Самосознание Иисуса Христа

               
                Пророк? Мессия? Сын Божий? Сын Человеческий?

    Ранние христиане величали Иисуса  разными почётными титулами: Мессия,  Сын Божий , а впоследствии, начиная с конца I века, —  Господь.
    Кем Иисус себя считал и объявлял публично? В каком ключе мыслили  о нём  другие люди при его жизни? Вообще можно ли Его более чётко определить в какую-либо из существовавших религиозных категорий?

    В  эпизоде с призванием учеников (Мф.4:18-19) Иисус выступал только в роли проповедника. Чудеса, которые Он вскоре  совершил, еще не заставляют народ видеть в Нем кого-то большего, нежели пророка . В  более поздний период своего общественного служения Иисус спрашивал своих учеников,
    «А вы за кого почитаете Меня?»
    На этот вопрос Учителя отвечает Симон Пётр:
    «Ты Христос, Сын Бога Живого».
    По версии Матфея (16:17–20), Иисус в этом диалоге сказал Петру: «Счастлив ты, Симон , потому что тебе открыли это не люди из плоти и крови, но мой Небесный Отец». И — «запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос».
    Называя Иисуса Христом, т.е. «Мессией», Пётр мог иметь в виду обетованного Мессию — Царя из дома Давида, несмотря на доминирующее в то время у учеников и последователей мнение о том, что Он -только пророк. Возможно, Иисус и Сам считал себя пророком,по кр. мере, в начале своей Проповеди. Он отправляется в Иерусалим, потому что только в Иерусалиме подобает погибнуть пророку (Лк 13:33).

     Когда Иоанн Креститель спросил Иисуса, Он ли «тот, кто должен прийти» — Иисус дал ответ, полный ссылок на пророка Исаю 35:5–6 и 61:1–2 ,проведя параллель между  своей деятельностью и Ветхозаветными пророчествами:
«пойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите:слепые прозревают, и хромые ходят; прокаженные очищаются, и глухие слышат; мертвые восстают, и нищим благовествуется»(Мф 11:2–6, Лк 7:18–23).  Иными словами, в своем ответе Иоанну Иисус подразумевает, что Он — тот, кто должен прийти , т.е. Мессия , и в доказательство этого указывает на то, что Он совершает дела Мессии.
В другом случае Он также отвечал цитатами, но уклоняясь от ответа  :
«Тогда окружили Его Иудеи и говорили Ему: доколе будешь Ты томить душу нашу? Если Ты Христос, скажи нам открыто.
Ответил им Иисус: Я сказал вам, и вы не верите; дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне»( Ин 10:24).
 Иисус объявил Себя Мессией  в Назаретской синагоге. Прочитав во всеуслышание пророчество Исайи об обещанном и ожидаемом Мессии, Иисус сказал, что это пророчество ныне исполнилось на Нем (Лк.;4,;16–30; Мк.;6,;1–6).
Аналогичное признание он повторил и на суде синедриона (Матфей 26:63-64; Марк 14:61-62; Лука 22:67-71).

