. Девушка активно собирала вещи.

— Что? С мамашей сговорился, пришел ее просьбу выполнять? — сказала она, открыв ему дверь с заплаканным лицом.

— Нет! — утвердительно ответил Виктор. — Давай ты меня выслушаешь, а потом сама решишь, что делать. Только прошу, не выгоняй, ты зря меня боялась все это время.

— Хорошо, проходи, — ответила измотанная скандалами девушка.

— Понимаешь, когда я был такого возраста, как ты, — начал свой рассказ отчим, — у меня тоже была мечта. Только я хотел быть не артистом, а писателем. Сочинял неплохие рассказы, да, даже в местных изданиях публиковался.

Хотел учиться на филолога, но родители не пустили, заставили поступить в юридический. Говорили, что иначе по миру пойду. Но уже на первом курсе сухие законы стали меня раздражать, ведь это не мое. В общем, бросил вуз, и вообще мне стало все неинтересно, чуть по наклонной не пошел. А теперь вот, видишь, сосисками занимаюсь…

— Но вы хорошо зарабатываете, — всхлипывая, сказала Алена.

— Да, — ответил Вадим. — Но все равно чувствую себя не в своей тарелке. У меня есть деньги, а по-настоящему любимого дела нет. А у тебя оно еще может быть. Галина не права. Знаешь, она дала мне ключ, чтоб закрыть тебя, а я поступлю по-своему. Я хочу, чтобы наши отношения наладились. Ты чем-то похожа на меня в молодости.

Мужчина достал из кошелька внушительную пачку денег и протянул падчерице.

— Да вы что! — сказала девушка, побледнев от неожиданности. — Я вам неродная, я не могу взять.

— Не обижай меня, — ответил Вадим. – Лет через десять отдашь, если заработаешь, а вообще, куда мне их девать? Своих детей пока нет, не знаю, будут ли они у нас с Галей. А теперь беги на вокзал, покупай ближайший билет до Ярославля и уезжай, пока мать не вернулась. Я с ней поговорю, помиритесь скоро. Жди ее звонка.

Алина подошла к отчиму и поцеловала в щеку.

— Прости, что думала о тебе плохо, мне очень стыдно, – сказала она. – Ты не представляешь, насколько ты меня выручил!

***

Когда Галина пришла домой, Виктора там не было, Алены тоже. С недовольным видом, поворчав себе под нос что-то про домашних, женщина принялась готовить. А через два часа вернулся Виктор с шампанским и фруктами.

— У нас что? Праздник? — удивленно спросила его сожительница.

— Гал, только ты не волнуйся, — исподволь начал Виктор. — Хорошо, что ты столько всего наготовила. Да, у нас праздник. Сегодня твоя дочь осуществила свою мечту, и я ей в этом помог.

У Галины подкосились ноги

— Как ты посмел втайне от меня сговориться с моей дочерью?! — на весь дом закричала Галина, и салатница со свежим оливье полетела в голову Виктора.

Мужчина еле увернулся.

— Не все в этой жизни бывает, как ты хочешь, Галя, пойми, — спокойно сказал ей гражданский муж.

Виктор давно привык к подобным выходкам Галины и относился к ним спокойно. Но здесь он понимал, что если не примет кардинальных мер, мать с дочерью так и не найдут общего языка.

— Послушай меня внимательно, — сказал мужчина будущей жене. – У меня нет семьи и своих детей, и я хочу устроить свою жизнь с тобой. Твоя дочь взрослая, и нужно начинать жить не ее проблемами, а своими. У нее все отлично, она будет каждый день тебе звонить. А ты прекрати пилить девочку. Иначе не ты выкинешь мои вещи с балкона, а я уйду сам. И такого терпеливого мужа ты больше нигде не найдешь.

Женщина понимала, что Виктор прав. Она помирилась с ним и обещала больше не возвращаться к разговору о судьбе дочери. А вот с самой Аленой мать смогла поговорить только через три месяца, уж очень сильной была обида за то, что та ее ослушалась. Девушка звонила, писала СМС, но мать не реагировала.

В сентябре раздался звонок с незнакомого номера, и женщина взяла трубку.

— Мама, я поступила! — восторженно сказала Галине дочь.

— Поздравляю… — ответила ей мать.

В глубине души она очень гордилась своим ребенком.


Рецензии