Командир, смотри - делегатов везём!

В одном из авиационных корпусов фронтовой авиации, политотделом, в рамках выполнения плана партийно-политической работы, намечена очередная комсомольская конференция.

В дивизиях, полках, частях обеспечения и в других подразделениях прошли комсомольские собрания, где были избраны делегаты на конференцию, преимущественно комсомольский актив.

        В основном это молодые люди: офицеры, прапорщики, солдаты, есть даже вольнонаёмные. Больше сотни набирается делегатов.

      Территориально, авиационные гарнизоны, из которых прибудут люди на конференцию, расположены недалеко друг от друга и от штаба корпуса – 100-200км. Для оперативной доставки делегатов выделили два самолёта: АН-2 в транспортно-десантном варианте и АН-26, в предположении, что за несколько рейсов этой авиацией  на конференцию всех доставят вовремя и серьёзное мероприятие откроется по плану.

Транспортно-десантный АН-2 – рассчитан на 10 человек, креслица жесткие и неудобные, люди сидят на них повернувшись спиной к иллюминаторам и лицом к проходу.

        Основная особенность этого самолёта – наличие оборудования для десантирования, а оборудование простое – резиновый коврик на полу и два натянутых троса вверху фюзеляжа, к которым карабинами прикреплены вытяжные веревки.

         Вытяжные верёвки – капроновые концы и предназначены для выдёргивания колец (чек) из парашютов для их автоматического открытия при десантировании людей или грузов.
В один из таких рейсов набралось в АН-2 делегатов - полная коробочка, сидят тесно в креслицах вдоль бортов, выкрутив шеи, смотрят в иллюминаторы как взлетает самолёт. Вот и полетели, а лететь всего-то минут тридцать со всеми разворотами.

         Среди пассажиров оказался прапорщик (приколист и балагур), специалист ПДС* одного из полков, мастер парашютного спорта, который был вызван в отдел физподготовки и спорта корпуса уточнить что-то касательно судейства на дивизионных соревнованиях по прыжкам с парашютом. К делегатам конференции отношения не имел и одет был не как делегаты - в парадку**, а как обычно фасонят все ПДСники - в лётное обмундирование. Лететь примостился, втиснувшись головой и плечами в кабину к лётчикам (места у них там совсем мало), заодно хоть потрепаться со знакомыми, на прыжках только и встречались.

         Через пятнадцать минут после взлёта, прапорщик, выйдя от пилотов, начал суетливо ходить по салону и сосредоточенно в разные иллюминаторы с обоих бортов заглядывать, присматриваясь к расчалкам. Расчалки - это элементы конструкции в виде стальных лент - раскосов, которые держат плоскости биплана и расположены между ними. Лицо прапорщика закостенело, один глаз задёргался, губы громко шепчут матерные слова, а дрожащая правая рука показывает на что-то за бортом.

         А делегаты заняты кто чем: большинство смотрят в иллюминатор – земля близко, высота - метров пятьсот, кто-то газетку армейскую читает, кто-то что-то царапает в тетрадке, вероятно, готовясь к выступлению (заранее выступать назначили), а кто-то занят своими мыслями о том, будет ли там буфет и дадут ли по окончании конференции памятные красные блокнотики «Делегату ХХХ комсомольской конференции ХХ авиационного корпуса 197. год»?

         Однако непонятные действия незнакомого человека в лётной форме, до этого плотно общавшегося с пилотами, обратили на себя внимание делегатов и вызвали у них неподдельный интерес.

          Тут прапор очень громко, пытаясь перекричать гул мотора и дребезжание самолёта, объявляет, что самолёт может не долететь – крылья вот-вот отвалятся, поэтому их надо крепко держать и раздаёт всем пассажирам вытяжные верёвки, назначение которых было описано выше.

          А кто такие делегаты? Это, как правило, не рядовые комсомольцы, а секретари комсомольских организаций, избранные когда-то на общих собраниях, в прошлом авиационные и иные «специалисты», а ныне освобождённые от работы на технике, профессиональные молодые политработники. Всех их объединяет одно обстоятельство, что с техникой вообще, и с авиационной, в частности, у них когда-то не заладилось.

          Не всем по душе ранние или ночные полёты, тяжелая и ответственная работа под открытым небом при любой погоде, да ещё самому надо много знать и уметь работать руками. Подготовка слабая, авиационных знаний зачатки, желания работать на технике нет, вот и переметнулись по «зову сердца» на другую стезю.
Ушел с матчасти***, так сразу и кабинетик тебе и должность капитанская. Шутили про них - «Рот закрыл, рабочее место убрано».

           Делегаты прониклись сразу, все и безоговорочно, подчиняясь авторитету человека в лётной форме. Держат ребята эти капроновые концы, что есть силы, кто двумя руками, а кто на руку намотал и все крепенько ногами в пол упираются. Лица у одних от напряжения красные, щёки надуты, у других от страха лица бледно-зелёные, а сами едва дышат. Друг на друга смотрят выпученными глазами и от этого еще больше пугаются, кто-то мотает головой из стороны в сторону, а кто-то уже в голос подвывает…

           Прапор протискивается к пилотам, дотягивается до плеча командира и говорит: «Командир, смотри – сумасшедших везём!». А командир оглянулся в салон, и от неожиданного зрелища едва рога**** из рук не выпустил, а потом сломался от хохота при этом самолёт весьма энергично вильнул несколько раз, что существенно усилило впечатления пассажиров от полёта. Так и летели дальше, однако, крылья не отвалились и сели нормально…

           Спустя некоторое время, видел я красивый красный блокнотик в руках у секретаря комсомольской организации ДАРМа*****.

           С тех пор прошло 45 лет. На работе, готовим на выброс старую мебель: перебираем содержимое книжных шкафов, освобождаем ящики столов, избавляемся от ненужной макулатуры и прочего. В одной из коробок с барахлом, предназначенной на свалку, замечаю красный блокнотик –«Делегату ХХХ партийной конференции ХХ Главного управления… 198. год», вот и нахлынули воспоминания…

*ПДС – парашютно-десантная служба;
** парадка - парадная форма одежды;
*** матчасть – материальная часть - вооружение или военная техника, которую эксплуатирует специалист;
**** рога – штурвал самолёта;
***** ДАРМ - дивизионная авиаремонтная мастерская.

Подмосковье, июнь 2024г.


Рецензии
Хороший рассказ.
С уважением, Виктор

Виктор Кутырь   22.10.2024 19:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор!
Успехов и удачи, с уважением, Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   22.10.2024 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.