Запредельная мудрость и Внезнаковая передача

Я там писал, напишу еще раз, - подчеркну и немного расшифрую:

"...чтобы понять ее (окончательную "запредельную мудрость, переправляющую на тот берег") — http://proza.ru/2024/06/15/161 — нужно подойти к основе сознания". Причем, подойти к ней ("основе сознания"), не отсекая волнений" (Сутра о Вималакирти), т.е. путем дзен, чань и диалектической логики. Мало того, "не только волнений не отсекая", но  и не "отсекая вообще ничего"! (лишь всё "переплавляя", делая свое сознание все более "монолитным"). Но подойти к "основе сознания". Подойти к "основе сознания" — это главное. Но главное ещё — подойти к ней со всем скарбом. "И вот со всей этой херней мы постараемся взлететь...", — помнишь анекдот о многоэтажном самолете?.. Не отрезая ни проекты, ни деньги, ни женщин, как это делали все дзенские монахи, находившиеся все эти 1500 (полторы тысячи) лет в тепличных условиях. В учебных лагерях, где все взрывы притворные, имитационные, а пули резиновые и с замедленной скоростью, а командиры орут, притворяясь, — короче, все (и пули, и командиры) корчат свирепые рожи, чтобы научить новобранцев. А тут — жизнь; тут нет облегченных форм опасностей — здесь женщины и деньги во всей красе — (недаром их монахи 2000 лет боялись) — соблазны, опасности, страхи и ужасы — всё настоящее. Но недаром учились 2000 лет — передавали Дхарму, копили силу и ум, — по крупинкам. Теперь накоплено, можно по-настоящему развернуться. Но это я смягчаю. Действительность такова, что: обязанность (!) по-настоящему развернуться. Долг: выйти из тренировочных лагерей. Ладно, про это забудем пока.

Основное: без приближения к основе сознания (а также как минимум — к чань, дзен, диалектической логике), "заключительная праджня-парамита" является тупым "даосизмом" — "распусти сопли веером (извините, такой буквальный образ), ты уже здесь, ты совершенство и природа Будды в одном лице".

Так что, вот такая маленькая огромная сложность. Произнесение слов, правильных слов, тут никакой роли не играет. "Внезнаковая передача" Дхармы (и праджня-парамиты) — без слов, без образов, — цвета-вкуса-звука-запаха — означает также ее "внезнаковое хранение", "внезнаковое исполнение", "внезнаковое употребление" и даже "внезнаковое отфутболивание (отражение)".

Короче, слова в этом случае, — в этом предельно абсолютном случае — абсолютно ни при чем. Как-то придется без слов понимать смыслы. ...А также без любых остальных 32-х "телесных" (Алмазная сутра) — т.е. материальных, субстанциональных, видимых, осязаемых, формулируемых, действующих на органы чувств, доказательных — признаков. Вот забрались...


Александр Клейн
16 июня 2024 г.
Иллюстрация:
Кл.&AI. Восторженно летящий. 16.06.24


Сансара и нирвана. Заключительная праджня-парамита
http://proza.ru/2024/06/15/1611

Алмазная сутра
http://klein.zen.ru/pravda/002/almaz.html

Онтологический статус и субъективная реальность
http://proza.ru/2023/08/14/883

Учение передается не словами
http://proza.ru/2022/09/08/1769

Внезнаковая передача Дхармы
http://proza.ru/2023/01/30/1359


Рецензии