   “Сын Давидов” – это еще один титул, применяемый к Иисусу (Мф 9:27, 15:22, 20:30, 21:9 , 15; Мк 10:47-48, 11:10; Лк18:38-39). «Сын Давидов» означает Мессию,  потомка ( «сына»)великого царя, который должен принести “царство Давида”(Мк 11:9-10, Ин 7:41-42).Все потомки Давида должны быть людьми; потому что все потомки Адама и Евы – человеческие существа.
Ответ Иисуса Крестителю, хоть  подтверждал  тот факт, что Иисус -долгожданный, обещанный пророками Мессия, но вовсе не говорил, что мессианство  является
проявлением личности политика или царя (Лука7:21-23). В этом смысле Иисус  не был Мессией - «сыном» царя Давида , хотя простой еврейский народ  надеялся именно на пришествие воинственного Мессии-Освободителя Израиля , достойного сына блестящего воина и политика царя Давида. Т.о. , признавая себя Мессией, Иисус никогда не претендовал на  титул «Сына Давида».
РС
Евангелие от Матфея включает вымышленную родословную Иисуса — “того, кого называют Мессией” (Мф 1:16). Генеалогия Иисуса в родословной явно восходит к царю Давиду (Мф 1:1). Ирония в изложении Евангелия заключается в том, что здесь (Мф 1:1-17) и в других местах (Лк 1:26-38) Иисус изображен как потомок будущего мужа своей матери, Иосифа , который является потомком царя Давида и изо всех сил старается быть официально зарегистрированным в качестве такового (Луки 2:4).
 Евангелисты и другие новозаветные авторы видят в Иисусе прежде всего давидического Мессию.  Они ориентируются на родословную Иисуса, согласно которой Иисус  является потомком царя Давида и имеет законное право на трон Давида ( то, насколько евангельская родословная соответствовала действительности, — другой вопрос).

   Можно сказать, что представления Иисуса о статусе Мессии было  необычным  и не соответствовало традиционным представлениям евреев 1 века. Он по-видимому, ощущал  себя Мессией, который должен являться не просто царем, потомком Давида и пророком.Об этом, в частности,Он говорит, комментируя перед фарисеями один из псалмов (Мф 22:42-45; Мк12:35-37; Лк 20:40-44). При этом Иисус отказался точнее пояснить, какова взаимосвязь Бога и Мессии, но явно указал на то, что «не все так просто».
   У нас нет ни одного мало-мальски надёжного высказывания, где Иисус называл бы себя Мессией или хотя бы выражал недвусмысленное согласие на эту роль и титул.
Косвенным аргументом в пользу того, что Иисус мог считал себя Мессией,  является надпись на кресте, описывающая «вину» Иисуса. Согласно Марку (15:26), она выглядела так :«Царь Иудейский.»  Однако, полагаться в решении столь важного исторического вопроса, как мнение Иисуса о своём мессианстве, на мнение Понтия Пилата (или первосвященника Каиафы), весьма рискованно.

    Итак, вынести окончательный вердикт, считал ли Иисус себя Мессией — Царем, очень трудно. С одной стороны, важность титула Мессия для раннего христианства могла иметь место лишь в одном случае: если Иисус никогда прямо не отвергал титула «Мессия». Это может значить либо то, что Он принимал этот титул с оговорками, либо то, что  Он сам ещё не составил окончательного мнения о предназначенной ему роли.
С другой стороны, исключительно важны следующие факты: Сам Иисус не объявлял себя Мессией публично; Иисус не говорил об этом в беседе с учениками. Иисус вообще практически никогда не поднимал мессианскую тему , но Он и не пытался  развеять ложные, с Его точки зрения, представления или уточнить правильную концепцию мессианства.

    Выражение «Сын Божий»  могло означать человека, угодного Богу :
«Блаженны миротворца, ибо они будут наречены СЫНАМИ БОЖЬИМИ!"
«А я говорю вам:любите врагов ваших..да будете СЫНАМИ Отца вашего небесного»...
«Божьими детьми» могут именоваться те, кто сотворён Богом, благодаря Его «деятельности».
   Свою власть прощать грехи Иисус объясняет тем, что она была передана Ему Богом как Божьему «представителю», избранному Им, — и народ «прославлял Бога, давшего такую власть ЧЕЛОВЕКАМ» (Мф 9:8) Будучи «сыном Божьим», Иисус признавал, что все Его силы- от Отца, что Он находится в полной зависимости от Единого Бога.

