Легенда о Леандре и Геро

Великий Гелиос, отправляясь на своей огненной колеснице отдыхать,  на прощание  выплеснул из своего широкого рукава разноцветную краску, что старательно собирал весь день с цветов, пролетая над полями и лугами. По всей видимости, бог солнца что-то не рассчитал, ибо  большая часть ее пролилась  на море и широким потоком разлилась  по бегущим волнам.  Только она не стала смешиваться с водой, а весело запрыгала  золотистыми бликами, добежала до берега и, утомившись, без сил упала на желтый, местами темный от влаги, песок…  Несколько капель остались на небосводе и окрасили его  в  розовые и алые тона. Все это сверкание длилось недолго. Через секунду мир охватила темнота.

Леандр радостно улыбнулся. Он  с нетерпением ждал этого момента: когда солнце уже скатилось за горизонт, а луна еще не взошла. Лишь звезды слегка заискрились на темном небосклоне, соперничая своим светом с зажженном на острове маяком.  Но у них это плохо получалось. Огонь в фонаре, красноречиво свидетельствующий, что его любят и ждут, с каждой минутой разгорался все ярче и ярче. Юноше явно следовало поторопиться.  Известное дело, летние ночи коротки, словно хвост у воробья. Не успеешь оглянуться, как Эос проснется и примется готовить колесницу для Гелиоса… И тогда уже не до любовных свиданий будет.

Вот уже несколько месяцев Леандр не может поверить своему счастью! Ему вновь  предстоит провести очень приятный вечер в обществе несравненной Геро, которая, в чем нет сомнений, гораздо красивее самой Артемиды. Едва юноша так подумал, как его охватил страх. Не приведи Зевс, богиня подслушает его мысли! Страшно представить, что может произойти. Все знают, насколько дочь Латоны ревнива и злопамятна...

— Ну чего ты так заволновался? — попытался себя успокоить влюбленный, — боги, конечно, могущественны, но не всесильны. Им не дано слышать все, о чем мы думаем… Если бы подобное наблюдалось, людской род давно бы вымер!

Внезапно он обратил внимание, как вокруг все резко потемнело. Только что тихая, сверкающая золотом, морская гладь покрылась густой рябью и резко поменяла свой цвет от голубого до темно-синего, а местами и вовсе черного. Погода явно начинала портиться. Впрочем, на море подобное случается довольно часто, поэтому юноша  не особенно забеспокоился. Сколько раз подобное приходилось наблюдать! Кажется, ничего не предвещает бури. Волны спокойно набегают на берег, а на горизонте и вовсе сливаются с небосводом и вдруг в течение минуты все резко меняется…

Потом все  вновь приходит в норму. Лучше об этом не думать, а еще раз посмотреть на далекий огонек, зажженный на маяке любимой! Яркий белый фонарь уверенно рассекал темноту и вселял надежду. Влюбленный счастливо заулыбался, запрыгал на месте и помахал рукой,  прекрасно понимая при этом, что его на другой стороне пролива никто не увидит.

Меж тем, порывы ветра, бившего в лицо солеными брызгами, крепчали. Юноша с изумлением увидел прямо перед собой огромную темно-зеленую волну, скорее похожую на горную вершину со снежной макушкой. За ней набегала другая, третья… Казалось, что море встало на дыбы и твердо решило захватить побольше суши. Однако Леандра было сложно испугать.

— Видимо, Посейдону опять стало скучно, — с усмешкой подумал юноша, — вот и решил немного повеселиться! Что же, принимаю вызов! С удовольствием  оседлаю твоего морского конька и прокачусь на нем до маяка! А вот тебе следует подумать, прежде, чем начинать шторм! Успокойся немедленно! Иначе...

Леандр не успел подумать,  что последует за этим «иначе», как с неба донесся сильный раскат грома. От этого неожиданного грохота он даже слегка присел. Вот это уже похуже надвигающего шторма. Судя по всему, на Олимпе между Зевсом и Герой начинался очередной скандал. Хотя с другой стороны, божественные супруги  в последнее время так часто ругались, что простые смертные просто устали обращать на их свары внимания. Как говорится: милые бранятся, только тешатся.

