Вся история философии в одном абзаце у Гегеля
«Путем наблюдения сознание, с одной стороны, находит наличное бытие как мысль и постигает его в понятии, и, наоборот, в своем мышлении находит наличное бытие [Декарт]. Когда оно само абстрактно провозгласило таким образом прежде всего непосредственное единство мышления и бытия, [т. е.] абстрактной сущности и самости, и вновь пробудило первое светлое существо в более чистом виде, а именно как единство протяжения и бытия … и тем самым вновь пробудило в мысли субстанцию восхода [Спиноза], — то дух в то же время содрогается от этого абстрактного единства, от этой лишенной самости субстанциальности и в противоположность ей утверждает индивидуальность [Лейбниц]. Но лишь после того как он отрешился от последней в образованности, сделал ее благодаря этому наличным бытием и провел ее через всякое наличное бытие, пришел к мысли о полезности и постиг в абсолютной свободе наличное бытие как свою волю [Кант], — лишь после этого, таким образом, он извлекает мысль из своей самой внутренней глубины и провозглашает сущность как «я = я» [Фихте].» («Феноменология духа» с. 446-447)
Этот отрывок как видим очень хорош своей лаконичностью. Но в чем проблема с этим отрывком?
1) Во-первых: может сложиться неправильное впечатление относительно Канта, что он в абсолютной свободе постиг наличное бытие как свою волю и, в таком случае, Кант, испугавшись явления своей воли в лице «революционного господина» (ах вот кого я выкликал: Робеспьера!), бежит от себя, становится пессимистом,- сродни Шопенгауэру, и, с этого времени только остерегает от воли к жизни, тогда как на самом деле - Кант требует развивать волю вплоть до познания принципа «Вечного мира». И благодаря Канту становится легким осуществление перехода к фихтеанскому «Я».
2) Вторая проблема есть именно формула выражения сущности: «я = я». Дело в том, что эта формула с точки зрения непосредственного восприятия есть абсолютный принцип рассудка: голое тождество. В этой своей непосредственности данная формула может производить просто противоположное необходимому впечатление. Данную формулу можно расширить и, для понимания истинного содержания этой формулы можно её записать в следующем виде: R=Я=((R+Я)=(R+Я))=((;)=(;))=((;)><(;)), где "><" означает имплозию. Дело в том, что в указанной формуле каждое из двух «я» следует понимать как совершенное: «R=Я» в себе есть аннигилентное или двоичное «я»: «тождество тождества и нетождества». И, следующий отрывок из комментария Гегеля к философии "Фихте" от 1801 года, также должен служить к более лучшему пониманию принципа этого абсолютного "я":
«…Я=Я есть абсолютное, все эмпирическое сознание есть лишь чистый продукт этого Я=Я»; «…тождество Я=Я не есть чистое тождество, т. е. тождество, возникшее с помощью абстрагирующей рефлексии. Если рефлексия понимает Я=Я как единство, то она должна одновременно понимать его и как двойственность; Я=Я есть тождество и одновременно двоичность (Duplizit;t), в Я=Я есть противоположность; Я в одном случае есть субъект, в другом — объект, но то, что противоположно Я, есть также Я, противоположности тождественны.» (Г. Гегель «Изложение системы Фихте»; «Вера и знание» с. 81, 2021г.)
...Кроме того, следует знать, что «R=Я» есть любовь. И если мы говорим о существовании этого принципа в мыслящем индивиде, о том в котором его сущность сделалась равной его мышлению, то очень важно отметить, что существование этого принципа в нем есть истинная любовь себя. Философия отрицает то представление, что совершающие преступления индивиды, являются злыми по той причине, что очень сильно, действительно любят себя. Зло с точки зрения философии есть именно недостаток, несовершенство любви себя. Лишь там, где индивид направляет энергию своей воли, внутри себя на самого себя,- там, где он приводит эту энергию к синергирентному и умиротворенному равновесию, к форме её живой рециркулентности,- там индивид начинает в действительном и истинном смысле любить себя. Но так как указанная рециркулентность энергии воли это и есть созерцание "я" для себя, то есть и есть аннигилентность принципа "я"="я", то эта открывшаяся в индивиде любовь есть высшая форма потенции,- осуществить этот же принцип в других; заставить других полюбить себя; есть высшая форма любви к другим и преодоление нигилизма.
*Значок бесконечности не отражают страницы данного сайта,- он заменяется на ";" в скобочках.
Свидетельство о публикации №224061600840
Игорь Барнет 16.06.2024 14:59 Заявить о нарушении
Сок Волгин 16.06.2024 20:28 Заявить о нарушении
Игорь Барнет 16.06.2024 20:55 Заявить о нарушении