Народный календарь 17 - 23 июня
Смотри ветра как на Луку, только с утра. Начинаются самые короткие ночи. В народе их называют воробьиными
19 ИЮНЯ. ЛАРИОН.
«Пришёл Ларион — дурную траву с поля вон». Начинается (а где и продолжается) время прополок.
20 ИЮНЯ. ФЕДОТ. СЕМИК.
В этом году – это седьмая неделя и седьмой четверг седьмой четверг седьмой недели после Пасхи. Или последняя неделя перед Троицей. Эту неделю в народе называли семицкой, а седьмой четверг после Пасхи называли Семик.
В большом сложном комплексе обрядов, знаменующих собою проводы весны и встречу лета (как в своё время Масленица – проводы зимы и встреча весны), густо, неразделимо смешаны языческие и христианские обычаи. Причём эти обычаи в каждой области и даже деревни – со своими особенностями. Но основные элементы обрядов и обычаев сохраняются везде: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков и кумление, срубание дерева, хороводные песни и игры под ним, уничтожение дерева, гадание на венках, брошенных в воду.
Кто не сеял — сей гречиху. Пока сухо и пыльно. Да и полнолуние подошло, земляника начинает краснеть.
Федот: «тепло ведёт – в рожь золото льёт» . А коли «на дождь ведёт», то «к тощему наливу».
21 ИЮНЯ. ФЁДОР СТРАТИЛАТ.
Стратилат градами богат. Но гроза на Фёдора летнего — к плохой уборке сена. Значит, жди затяжного ненастья, а подошла сенокосная пора.
Фёдора Стратилата называли колодезником. Если нужно было рыть колодец, то опрокидывали вверх дном сковороду на том месте, где предполагалась водяная жила. Подтверждением близкого нахождения воды была сырость, оседавшая каплями воды на перевёрнутой сковороде. Крепко «отпотеет» сковорода — мощная жила, ни на одно поколение хватит. А если она к утру сухая — ищи другое место для источника.
С Фёдора начинались «помочи» (работа сообща) по вывозу удобрений на «пары» (земля, которая «отдыхает» — не засеяна) — «навозницы». «Помочами» или «толокой» называлась всякая тяжёлая, непосильная для одной семьи работа: вывоз строительного леса из бора, рубка капусты, строительство дома, вывоз навоза на поля. Поочередно, каждому «сообча» делали эту работу.
И хотя «навозницы» — работа не особенно приятная, она воспринималась как праздник — как всякая «толока». Лошадей убирали в лучшую сбрую, даже бубенчики привешивали и ленты вплетали в гривы лошадей. Вся семья принимала участие в работе. Даже 6—7-летние были повозчиками (управляли лошадью с повозки). Молодёжь и женщины сваливали навоз в поле и разбрасывали его, пожилые готовили обед — часто из 12 блюд, чтобы каждый месяц был сытым.
Работа сопровождалась песнями, шутками и заканчивалась обильным
угощением.
22 ИЮНЯ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
«На Кириллу отдаёт солнышко земле всю силу». И земля благодарна первыми грибами да поспевающей земляникой. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон подаёт». Всем детям потеха и радость, а самым малым ещё и в разумение: лес-батюшко и щедр и строг и требует к себе почтения. Бери, что даёт, да не забудь поблагодарить. Не жадничай и не разбойничай: лес — для всех.
Суббота перед Троицей посвящалась умершим родственникам.
Существовал в России на Семик обычай поминовения убогих в «скудельницах», «жальниках» или «божедомках» - домах для убогих. Сюда свозились покойники, умершие насильственно, неестественно. Чужие люди приносили рубашки, саваны, гробы. Сами рыли могилы для несчастных, обряжали их и хоронили. А иначе кто отправит в последний путь этих убогих?
Эти действия не омрачали общего праздничного настроения: это была добровольная милосердная дань русского человека.
А в сёлах и деревнях было чисто и празднично. На улицах, во дворах, у ворот зеленели срубленные берёзы, плыли хороводы, звучали песни.
23 ИЮНЯ. ТИМОФЕЙ. ТРОИЦА.
«Говорят, например, что у крестьян много праздников, а между тем это неправда: у крестьян праздников меньше, чем у чиновников. Крестьяне празднуют, как и чиновники, все годовые праздники с той только разницей, что на светлое воскресение (Пасха) празднуют всего три дня, а во многие другие праздники не работают только до обеда, то есть до 12 часов» (А. Н. Энгельгардт).
