Девки советские. Продолжение
Месячник растянулся почти на три: ездили с визитами в другие села с концертной программой, принимающая сторона накрывала стол в духе русских традиций.
К делу подошли со всей ответственностью. Казалось бы в поселении с двумя клубами и двумя худруками проблем с программой не должно было возникнуть, ан нет. В одном клубе худрук ушел в город, подыскав более достойную работу. В другом худрук дама городская, с музыкальным образованием, любившая классику и картины великих живописцев, считала все окружение недостойным её общения, надув губы, выдвигала свои аргументы в пользу того, что невозможно подготовить концерт за такой срок.
Глава устав метать громы и молнии на голову всех этих «артистов», села к телефону, предварительно выяснив чьи дети ходили в кружки, поговорила с бабушками и мамами детей, убедив в необходимости именно их участия в концерте.
Всем коллективом стали перечислять взрослых с талантами певцов и музыкантов, вспомнили Толика с голосом как у настоящего артиста, Мишу цыгана.
- В конце сама спою, а вы будете подпевать! – подытожила глава.
- Да мы не умеем!- попытались возразить «девки».
- Тогда будете танцевать! Мне что одной это надо?
В обеденный перерыв приходил сбежавший было худрук, но поддавшись на уговоры главы, а убеждать она умела, решил помочь в организации концерта и репетировал с ней мелодичную песню, женщины учили слова припева.
Готовились тщательно отрабатывая каждую ноту, каждое движение, каждое слово. Глава не любила халтуру, всё должно было достигать высшей планки в любом деле.
Программа получилась солидная, танцы, песни, стихи собственного сочинения исполнил ветеран. Библиотекарь, переодевшись в цыганский наряд рассказала о кочевой жизни и «погадала».
Фурор вызвал Миша исполняя свой репертуар на приобретенной по этому случаю шикарной гитаре. В конце зал просто взорвался, когда на сцену вышла глава со своей командой.
Поблагодарила женщин, представила каждую, кратко рассказав какие они хорошие, бесценные сотрудники.
На посту главы три срока подряд не каждый выдержит: потоки людских жалоб, разборки, недовольства так сказать давление снизу, бесконечные указы сверху.
Однажды собрав коллектив, представила своего нового заместителя, попрощалась, уйдя на повышение.
По весне предстояли выборы нового главы. Претендентов оказалось несколько.
Среди них знакомые, в том числе заместитель, совсем незнакомые, приехавшие из областного центра.
Развернулась нешуточная агитация, иногда сталкивались различные группировки, горячо спорили, доказывая свою правоту, чуть ли не до драки.
На выборах ко всеобщему удивлению победили чужие.
В понедельник, придя на работу, женщины перебирали бумаги, готовясь к тому что их уволят. Новый молодой глава, которому не было ещё и тридцати молча, стремительно прошел в кабинет.
- Точно сейчас всех уволит!- решили женщины.
В кабинет, где сидели почти все специалисты, вошел мужчина в черной рубашке с обаятельной улыбкой на лице:
- Здравствуйте, барышни! Я ваш новый заместитель главы…- прошёл в кабинет, позже женщины заметили, если сказал « барышни», все хорошо, если «дамы» , то у него какие-то неприятности.
Новый глава никого не уволил, тщательно вникал во все дела, вопросы решал быстро, четко отдавал распоряжения. Постепенно привыкали к новому стилю руководства.
Приближался месячник уборки территории, снег растаял, обнажив ужасные картины поля деятельности. Распоряжением властей района была объявлена стартовая дата месячника. Женщины решили не дожидаться этого дня, а приступить пораньше, так как объем работ на их хрупкие плечи ложился титанический: дороги, лесополосы, перекресток с магазинами, ларьками и лавочками, мусор за остановкой километраж приличный. Хорошо если сознательные владельцы убирали у своих заведений. В конце месяца, перед майскими праздниками проводили побелку деревьев у дороги и у администрации, тягали тяжелые ведра с побелкой, выпрашивали воду у знакомых жителей по ходу работ. Проще было белить у трассы, где располагалась водокачка, там всегда стояла огромная лужа и воду можно было черпать сколько угодно.
