Проехать тысячу километров, чтобы поесть риса в ре

Проехать тысячу километров, чтобы поесть риса в ресторане китайской кухни и поторговаться с китайцами.
Внук давно просился со мною в Хабаровск. Пришел день, когда объяснения про то, что это дорого стали не актуальны.
- Бабушка, у меня в копилке уже семь тысяч. Я сам за себя оплачу дорогу и половину квартиры. Ты же накормишь меня за свои деньги?
Раньше я еще говорила, что людям с маленькими детьми квартиры не сдают. Враки, конечно, но работало. Теперь у внука железный довод:
- Я уже окончил первый класс и мне можно с тобой!
Едем в Хабаровск на междугороднем такси. Это, как правило японский микроавтобус с 9-11 пассажирами. Ехать почти тысячу километров и по асфальту только последняя треть. Все остальное – убитая грунтовка с убитыми мостами.
Яну интересно всё. Дорога, деревья, трава, мосты. Особый интерес вызывают населенные пункты, которые мы проезжаем. Миллион вопросов. Почему речка так называется? Кто так назвал это село? Где у них школа? И так далее.
Часов до двух ночи внук сам не спал и другим не давал. Я конечно, объясняла ему, что пассажиры хотят спать. Ян замолкал на 10-15 минут, а потом громким шёпотом выкладывал скопившиеся в его голове вопросы.
Наконец, приехали в Хабаровск. Пришло время рассчитываться с водителем за проезд.
- Бабушка, где мои деньги? – кричит внук
- У меня
- Дай, я за себя заплачу!
Оплатил со своих денег детский билет.
Заселяемся в квартиру. Все осмотрели, все проверили. Осталось составить договор и оплатить.
Ян предупреждает:
- Половину платит бабушка, а половину я. Мы так договорились.
Я бы, конечно отдохнула с дороги, но Ян хочет съездить в питомник и какой-нибудь развлекательный центр Едем в питомник. Я предполагала, что мы будем степенно гулять, рассматривая животных. Не тут-то было!
- Бабушка, а где тут тигры?
- Не знаю. Походим и увидим.
- Пошли скорее искать тигров!
Галопом несемся по территории питомника, выискивая тигров. Нашли. На улице жара, духота. Тигр распластался и спит. Ян вроде бы и увидел тигра и вроде бы не увидел. Тигр есть, но его красотой и грацией не полюбуешься.
Ребенок расстроен. У него нет желания дальше ходить по питомнику. Обратно идем медленно, останавливаясь у клеток с животными.
На следующий день у Яна новая идея фикс.
Еще дома он от кого-то услышал, что в ресторане китайской кухни «Пекин» в дневное время работает шведский стол. Я объяснила, что это значит и Ян загорелся желанием сходить и попробовать все без исключения.
Была бы его воля, с шести утра отправились бы в «Пекин». Тем не менее мы пришли туда тогда, когда освободились.
Ян хочет положить себе всего и побольше. С трудом уговариваю брать всего по капелюшечке на пробу
- Если тебе что-то понравится, пойдешь и возьмешь еще.
- А за добавку платить не надо будет?
- Нет
Никогда не догадаетесь, что внуку понравилось больше всего. Рис.
- Бабушка, здесь такой вкусный рис! Я еще никогда в жизни такого вкусного риса не ел! Можно я съем и еще положу?
- Можно.
Сидит и ест один рис, запивая его соком. Съел, пошел за добавкой. Принес полную тарелку риса
- Бабушка, ты ешь быстрее, я и тебе рис принесу
- Ты тысячу километров проехал, чтобы риса наесться? Почему ты другое не ешь?
- Мне рис понравился, а другое я даже пробовать не хочу
После трапезы в ресторане китайской кухни, едем на Выборгскую, где торгуют преимущественно китайцы.
Ян от природы активный, подвижный и любознательный, а тут столько всего интересного, нового, непознанного. Я, на всякий случай, во все карманы положила по листку со своим номером телефона (своего телефона у него в те годы еще не было).
- Если вдруг потеряешься, подойди к кому-нибудь из взрослых и попроси позвонить мне.
 Выяснилось, что Ян еще тот купи-продай. Торгуется и сбивает цену до последнего. Китайцам интересно. Они вообще любят торговаться, а тут 7-летний мальчишка так старательно цену сбивает.
- Сколько стоит?
- 50
- Может, за 30 отдадите?
- Забирай за 35
- За 25 возьму.
- Ты же хотел за 30
- Вы же за 35 согласились продать. Значит и за 25 продадите
Это то, что я услышала, стоя чуть в стороне.
Говорю:
- Ян, ты покупаешь или нет? Нам нужно дальше идти.
 Китайцы оживились:
- Тебя Ян зовут?
- Да.
- У нас тоже такое имя есть. Ладно, забирай за 20!
- Может, за 15?
- Нет, за 15 не могу.
Мы ходили по рядам, а все китайцы уже знали, что этого мальчика зовут Ян и он прекрасно торгуется. Все у кого есть хоть что-то чем можно заинтересовать ребенка зазывали к себе.
Ян и здесь умудрился шокировать. Он подошел к рыбацкому отделу и стал со знанием дела выбирать снасти для ловли корюшки и сига. Он не просто выбирал, а спорил с продавцом, пытавшимся втюхать ребенку неликвид.
Когда отбор был закончен, Ян начал торговаться. Продавцы попались вредные и цену сбрасывать не хотели.
Внук посмотрел на меня
- Бабушка, а здесь еще кто-нибудь торгует рыбацким?
- Здесь не знаю, но на другом конце, точно знаю, есть
- Пойдем туда
- Это далеко. С полкилометра идти
- Пофиг!
Мы пошли дальше, а за спиной загалдели китайцы. Спустя какое-то время нас догнал один из толпы и вручил Яну баночку с крючками
-Это тебе от нас, чтобы не думал, что все жадные. У меня сына тоже Ян зовут.
 Внук до сих пор вспоминает эту поездку


Рецензии