Куда хуже, если скандал устроит Артемида, когда узнает, что ее жрица влюбилась. Если это случится, беды не миновать. Всем известно:  богине не знакомо чувство любви и она категорично выступает против этой самой любви. Вообще, более, чем странно! Ведь именно она покровительствует родам, а какие могут быть дети, если нет любви? 

Однако следует признать: о чем думает небожительница никто из смертных сказать не может. Настроение у нее, как и у всех жителей Олимпа, очень переменчивое. Никогда не знаешь, чего они хотят. Вот тот же Посейдон, к примеру, сам учил плавать, а теперь, едва Леандр, заходит в море, присылает своих нереид, чтобы они хватали его на ноги и тащили на дно. Однажды не выдержал и поинтересовался:

— Зачем ты это делаешь

Ответ удивил:

—  Нравится, как ты трепещешь!

Спрашивается, где логика?

***

Леандр еще раз внимательно посмотрел на горизонт. Зажженный рукой Геро, огонь на маяке внушал надежду, которую не мог пошатнуть даже начавшийся шторм. От Посейдона, конечно, ничего хорошего ждать не следовало, хотя он вряд ли захочет утопить своего ученика… А вот Артемида немного беспокоила. С нее станется, особенно если захочет досадить своему племяннику, богу Эроту.

Ведь именно он достал из своего колчана стрелу и одним выстрелом поразил сердца двух молодых людей. Они искренне надеялись,  что в данном случае ее гнев будет не таким сильным. К тому же, после того, как богиня-девственница  едва не загубила возлюбленную своего отца нимфу Калипсо, превратив ее в медведицу, Громовержец сделал ей серьезное внушение и пригрозил наказанием. В результате было достигнуто соглашение: после трех лет службы богине ее служительница может выбрать свой дальнейший путь сама… 

      Его избраннице осталось всего месяц быть жрицей в храме, а потом свобода! Они смогут связать себя священным узами брака и никто не посмеет этому противодействовать. Даже главный жрец храма Ментор! Кстати, Геро постоянно жалуется на его приставания и глупые причмокивания губами. Но больше всего досаждает его похотливый взгляд! Странно даже, что небожительница доверила ему своих девственниц! Это все равно, что поручить волку охранять молодых овечек!

Любимая рассказывала, что старик и прежде оказывал ей недвусмысленные знаки внимания, а сейчас, когда расцвела от охвативших чувств и вовсе не давал прохода. Сколько раз ей приходилась прятаться в дальних комнатах храма, а то и вовсе никуда не выходить из страха быть замеченной. Кстати, именно поэтому  девушка упросила Артемиду отправить ее следить за маяком. Геро надеялась: там ее старый развратник оставит в покое.

Услышав подобную просьбу, богиня очень удивилась. Обычно среди ее жриц мало кто желал отправиться следить за маяком и жить на острове в полном уединении. Она даже попыталась отговорить, твердила, что в шторм будет страшно находиться одной в старой башне. Геро стояла на своем:

— Не страшнее, чем многое другое!

Артемида откровенно недоумевала, что еще раз говорило: не способны боги все увидеть.  А сама девушка постеснялась рассказать о приставаниях старого Ментора, лишь твердила упрямо:

— Хочу указывать кораблям путь в тихую гавань!

      В результате, небожительница, немного подумав, согласилась. В конце концов, кто-то должен находиться на острове постоянно! Дядюшка Посейдон любит чудить, а когда есть возможность ему досадить, почему бы не воспользоваться?

—  Уговорила, —  промолвила Охотница решительно, — только поклянись, что маяк будет гореть в любую погоду! Пусть Посейдон знает: так просто жертву не получит!

Геро согласно кивнула головой и, взяв в помощь, юную рабыню Амфалатею, отправилась нести службу и несла ее исправно. Моряки, узнав, благодаря кому в шторм не сбились с пути, были благодарны и приносили дары, которые девушка честно отдавала в храм своей повелительнице. Все шло просто замечательно. А уж когда Геро встретилась с Леандром, то и вовсе вознесла хвалу богам, что находится столь далеко от храма…

***
Леандру очень хотелось увидеть этого самого Ментора, уж больно ярко его описывала любимая. И вот наконец это произошло! Дело было так. Он покидал маяк, где прошло его очередное свидание с Геро и увидел незнакомого старика в белоснежнейшем хитоне и богато вышитом плаще на плечах и в окружении нескольких рабов.