    Евангельские свидетельства неоднозначны и связаны с мессианским самосознанием Иисуса. Давид в Писании называется "сыном" по отношению к Богу (2 Цар 7:14, Пс 2:7). Мессия — также в каком–то смысле "сын Божий". В 1 Пар 29:23 о Соломоне говорится, что он "сел на престоле Господнем" — так что, очевидно, от сына Давидова ожидается, что он будет сидеть на престоле Божьем. Эта идея также подтверждает, что Мессия рассматривается как наместник Бога.
    Можно предположить, что Иисус видел свой уникальный статус пророка, «Сына Божьего»,-как посланника Бога, что совсем не одно и то же с буквальным , «биологическим» представлением о сыне Бога. Возможно, Он думал о себе как о будущем Царе в Мессианском Царстве:
    Лк 1:32:Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
    2 Цар:7: и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.
    Лк 1:32: «и даст Ему Господь Бог престол Давида. отца Его»
    Лк 1:33: «И будет царствовать над домом Якова навеки и Царству Его не будет конца»»
    2 Цар:13: «Я утвержу престол царства его навеки»
    2 Цар 14: «Я буду ему отцом и он будет мне сыном
    2 Цар 16: «И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки пред лицом моим, и престол твой устоит вовеки»
    Из сравнения описаний будущих событий видно, что речь идёт о будущем правлении «Сына Божьего», наследника престола царя Давида- т.е. Мессии. Т.о. Лука в Благовещении архангела заимствует пророчество 2 Цар,подчёркивая его будущее исполнение Христом. Хотя никаких имён типа «Сын Божий» или «Сын Всевышнего» в 2 Цар нет, Лука заменяет «Мой Сын» (2 Цар 7:14) на имя "Сын Всевышнего".
    Для проповеди Иисуса определяющее значение имело то обстоятельство, что Бог — не просто Владыка и Творец мироздания, но и Отец своим творениям.
Представление о Боге Израилевом как об Отце было хорошо известно древним израильтянам, да и последующему иудаизму. В Книге Исход от лица Бога сказано: «Израиль — сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22)В ряде библейских текстов «Отец» встречается как обращение к Творцу. Например: «Только Ты — Отец наш... Ты, Господи, Отец наш» (Ис 63:16); «Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс 88:26). Более того, в иудаизме времён Иисуса было известно и молитвенное обращение «Отче наш», «Отче мой».
Но одно дело — по привычке величать Бога Отцом, произносить соответствующие молитвы, и совсем другое — впитать это всей сутью своего существа, сделать это центром своей жизни. Иисус ощущал Бога не как абстрактного и далёкого Законодателя, а как живого Отца.
   До момента «исповедования» Петра в истории своего служения Иисус ничего не говорил о себе как о Мессии. Более того: Он неоднократно пытался скрыть сам факт наличия или отсутствия у него мессианских устремлений.
Существует специальный термин для обозначения этого странного явления, которое прослеживается во всех евангелиях: это «мессианская тайна». Ключ к разгадке этой тайны можно получить в ответе Иисуса на вопрос Каиафы :
    «Ты ли Христос, Сын Благословенного?»
    «Я», — отвечает Иисус.
    Но тут же это ясное и лаконичное заявление Иисуса о своем статусе мессии( «Христос») сменяется проповедью, взятой прямо из книги пророка Даниила (7 глава ), которая снова все смешивает и запутывает:
    «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14. 62).
    Первая часть ответа является отсылкой к Псалмам, где Бог обещает царю Давиду, что тот будет сидеть справа от него, «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109. 1). Но слова «грядущего на облаках небесных» являются прямым указанием на Сына Человеческого . Иисус готов принять титул мессии только в том случае, если он будет согласован с его специфической трактовкой в духе книги Даниила — с идеей о «Сыне Человеческом».
    Это наводит на мысль о том, что самосознание Иисуса лежит в расшифровке его уникальной интерпретации образа из Даниила, выраженного словами «как бы Сын Человеческий».
    Хотя загадочный «как бы Сын человеческий» у Даниила нигде явно не подается как мессия, тем не менее, он именуется царем — тем, кто будет править всеми народами земли от имени Бога. Мог ли это иметь в виду Иисус, говоря применительно к себе о Сыне человеческом ?..