Так и на Троицу: сходит к обедне – и за работу, а празднует молодёжь. И, может быть, к вечеру позволит себе посмотреть на молодёжные игрища и хороводы.
А «зелёные святки» (Троица), разогретые и подготовленные семицкой неделей, в полном разгаре. Вкусный запах, тёплый, хлебный стоит над деревнями: выпекаются троицкие караваи. Кому недосуг было до воскресенья «озеленить» двор и двор, занимаются этим сейчас: дети усланы за чабрецом – духовитой, ароматной травой. Не найдут чабрец – принесут любой зелени: она сейчас вся хороша и в радость. Старшие дети украшают ветками берёзы дом, двор и ворота.
У всех – праздное приятное дело. И девушкам нашлась работа: плетут венки для всех своих близких. Вечером их будут пускать по воде.
А после посещения церкви (если она есть) и после обеда все устремляются в лес. В разных областях праздничные группы в лесу выглядят по-разному: где-то собираются семьями на общей поляне, а где-то на поляне только девушки. Девушки развивают венки, завитые в Семик (четверг перед Троицей), срубают одну из берёзок, украшают её лентами и цветами и водят вокруг неё хороводы. До вечера. До сбрасывания в воду венков.
Семейные же люди на общей поляне основательно трапезничают, а затем под гармошку или без неё начинают водить хороводы. Девушки и парни, симпатизирующие друг другу, обмениваются венками. И начинаются «горелки», игра очень целенаправленная по симпатиям и сердечной тяге. И возникают «любовные треугольники»: водящему нравится девушка, которая держит за руку свою симпатию. А той «симпатии»…и т. д. Но конфликты, в конце концов, разрешаются благополучно, и все устремляются к мостам и крутым берегам бросать в воду венки.
Венки в воду сбрасывали все: каждый мог прочесть свою судьбу по поведению венка. Завертится венок на месте – не быть девице замужем в этом году, а парню – оставаться неженатому. Для семьи в этом предзнаменовании ничего худого не было. А вот если венок потонет – великое несчастье грядёт: смерть родных или суженого.
День заканчивался, но праздник продолжался до утра.
В эти утомительные, нескончаемые летние дни, когда день и ночь не уступают друг другу ни минуты в своём противоборстве, когда они будто бы замерли в своём противостоянии и накопленная весенне-летняя усталость тяжелит веки и струится по горизонту знойным маревом, появляются «знамения». Это — дурные предзнаменования, знаки беды. Именно в этот день: 23 июня, на Тимофея.
Ходят-бродят по земле на Тимофея эти призраки, пугают крестьянина, а то и в ужас приводят своими предвестьями. Чаще всего старики замечают эти «знамения». То видят они несметные стада мышей по гумнам, «что никакой глаз сосчитать их не может» — к голодному году, а то и к войне; то заметят волчьи ватаги на полях (а волк летом сыт) — значит, к падежу скота: а вот стаи воронья вылетают из-за лесов — к повальному мору людей. Хотя и в обычные дни воронье кружит и каркает и каждый знает — к дождю. Но не в этот день. А если припасть ухом к земле, да услышать вдруг стон матери-земли — к пожару. А ежели и зверь из лесу пошёл — уж точно к пожару. А то «поблазнится» кому-нибудь видение: по озимому полю огонь пробегал — к засухе. Выгорят хлеба, скосят ниву на солому — горе.
Все эти «знамения» в одном месте не бывают, в разных местах. Зато во всех сёлах знают, какие знамения были «в других местах»: стоит одному мужику съездить на базар, и к вечеру вся деревня будет знать, что было в других десяти. Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привиделось в этот день. Не дай Бог!
Поздравляю именинников недели с днём ангела:
17 июня: Митрофан.
18 июня: Дорофей, Игорь, Константин, Леонид, Федор.
19 июня: Виссарион, Илларион, Сусанна,
20 июня: Валерия, Калерия, Мария, Федот.
21 июня: Василий, Фёдор.
22 июня: Александр, Кирилл, Мария, Марфа.
23 июня: Александра, Антонина, Василий. Иван,
Я желаю именинникам недели дней светлых, трудов праведных и результатов добрых...
Свидетельство о публикации №224061600560