Народный календарь 10 - 16 июня

10 ИЮНЯ. ЕВТИХИЙ.
На Евтихия день тихий – жди хорошего урожая.

11 ИЮНЯ. ФЕДОСЬЯ-КОЛОСНИЦА, ГРЕЧУШНИЦА. Вот ведь как: с Федосьи-колосницы начинает колоситься рожь. Где чуть раньше, где чуть позже, но, примерно, в это время. Старики говорили: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает» (И.П. Сахаров). И хотя рожь раньше других «хлебов» сеяли и раньше других убирали, речь всё-таки, по всей вероятности, идёт об озимой ржи, посеянной под зиму.
Как бы там ни было, но почти в это время – начало лета по старому стилю (14 июня). Именно к этому времени мать-земля проявляет свою беременность плодами, ягодами, злаками. Оплодотворённая небесной влагой (талой водой и дождями), она являет людям свои будущие плоды: зелёные ядрышки ягод, завязи плодов в садах и огородах, молоком налитый колос ржи. С этого времени запрещалось детям и молодежи скакать, прыгать: «Тихо! Спокойно. Земля тяжела».

Обязательно в этот день ходили смотреть всходы озимых. Молодёжь каталась (валялась) по всходам, приговаривая: «Расти, расти, трава, к лесу, а рожь – к овину!» По цветению ржи гадали о цене на будущий хлеб: если рожь начинает цвести снизу, будет низкая цена хлебу – и наоборот.
Во многих областях России только в это время начинали сеять гречиху.
В день «тяжёлой» земли и скотину подкармливали хлебными остатками
( у кого они были) в надежде, что и она будет «лучше плодиться».
К этому дню появляются грибы-колосовики: белые грибы, подосиновики.
Суббота перед Троицей посвящалась умершим родственникам.
Существовал в России на Семик обычай поминовения убогих в «скудельницах», «жальниках» или «божедомках» - домах для убогих. Сюда свозились покойники, умершие насильственно, неестественно. Чужие люди приносили рубашки, саваны, гробы. Сами рыли могилы для несчастных, обряжали их и хоронили. А иначе кто отправит в последний путь этих убогих?
Эти действия не омрачали общего праздничного настроения: это была добровольная милосердная дань русского человека.
А в сёлах и деревнях было чисто и празднично. На улицах, во дворах, у ворот зеленели срубленные берёзы, плыли хороводы, звучали песни.


12 ИЮНЯ. ИСАКИЙ.
Уже несколько дней вымачиваются бобы в воде из «мартовского» снега или же в «озимой» воде. «Озимую» воду «собирают в лесных оврагах, где долго лежит снег» (И.П. Сахаров). А сегодня эти вымоченные бобы высаживают: «Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещёный».

На Исакия змеи выползают из нор. И поэтому люди в этот день стараются не ходить в лес, так же, как и на Воздвиженье (27 сентября), когда змеи и ужи отправляются на зимовку. Разница в том, что если змея укусит на Воздвиженье – она никуда не уползёт: сдохнет, околеет; если же укусит на Исакия – ни какому знахарю не заговорить. А потому ходить в этот день по земле надо с опаской да с оглядкой. Хотя и носит крестьянин на шее «в ладанке кусочек змеиной шкуры» (М.Н. Власова) или кладёт цветок вероники в башмак, когда идёт за ягодами, но бережёного и бог бережёт.
Среди крестьян было распространено убеждение, «что ясень гонит и устрашает змей. Сам ясень, его кора, лист, даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможности кусаться и повергают в оцепенение» (А.Ф. Некрылова).
Троица.
«Говорят, например, что у крестьян много праздников, а между тем это неправда: у крестьян праздников меньше, чем у чиновников. Крестьяне празднуют, как и чиновники, все годовые праздники с той только разницей, что на светлое воскресение (Пасха) празднуют всего три дня, а во многие другие праздники не работают только до обеда, то есть до 12 часов» (А. Н. Энгельгардт).
Так и на Троицу: сходит к обедне – и за работу, а празднует молодёжь. И, может быть, к вечеру позволит себе посмотреть на молодёжные игрища и хороводы.
А «зелёные святки» (Троица), разогретые и подготовленные семицкой неделей, в полном разгаре. Вкусный запах, тёплый, хлебный стоит над деревнями: выпекаются троицкие караваи. Кому недосуг было до воскресенья «озеленить» двор и двор, занимаются этим сейчас: дети усланы за чабрецом – духовитой, ароматной травой. Не найдут чабрец – принесут любой зелени: она сейчас вся хороша и в радость. Старшие дети украшают ветками берёзы дом, двор и ворота.
У всех – праздное приятное дело. И девушкам нашлась работа: плетут венки для всех своих близких. Вечером их будут пускать по воде.