Он сразу понял — это тот самый жрец! Его внешность полностью соответствовала описанию, данному девушкой. Более того, она даже несколько приукрасила своего врага. Остается только поражаться, что делает возраст с человеком! Лысый, как лунь, морщинистый, с одним-единственным зубом во рту жрец был похож на чудище из царства Аида, нежели на служителя красавице богини.

Вскоре изумление уступило место страху. А вдруг старик узнает, откуда шествует Леандр? Ему-то ничего не будет, а вот Геро не поздоровится. Но главный жрец так безразлично посмотрел в его сторону, словно это был камень, что  сразу стало ясно: бояться нечего…

***

Молодые люди впервые встретились несколько месяцев назад на празднике, посвящённом капризной богине. Он сразу выделил Геро из общей толпы танцующих жриц, ибо не было там более изящной девушки. Даже безобразная глиняная маска, прикрывающая лицо, не испортили этого впечатления.  Он сразу рассмотрел зеленые, словно водоросли, глаза. Они так кокетливо поблескивали в прорезях, что на них просто нельзя было не обратить внимание.

Им удалось перекинуться несколькими словами и договориться о свидании на маяке, где юная жрица богини была смотрительницей. Леандр жутко боялся, что не узнает прелестницы или она окажется хуже, чем рисовало воображение. Однако страхи были напрасными. Геро была самим совершенством. Юноша даже не предполагал, что подобная красота живет на земле! Правда, девушка оказалась маленького роста, на празднике она была на каблуках, но за счет стройности стана, который выгодно подчеркивал тоненький поясок,  смотрелась довольно высокой.

К тому же, кожа у нее была загорелой, что не удивительно. Ведь Геро много времени проводила на солнце… Она немного смущалась и довольно смешно выпячивала пухлые розовые губки. Так что Леандр во время этой первой встречи с трудом удержался от желания сразу покрыть их поцелуем. А когда смеялась, на щеках появлялись милые ямочки и приоткрывались белоснежные жемчужинки зубов.

Потом любовные свидания стали постоянными.  Согласно существующей договоренности, девушка зажигала на маяке фонарь. Увидев огонь, он смело заходил в ночные волны и плыл к острову, где в старой башне жила его возлюбленная. Они часто обсуждали, что могли бы никогда не встретиться, если бы не праздник!  Ведь их разделял пролив Геллеспонт — Геро жила на европейской стороне в городе Сест, а Леандр  —  в Абидосе на азиатском берегу.

Во время последнего свидания Геро поделилась, что главный жрец храма, побывавший с проверкой на маяке, хотя это не входило в его функции, на прощанье довольно подозрительно на нее посмотрел. Леандр ее поспешил успокоить. Мало ли почему старик так взглянул! Быть может из вредности характера так сделал! Откуда влюбленным было знать, что опасность на пороге стояла.

Дело в том, что главный жрец заскучал по Геро и никак не мог справиться со своими чувствами. Что-то говорило ему, не так просто она вдруг проявила это рвение! Вот и отправился по холодку проверить свои подозрение. Каково же было его изумление, когда  встретил незнакомого юношу. Он сразу заподозрил неладное. Не мог этот красавчик с живыми черными глазами и густыми кудрями так просто появиться на острове, единственной достопримечательностью которого является маяк.


***

Для начала он пообщался со служанкой Геро, юной Амфалатеей.  Верные люди схватили ее, когда пришла на рынок за продуктами. Поначалу рабыня стойко молчала. Пришлось пригрозить, что отдаст ее на съедение волкам, а чтобы не особо сомневалась в серьезности намерений, приказал кинуть в клетку к хищникам.  Она от страха лишилась сознания. А когда пришла в себя, испугалась еще сильнее. Рядом с ней сидел огромный волк и покусывал руку. В общем, все секреты выдала.

Старый жрец был очень возмущен. Как подобное возможно! Его знаки внимания игнорируются, хотя он богат и могущественен, а какому-то безродному мальчишке разрешается все! Особенно возмутил тот факт, что башня маяка используется для любовных свиданий. Можно, было, конечно, все рассказать богине. Но стоит ли ее вмешивать в дела смертных?