   Именование себя «Сыном Человеческим» могло быть намеком на мессианский статус , но в то же время довольно внятно указывало именно на человеческую природу ( связь с царем Давидом в этом определении  Мессии-отсутствует).
   Использование применительно к себе термина «Сын Человеческий» позволяло Иисусу перед последователями открыть свой мессианский  титул , который в то же время всегда можно было «защитить»  как используемый в манере Иезекииля.
РС
Выражение «Сын Человеческий» у Иезекииля — это обычный способ сказать просто «человек». Он часто используется  когда Бог обращается к пророку:
«…и Он (Бог)сказал мне: «сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою».(Иез., 2: 1.)  По-видимому, это выражение подчеркивает  бесконечно более низкое положение человека по отношению к Богу .

   Выражение «Сын Человеческий» у Даниила имеет  и другой смысл:это человекоподобный эсхатологический судья. Так же понимал этот термин Иисус и  так описал это в притче :
«Когда Сын Человеческий придёт со славой в окружении всех ангелов, он воссядет на царском престоле . И он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую руку от себя, а козлов — по левую..." (Мф 25:31–46).
Сын Человеческий это — космический судья последних времен.
Иисус сказал Двенадцати: Вы прошли вместе со мной через все испытания… Когда Сын Человеческий воссядет на престоле славы, тогда и вы… сядете на двенадцати престолах как правители и судьи двенадцати племен Израилевых (ср. Мф 19:28; Лк 22:28–30).

   Не вызывает сомнений , что не один Петр считал Иисуса Мессией уже при его жизни. Иначе Пилат не приказал бы написать на кресте: «Царь Иудейский».
     С другой стороны, как видно из некоторых речений, о Сыне Человеческом, который должен прийти, Иисус говорил как о другом лице не  только потому, что хотел остаться тайным Мессией. Вначале Он, вероятно, и в самом деле ожидал другого, но с течением времени все больше и больше убеждался, что Он сам и есть Сын Человеческий, который должен прийти.

        Человекоподобный и величественный, восседающий на престоле божественной славы эсхатологический судья — таков Сын Человеческий у Даниила.Мог ли Иисус из Назарета вообразить себя кем-нибудь подобным?  Учитывая, что Он ощущал себя избранником Бога, Его слугой, единственным сыном, которому открыты тайны Небесного Отца, —  вполне возможно. Именно ощущение своего величия в конце концов могло побудить Иисуса открыто и прямо отождествлять себя с Сыном Человеческим,  который  в иудаизме времен Иисуса порой отождествлялся с Мессией.
   
      Хотя первое и основное  значение титула «Сын Человеческий»— это просто человек, в апокалиптических видениях Книги Даниила данное выражение используется в необычном контексте, когда образным языком предсказывается смена хищных мировых империй — Вавилонской, Мидийской, Персидской, Греческой — владычеством Бога:
    «Видел я в ночных видениях: вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И ему была дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему. Владычество его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство его не разрушится «Дан 7:13–14
Отрывок Дан 7:13–14 оказал колоссальное влияние на иудейскую и христианскую экзегезу: как иудеи, так и христиане пытались найти в нём указание на свои представления о конце времён.

    В евангелиях Иисус называет себя «Сын Человеческий», говоря о себе в третьем лице («сын человеческий» = «человек»), напр., «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк 2:28) ; «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20).
     Иисус также применял по отношению к себе выражение "Сын Человеческий" в трактовке Дан .7, т.е.  как эсхатологический судья, который восседая на троне в окружении небесных воинств, будет судить все человечество.