А после посещения церкви (если она есть) и после обеда все устремляются в лес. В разных областях праздничные группы в лесу выглядят по-разному: где-то собираются семьями на общей поляне, а где-то на поляне только девушки. Девушки развивают венки, завитые в Семик (четверг перед Троицей), срубают одну из берёзок, украшают её лентами и цветами и водят вокруг неё хороводы. До вечера. До сбрасывания в воду венков.

Семейные же люди на общей поляне основательно трапезничают, а затем под гармошку или без неё начинают водить хороводы. Девушки и парни, симпатизирующие друг другу, обмениваются венками. И начинаются «горелки», игра очень целенаправленная по симпатиям и сердечной тяге. И возникают «любовные треугольники»: водящему нравится девушка, которая держит за руку свою симпатию. А той «симпатии»…и т. д. Но конфликты, в конце концов, разрешаются благополучно, и все устремляются к мостам и крутым берегам бросать в воду венки.

Венки в воду сбрасывали все: каждый мог прочесть свою судьбу по поведению венка. Завертится венок на месте – не быть девице замужем в этом году, а парню – оставаться неженатому. Для семьи в этом предзнаменовании ничего худого не было. А вот если венок потонет – великое несчастье грядёт: смерть родных или суженого.
День заканчивался, но праздник продолжался до утра.
Всесвятская неделя (неделя Всех святых), следующая сразу после Троицы, совпадала с народным празднованием «ярилок». Гуляния проходили широко и повсеместно: в городах и сёлах. Провожали («хоронили») Ярилу.
Современная наука не нашла ему устойчивого места в пантеоне язычес-ких славянских богов. То он бог, то он дух и символ праздника. Но языческие гены народа сохранили его как символ плодородия и сексуальной мощи. Июньское растительное буйство связывалось именно с «работой» Ярилы. А сам Ярила представлялся этаким забулдыгой-повесой с легким характером, но целеустремленным и неукротимым в своем назначении: в оплодотворении всего сущего — растущего и живущего. «Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил» (из хороводной песни).
Появлялся Бог весной с венком полевых цветов на голове, в холщовой рубахе — босоногий, красивый, праздный. Никто не мог перед ним устоять. Ждали в томлении и нетерпении. И земля, и люди.

Время празднования «ярилок» зависело от местности и местных обычаев. Но обязательно «ярилки» проходили в июне, перед Петровым постом (начало поста — второй понедельник после Троицы). Вот как характеризовал этот народный праздник в 18 веке ярый борец против язычества и народных суеверий святитель Тихон воронежский: «А ныне праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем, которое издавна началось и год от года умножается, так что люди ожидают его, как годового торжества. И когда он приспеет, убираются празднующие в лучшее платье. Начинается он в среду или в пяток по сошествии Св. Духа и умножается через следующие дни, а в понедельник первый поста сего (Петрова) оканчивается».

Ещё в конце 18 века родители отпускали своих дочерей «поневеститься» на ярилиных игрищах. А на этих гуляниях отношения молодёжи между собой было весьма свободным и носили «разнузданный характер». Церковь вынуждена была очередной раз «толерантно» отступить и подстроиться под обычаи народа. По сути – «ярилки» ведь проводы весны, как масленица – проводы зимы. И в 19 веке продолжалось празднование «ярилок», но уже более благопристойно: парни «высматривали» себе невест, а не «умыкали». Да играли «в горелки». «Чего горишь? – спрашивает какая-нибудь девица-красавица водящего. – «Красной девицы хочу!» - «Какой?» - «Тебя, молодой!» (А.А. Коринфский).
Теперь понятно, почему мужики уходили в «русальную неделю» «русалить».
В дни празднования где-то наряжали молодую красивую девушку Ярилой и водили вокруг нее хороводы; а где-то ряженый Ярила был похож на скомороха: в колпаке с бубенцами, набеленным и нарумяненным лицом.
Похороны Ярилы символизировали, по всей вероятности, окончание «работы» Ярилы: мавр сделал своё дела, мавр может уходить.
Свой буйный характер в городах праздник проявлял в пьянстве, кулачных боях, кончавшихся иногда убийствами. Буен Ярила.

13 ИЮНЯ. ЕРЕМЕЙ-РАСПРЯГАЛЬНИК. ВОЗНЕСЕНИЕ.
В этом году на 13 июня выпадает день Вознесения Господня.
«С первого дня Светлой недели , по старинному, в большинстве местностей уже забытому преданию, Христос в сопровождении своих апостолов ходит по земле вплоть до Вознесения» (А.А. Коринфский). С Пасхи «отверзаются двери райские, разрешающие узы адские: вплоть до самого Вознесения Господня могут грешники, пребывающие в кромешном аду, видеться с праведниками» (А. А. Коринфский).