Его власти было достаточно, чтобы самому со всем разобраться и справиться. План созрел мгновенно. Жрец, переодевшись простым рыбаком, одев седой парик и приклеив бороду, совершенно изменившую внешность,  и покрыв лицо специальной глиной, стал часто бывать у маяка. Когда Геро поинтересовалась, что тут нужно старику, выпалил заранее придуманную версию:

— Госпожа, позвольте мне немного порыбачить! На  моей старой лодке в море уплывать далеко страшно! В хижине старуха больная, кормить ее нечем! Не дайте умереть с голоду несчастным старикам!

Польщенная столь уважительным обращением, девушка счастливо заулыбалась  и позволила находиться. Более того, даже отправляла свою служанку с хлебом и кувшином молока. Жрец с благодарными улыбками принимал эти подношения, но при этом грозно смотрел на трепещущую от страха Амфалатею. Он настолько запугал несчастную, что девочка беспрекословно выполняла все его приказы и послушно докладывала обо всем, что происходит в башне.

Ему оставалось лишь дождаться нужного часа. И вот он настал.  Погода неожиданно испортилась и глупая Геро, которая стало жалко рыбака,  послала к нему служанку с предложением переждать непогоду под крышей. Что может быть лучше? А когда он пришел, взволнованно рассказала, что на рассвете  ей приснился дурной сон,  в котором увидела выброшенного на берег дельфина. Ментор, тихо ругаясь про себя, кинулся успокаивать эту дурочку, периодически ловя на себя испуганный взгляд Амфалатеи.

— Можно подумать, — вкрадчивым голосом произнес он, — первый раз на море качка! Через полчаса все успокоится!

Цель была достигнута и Геро, вздохнув облегчением, отправилась на башню зажигать огонь. А служанка тихонько пролепетала:

— Мой господин, поклянитесь, что ничего дурного моей госпоже не будет! Именем Зевса поклянитесь!

Пришлось давать клятву, в надежде, что Громовержец не услышит и не накажет… Тем более, что ему сейчас было явно не до дел смертных. Он выяснял отношения со своей половинкой.

Меж тем ветер крепчал…

Злодей дождался, пока Геро посигналит своему возлюбленному фонарем. Убедившись, что Леандр благополучно преодолевает расстояние, довольная и счастливая отправилась готовиться к встрече. Ментор же остался и с нескрываемым удовольствием наблюдал, как соперник с каждым гребком приближается к своей смерти.  Было заметно, что пловец отлично держится на воде и  буйное море ему не страшно. Да только не на того напал! Когда юноше до берега осталось совсем немного, мерзавец просто взял и погасил фонарь, прекрасно понимая, что теперь Леандр просто  заблудится в густой темноте и обязательно разобьется об острые камни.

***
Вполне понятно, когда любимый не появился, Геро заволновалась. Она тут же кинулась на башню и в ужасе закричала, увидев, что фонарь погас. А потом, не обращая внимания на пронзительный ветер и огромные волны, схватила факел и  кинулась искать юношу. Через несколько минут ее крик, куда более страшный, чем первый, донесся до ушей Ментора.

Жрец был счастлив! Путь свободен! Через неделю юная служительница Артемиды обо всем забудет, закончит свою службе в храме и станет свободной и тогда он сможет смело объявить о своем желании сделать ее своей женой. Ну и что у него возраст немного преклонный! Зато богат и знатен! Сколько можно склонять голову перед капризной богиней? Свое он давно отслужил. Теперь надо обзаводиться семьей и ждать, когда молодая жена родит детей. Ментор так размечтался, что даже не обратил внимания, как Геро стрелой пронеслась мимо него на высокую скалу. А когда опомнился, было уже поздно. Ее тело лежало внизу, на острых камнях…

Как было на самом деле и было ли все это в реальности, никто сейчас сказать не может. Только туристам, которые приезжают в Стамбул по сей день рассказывают эту красивую легенду и показывают башню, которую называют Леандровой… И не важно, что герои с пролива Геллеспонт переместились на пролив Босфора. Суть легенды от этого не изменилась. Главные герои Леандр и Геро погибли от рук негодяя, чье имя история не сохранила...


Рецензии