                СЧИТАЛ ЛИ ИИСУС СЕБЯ БОГОМ?
     Первое  знаменательное событие , говорящее о  самосознании Христа, произошло, когда 12-летний Иисус с родителями пришел в Иерусалим на празднование Пасхи. Он незаметно для них остался в Иерусалиме ,и когда через три дня Мария с Иосифом нашли Его в Храме беседовавшим с учителями, на слова матери, что они «с великой скорбью» искали Его, Иисус ответил: «Зачем вам было искать меня? Или вы не знали, что мне ДОЛЖНО быть в том, что назначено  Отцу Моему?».
    Особенность самосознания евангельского Иисуса Христа в том, что оно соединяется с Его «богосознанием». Будучи человеком, Иисус телом своим принадлежал к физическому миру, но по своему духу был  чужим людям : Он был «не от мира» (Ин 17:16). Иисус сознавал себя отдельным от общества людей; Он не говорил «Отец наш, Бог наш», но «Отец Мой и Отец ваш, Бог Мой и Бог ваш» ( Ин 20:17, Мф 10:20).  То, почему Иисус  мог сознавать  себя чуждым миру, была Его исключительная связь с Богом, Он жил Отцом Небесным,ощущал  Его в Себе:
 «Все передано  Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф11:27). «Я знаю Его потому, что Я от Него и Он послал Меня» (Ин 7:29) Он утверждал , что говорил не сам от себя: «Мое учение не Мое, но пославшего Меня» (Ин 7:16). « Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые Я говорю вам,говорю не от себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Слова, которые вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин 14:10. 28) «Видевший Меня, видит пославшего Меня» ( Ин 12:45).
И наконец — признание: «Я и Отец одно»:
« Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей;
Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец — одно.»(Ин 10:24-30).

      Но несмотря на обилие подобных утверждений в Ев. от Иоанна, едва ли можно сомневаться в том, что Сам Иисус никогда не помышлял выдавать себя за воплотившегося Бога. Такого рода идея  чужда иудаизму , и в евангелиях синоптиков нет ни следа чего-либо подобного; намеки на нее встречаются лишь в той части четвертого евангелия, которую менее всего можно считать отголоском истинных идей Иисуса. Иногда Иисус как бы принимает даже меры к тому, чтобы отвергнуть подобного рода учение . Даже и в четвертом Евангелии обвинение в том, что Он объявлял себя Богом или равным Богу, выставляется клеветой со стороны иудеев (Ин.5:18; 10:33). В этом же Евангелии Иисус заявляет, что Отец более его (Ин.14:28). Сверх того, Он признает, что Отец открыл ему не все (Мк.13:35). Он считает себя выше обыкновенного человека, но от Бога его отделяет целая бесконечность. Он Сын Божий, но и все люди сыны Бога или могут до известной степени сделаться таковыми. Однако Он — уникальный Сын Божий по степени  богоощущения в себе.

     Вернемся к  словам Иисуса в Евангелии от Иоанна: «Я И ОТЕЦ-ОДНО».
Представление о Боге Израилевом как об Отце было хорошо известно древним израильтянам, да и последующему иудаизму. В Книге Исход от лица Бога сказано: «Израиль — сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22)В ряде библейских текстов «Отец» встречается как обращение к Творцу. Например: «Только Ты — Отец наш... Ты, Господи, Отец наш» (Ис 63:16); «Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс 88:26). Более того, в иудаизме времён Иисуса было известно и молитвенное обращение «Отче наш», «Отче мой».
Но одно дело — по привычке величать Бога Отцом, произносить соответствующие молитвы, и совсем другое — впитать это всей сутью своего существа, сделать это центром своей жизни. Иисус ощущал Бога не как абстрактного и далёкого Законодателя, а как живого Отца.