В один из дней глава, зайдя в помещение, обратил внимание что женщины одеты в спортивную форму.
-У нас что марафон? Почему я не в теме?- спросил у ведущего специалиста, не отрываясь от документов.
- Так уборка территории…
- На долго?
-Каждый четверг.
Вызвал к себе зама:
-Ты в курсе, что наши тетки на пикник собрались? Что ещё за уборка территории? А работать кто будет?
- Да у них так каждый год, как лето так и работают на очистке.
- Иди и найди бригаду для уборки, не найдешь, будешь сам убирать!
Зам обратился к «теткам» с вопросом о создании бригады. Подсказали обратиться к цыганам, они и раньше привлекались к разовым работам. Самой грамотной у цыган считалась Роза, образование в объеме средней школы, дало ей право заключать договоры, расписываться в документах, предварительно с ними ознакомившись. Красивая, скромная, культурная. В съемном домике, где она проживала с семьей, всегда вымытые полы, во дворе на растянутых веревках стираное бельё. Она рада была что ей предложили работу , да ещё на все лето. К осени, когда фермер за рекой начинал убирать урожай, она подрабатывала у него, расплачивался картошкой, так что Роза, обеспечивала свою семью на зиму незаменимым овощем, да ещё и могла часть продавать. Уставала конечно, шутка ли от рассвета до заката на картофельной плантации!
Теперь и летом с заработком. Розе предложили оплату, в бригаду пусть берет кого хочет и деньги делит по своему усмотрению кто сколько наработает.
Сама работала добросовестно и в бригаду набрала методом отбора таких же.
Для побелки деревьев закупили известь, а чтобы не бегать с ведром по всей трассе, зам приобрел две фляги и обеспечил подвоз воды.
Женщины в администрации занимались своей работой, впервые за долгие годы облегченно вздохнули. Надо отметить, что новый глава хоть и молодой, а не боялся отстаивать своё мнение перед вышестоящими, вступался за своих подчиненных. Если кто либо жаловался на них, он не бросался ещё добавлять порцию ругани, а наоборот, отвечал:
- Вы что-то не так поняли, мои люди не могли так поступить.
Поэтому когда он собрался уходить, всем стало очень жаль, вместе с ним уходило и ощущение защищенности.
До выборов было далеко, назначили и .о. главы из местных. Женщины приняли такую весть спокойно, знали его давно и о нём всё знали: три высших образования, женат на местной и всю трудовую биографию им рассказывать не надо, в общем весь как на ладони.
Работал от зари до зари и от других требовал такой же отдачи не для того чтобы выслужиться, а потому что привык исполнять всякое порученное дело тщательно и без ошибок. На уборку территории выходил вместе с девчатами, брал на себя то что потяжелей. Дисциплина в администрации напоминала армейскую по строгости, но женщин это не смущало, напротив, они и сами были такого же склада. Однажды поинтересовался, как они праздники отмечают?
- Да никак! Чаю попьем с тортиком и по домам! Лет десять уже собираемся в кафе посидеть.
- Так в чем же дело? Организуйте!
И организовали, после работы, собрались все, в том числе и работники культуры, отметили Новый год, хотя до него оставалась неделя. Пели песни с ведущей, танцевали, как студенты после сессии. В конце, прощаясь со всеми глава сказал, что так весело было только в стройотряде.
Однажды, уже весной в конце рабочего дня глава зашел в кабинет , где сидели ведущий специалист и секретарь, вышел, опять зашёл с листком в руке, вышел. А утром секретарь увидела на рабочем столе тот самый листок, заявление об уходе.
- Как!? Почему!?
Оказалось, сказали по секрету, требовали от него подписать документ, который противоречил его совести…
Погоревали женщины, погоревали, стали ждать нового руководителя, к этому уже привыкли.
- Подсунут теперь не пойми что!
А пока остался с ними заместитель, отошедший было на второй план. Жизнь потекла привычной накатанной колеёй в ожидании очередных выборов.