Повсеместно на Вознесение пекли из теста «лесенки». Как правило, лесенки были с семью ступенями: по числу небес Апокалипсиса. «Живое, образное представление евангельского события – восхождение Спасителя на небо – в обиходной жизни русских деревень потребовало вещественного обрядового знака» (С.В. Максимов). В старину эти лесенки «освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю». В 19 веке этот обряд упростился и лесенки бросали прямо на пол. Гадали-предполагали при этом: если все семь ступенек оставались целы, то «гадальщику» прямой путь на седьмое небо (в рай). Если же лесенка разбивалась – ни одно из небес грешника не принимало. Ужас!

«Еремей сев начинает (14 мая), Еремей сев и кончает». Обязан крестьянин за месяц посеять хлебные злаки. Должен сосредоточиться, извернуться, даже при непогоде. Рвя жилы, изнемогая от бессилья – должен. Иначе – впустую год, и голод – явен.


14 ИЮНЯ. УСТИН. ДУХОВ ДЕНЬ.
Дождливый и пасмурный Устинов день – урожай на лён и коноплю.
Понедельник после Троицы называется: День святого духа или Духов день. А вся неделя после Троицы называлась в народе – русальной. Кое-где эта неделя была до троицына дня. Некоторые этнографы (С.В. Максимов) считают русальной десятую неделю после Пасхи, а иные (А.Н. Афанасьев) переносят её на июль перед Петровками (12 июля).
Как бы там ни было, по народным поверьям с наступлением устойчивого тепла и долгого светового дня русалки выходят из водоёмов, переселяются на деревья. Деревья у славян-язычников считались душами утопленниц, проклятых матерями детей.
Чтобы им не сидеть в воде? Тепло, светло, вольготно. Но в том-то и дело, что русалки, как и всякая нечисть, боятся света: в водоёме от солнца не спрячешься. Вот они и перебираются под густую тень листвы – на радость лешему и на печаль крещёному люду. Ни одна крестьянская девушка не пойдёт без подружек в лес в русальную неделю: встретит русалка – защекочет. Хотя, конечно, и есть средство-оберег: полынь, но всё равно опасно.
А мужикам – хоть бы что! Именно в эту самую пору «мужики принимаются «русальничать», т. е. гулять на все лады и пить целую всесвятскую неделю (неделя после Троицы) до самого заговенья на петровский пост (пост начинается со второго понедельника после Троицы)» (С.В. Максимов).

В народных поверьях русалок, жителей водоёмов, связывали с влагой и дождём, а значит, и с урожаем. «Где поводят хороводы русалки – трава лучше растёт».

Есть в крестьянском труде непостижимая городским человеком философия. А если в постижимая, то недоступная сердцу: земля и человек — едины:
Я — раб твой и хозяин.
И паства, и Бог;
у ног твоих замер,
А ты — у моих ног.
Тончайшие волоски нервных окончаний-начал в форме кореньев пронизывают и человека, и землю; жилы-стебли прокачивают жизнь сквозь плоть всего сущего: и человека и злака; нарушение равновесия и гармонии рвет общие жилы. Тысячелетия знает землепашец о существования этого незыблемого закона. А если не знает, то чует, как зверь, как неразрывная часть живого.
А потому и труд для него естествен. Труд — это жизнь, а радости идут параллельно. И накапливаются — в праздники, а потому и праздники не в тягость, они не бывают лишними. Праздники созревают, как колос, как жатва и плод.

16 ИЮНЯ. ЛУКА-ВЕТРЕННИК.
По старому стилю июнь только начинался. А по нему и приметы. Но приметы-заметы в этот день делались почему-то по ветрам. Наблюдай весь день, а к вечеру делай выводы. «Тянет ветер с полуден (с юга) — яровому хороший рост». «Дует с гнилого угла (северо-западный) — жди ненастья» — к сырому лету. Северо-восточный — тоже «ржи дождями зальёт». Восточный ветер в этот день еще страшней — к поветрию (повальным болезням). Наши предки были уверены, что колдуны напускают болезнь, мор по ветру, посредством его. Потому слово «поветрие» имело значение «мора», эпидемии.

А кто позаботится о благотворных ветрах? Кто их «накличет»? Да и кто знает, как это сделать? Старухи. У них опыт и милосердие.
И сходились старухи для этого дела вечером за околицей и, воздев руки или размахивая ими, заклинали: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясовиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-комаху на православный народ!..»
Богу неподсудны, потому и просим: «Дай-то, Бог!»

Я желаю именинникам недели дней светлых, трудов праведных и результатов добрых.
9 июня: Иван.
10 июня: Игнат, Никита.
11 июня: Иван, Константин.
13 июня: Еремей, Ерофей.
14 июня: Денис.
15 июня: Никифор, Иван, Ульяна.
16 июня: Дмитрий, Павлина.


Рецензии