Мифы христологии. Иуда
(А)
у Марка и Матфея Иуда — «один из нас», где под «нами» подразумеваются ближайшие друзья, соратники и современники Иисуса, те, кто видел творимые Им чудеса и внимал его проповедям
у Луки и Иоанна — Иуда превращается в «одного из них», где под «ними» имеются в виду те, кто отвергал чудеса Иисуса и высмеивал Его заповеди и притчи.
(Б)
Если в более ранних Евангелиях раскаявшийся, сам себя осуждающий грешник может быть прощен, то в более поздних Евангелиях безнравственный нечестивец остается не прощенным.
(В)
Новозаветный образ Иуды на глазах претерпевает изменения:
- у Марка Иуда – глуповатый ученик Иисуса
- у Матфея - раскаявшийся грешник, искупающий свою вину добровольным отказом от жизни и суицидом
- у Луки - существо одержимоеСатаной и уничтожающий самого себя,
- у Иоанна - нечестивый изменник, вступивший в сговор с предавшимися Дьяволу иудеями.
***
Иуда тот, без кого не было бы христианства …
Блаженный Августин допустил «тройственный союз» Бога, Иисуса и его двенадцатого ученика: «Предал на смерть Отец, предал на смерть Самого Себя Сын, предал на смерть Иуда; все трое свершили одно»
Иуда – предатель, миссионер и жертва
Иисус предал Иуду
Иуда протестует против новой роли Мессии = «Мессия» в литературном переводе означает «[Тот, кто], помазанный»
Иуда – конкурент Иисуса на пути к титулу Христос: в один момент он понял, что Иеошуа более того, что высказал в туманных притчах им – 12 апостолам - ничего уже не скажет и будет почивать на лаврах … Он потому решил его сдать властям с компроматом, приватизировав кассу секты и желая стать ее лидером, призвав сикариев и ессеев … Он не учел только, что по римской мафиозной традиции киллер должен умереть: некто, кому римляне дали имя всего народа Иудеи, был вскоре после сдачи им Учителя найден повешенным = казнь была обставлена как суицид…
***
Вот какая интересная версия (одна из спектра с полюсами «предатель – миссионер – жертва» изложена в книге Сьюзаны Грубар « Иуда - предатель или жертва?» (см. для качки- royallib.com):
«Впервые упомянутый Марком в перечне двенадцати, избранных Иисусом «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять демонов» (3: 14, 15), Иуда назван в этом перечне последним и отделен от других, как «Иуда Искариотский, который и предал Его» (3: 19).
Однако предлагаемый Уильямом Классеном перевод этой строки, как «Иуда Искариот, который предал Его» (глагол «paradido{ll}ni» в греческом языке означал также «передать, вручить»), несколько сглаживает определение Иуды и, соответственно, смягчает осуждающий приговор, проводящий четкое и жесткое разграничение между Иудой и другими одиннадцатью (Klassen, 47—58). «Читатель или слушатель не знает ни того, является ли “предание” Иудой Иисуса негативным актом, ни того, кому будет передан Иисус» (Saari, 45).
Поскольку апостолы передают благие вести, а Бог предает грешников на вечную смерть, «предание» Иудой Иисуса, возможно, и не подразумевает вероломства и измены. А учитывая приводимое Марком утверждение Иисуса о том, что будут «последние первыми» (10: \31), помещение Иуды в самом конце перечня учеников подкрепляет двусмысленность толкования.
В любом случае, Иуда несомненно входил в круг учеников Иисуса, когда Тот послал апостолов проповедовать покаяние, дав им «власть над нечистыми духами» (6:7). Иуда точно соблюдал заповеди Иисуса, не взял в дорогу ничего, кроме посоха, — ни хлеба, ни денег — и, по всей вероятности, также «изгонял многих бесов и многих больных мазал маслом и исцелял» (6: 13). По-видимому, он, как Иаков или Симон (Петр), останавливался в разных домах и стряхивал пыль с ног своих, выходя из домов, свидетельствуя против тех, кто отказался слушать Его. И почти наверняка Иуда был схож с другими одиннадцатью в их неразумении слов и поступков Иисуса (6:51-52,8:21).»
***
Бог и есть «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (ап. Павел К римлянам, 8:32)
***
Еще из книги С. Грубар:
«В самых ранних списках Евангелия от Марка нет сцены Воскрешения Иисуса и не описывается смерть Иуды. Не умирает Иуда и в более поздних списках Евангелия от Марка. Повествование Марка заканчивается на том, что священники передают Иисуса Пилату и подстрекают народ распять Христа; Пилат отдает Иисуса на распятие. В заключительной главе женщины обнаруживают гроб пустым. Согласно Марку, Иуда воплощает собой не только капризных и неверных апостолов, но и пагубных священников и жестокую толпу, большинство которой разбежалось в страхе оттого, чему им довелось стать свидетелями. Более энергичный, чем все другие, Иуда, тем не менее, действует подобно им, как наблюдатель разворачивающейся Драмы Страстей Господних, вместилище или символ вины и несовершенства всего человечества — первостепенной причины, по которой Иисус пришел на Землю, чтобы своими страданиями искупить человеческие грехи.
По мнению Дэвида Фридриха Штрауса, Марк, включая в канву повествования мелкие подробности, пытается передать драматизм «панического и поспешного бегства приверженцев Иисуса» (=); никого из них не было рядом с Иисусом ни во время последовавшего за арестом суда, ни когда Его бичевали, ни когда мучили и насмехались над Ним. И в самом деле одиннадцать, как будто, исчезают из текста вместе с Иудой: римский сотник, стоящий напротив распятого Иисуса, называет Его «Сыном Божьим» (=); две женщины смотрят, как его кладут в гроб; и три женщины приходят ко гробу Его, где видят юношу и, услышав от него, что «Он воскрес. Его здесь нет» (16: 6), бегут от пустого гроба в страхе, никому не рассказывая о том, что видели и что передал им юноша.»
«Иуда предал Его, Петр отрекся от Него, и все покинули Его»
Свидетельство о публикации №224061600658