На работу приходили вовремя, занимались текущими делами, в том числе опять «парились» на уборке территории, отчеты сдавали вовремя, да и ведущий специалист заменить могла любого главу, если она находилась на рабочем месте , то в другом руководителе нужды не было. Женщины ей говорили:
- Иди на главу! За тебя оба села проголосуют!
- Оно мне надо?
Ни одна из работавших здесь не согласилась бы претендовать на место главы, видели всю изнанку этой работы.
Ближе к выборам стали подтягиваться в администрацию кандидаты в депутаты, с прицелом на главу. Каждый из них уже пообещал «своим» людям место в администрации, в случае победы, не трогали только ведущего специалиста, так как считали её и заслуженно спецом во всех вопросах. Однажды они устроили чуть ли не рейдерский захват ввалившись толпой в администрацию, стали требовать отчет о работе, угрожали провести аттестацию всех кадров, на предмет дальнейшего увольнения. Длился этот беспредел около часа. У заместителя появилось срочное дело и он испарился. Женщины отбивались как могли, пока не догадались позвонить в район. Там «товарищ из района» подозвал к трубке главного зачинщика и поинтересовался на каком основании эти люди устроили налет, имеют ли они право требовать документы и проводить аттестацию, предложил им покинуть помещение, если нет, то наряд полиции им поможет. Все как-то сразу притихли и рассосались.
Приближался день выборов. Горлопаны потирали руки, коршунами поглядывая на «советских девок», мол скоро, скоро мы вас заменим!
На молодого кандидата никто толком не обращал внимания, отмахиваясь руками, да кто его выберет! И просчитались! Он победил с большим отрывом и тут же принялся исполнять свою давнюю мечту: облагородить село. На улицах появились детские площадки, отсыпались дороги, сам с удовольствием принимал участие в посадке деревьев. В домах культуры поменялись кадры ещё задолго до выборов и расцвела работа, заработали разные кружки, грандиозные концерты собирали зрителей со всей округи, приезжали даже из города. Стало традицией устраивать чаепитие для пожилых, на эти посиделки собирались сельчане с удовольствием , радуясь что и о них наконец вспомнили.
Но не всё шло так гладко. Жалобы сыпались одна за другой, слухи ходили один нелепее другого. Женщины старались оберегать начинающего главу, где тактично подскажут, где промолчат и сами разберутся с посетителями.
Когда ему становилось совсем тошно и терпение иссякало, вернувшись домой «с поля битвы» играл на пианино или гитаре любимые мелодии, иногда шел на могилку поговорить с мамой. Однажды там его увидела тетка Таня.
- Что? Совсем загрызли? А ты не поддавайся! Тебя народ выбрал! Всё хорошо никогда не бывает. А твоя работа видна, вот и лютуют недруги. Гляди на второй срок пойдешь.
-Да какой второй срок? Хоть бы один доработать!
- Ну не скажи, ты вот едешь всегда подвезёшь, людей принимаешь, никого не гонишь, не возносишься, только своих людей не обижай.
- Да каких своих!?
- А всю улицу на какой живешь!
-?
- Везде дороги делаешь, а по твоей улице ноги поломаешь!
- Так скажут к своему дому отсыпал!
-Да люди не виноваты что живут с тобой рядом, ты это исправь! Тебя народ выбрал, на тебя надеются!
Вроде полегчало от беседы.
Мысли все роятся, не дают покоя, как сделать село комфортнее для проживания, жаль бросать начатое и пошёл на второй срок и опять выбрали.
Свахи вокруг него кружились как пчелы, а он только улыбался и молчал. Никому не рассказывал, в годы обучения в институте расцвела в его сердце любовь, любовь красивая, взаимная, после получения дипломов хотели расписаться. Отправили её на практику на Кавказ, там она и пропала, пошла в горы за лечебной травой, больше её не видели. А может вернётся? Мало ли разных случаев.
Привыкли женщины и к этому руководителю, его стилю работы. Что только не выпадает на их плечи, все они принимают и стойко переносят, потому что они не капризны, не избалованы, они «девки советские».
Свидетельство о публикации №224061701475