      На  слова :"Я и Отец ; одно»  ссылаются, чтобы чтобы доказать, что Иисус и его Отец Небесный- две составляющие триединого Бога.Что же имел в виду Иисус, произнеся их?  Иисус утверждает, что Он совершает дела во имя своего Отца и  говорит о символических овцах, которых ему дал Его Отец.Оба высказывания были бы бессмысленны для его слушателей, если бы Он и Его Отец были одной и той же личностью. Напротив, Иисус, по сути, сказал: "Мой Отец и я связаны такими тесными узами, что никто не может похитить у меня овец, так же как никто не может забрать их у Моего Отца". Сын и его отец - не могут быть одним и тем же лицом; их двое, и их связывают крепкие узы единства .Они - "одно" в том смысле, что имеют одни и те же намерения и ценности. Иисус не только не свидетельствует о Своей независимости от Бога , напротив, Он говорит, что Сын ничего не может делать сам от себя, но только то, что, как Он видит, делает Отец, — то же делает и Сын .
Такие крепкие узы единства не делают Бога и его Сына, Иисуса, неотличимыми друг от друга. Они - две личности со свойственными им отличительными чертами. У Иисуса есть свои чувства, мысли, опыт и свобода воли. Тем не менее, Он Сам решает подчинить свою волю Отцу: "Пусть будет не Моя воля, а Твоя "(Лк 22:42)». Эти слова были бы бессмысленны, если бы Его воля не отличалась от воли Его Отца.. Две воли – две личности.Иисус «преклонив колени, молился» явно не самому себе, а Богу.

Итак, говоря: „Я и Отец -одно“ , Иисус имеет в виду самые тесные узы, которые только возможны между двумя личностями. Иисус - это «названный» («приемный») Сын Бога. «Христос» - означает «помазанник». Кто же это может  «помазать» Бога?
Он в своем Отце и Отец в нем. Он живет в своих учениках и всюду с ними ; Он и его ученики составляют одно целое, как и Отец Его с Ним — одно целое.
Крайне маловероятно, что кто-либо при жизни Иисуса имел  в виду, что Иисус — это Бог.

    Таким образом, дать однозначный ответ, кем мог считать Себя Иисус,  основываясь на евангельских текстах, — мы не можем. Он существовал в полном теоцентризме: в центре для Него был Бог . Иисус считал, что Бог возложил на Него миссию колоссальной важности, — большей важности, чем на кого-либо из предыдущих пророков. Но Он считал, что главное в этой миссии — не в том, чтобы стать главным самому, но чтобы сделать главным для людей Бога :«Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили...» Мк 10:45).
   Он не называл себя Мессией, возможно полагая связанные с этим титулом военно-политические ассоциации неуместными. Для Него  самое главное было — богообщение, исполнение заповедей и ощущение себя Сыном Божиим. В особо торжественные минуты он называл себя именно Сыном, а не Мессией. Название "Сын Божий", или просто "Сын" стало для Иисуса аналогичным с "Сыном Человеческим", а следовательно, и синонимом Мессии, с той только разницей, что он называл сам себя только "Сыном Человеческим" и, по-видимому, никогда сам не присваивал себе названия "Сына Божия".

    Можно предположить, что самоопределение Иисуса как «Сына Человеческого», восходит к  седьмой главе книги пророка Даниила. Иисус воспринимал себя , вероятно, как того, кому должны быть переданы Царство, сила и власть. Такое самоопределение показывает, что Иисус видел в Себе своего рода "наместника Бога". В одном речении, с большой вероятностью аутентичном, Он заверяет своих учеников:
    "Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьете за трапезой в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен" (Лк 22:29–30). Эгоистичное беспокойство учеников о том, достанутся ли им почетные места, когда Иисус придет "во славе" (Мк 10:35–45),  по всей видимости, выросло из убеждения, что Иисус — действительно "Сын Человеческий", через которого будет восстановлен Израиль и утвердится Царство Божье.
                ххх               

     Только спустя 300 лет после смерти  Иисуса Христа , после  первого Никейского Собора 325 года ,христиане   стали  называть Его  Богом.   
Матфей, Марк и Лука, авторы первых трех Евангелий,  не считали Иисуса Богом  (Мк 10:18; Мф 19:17).Хотя  они и верили в превосходство Христа  над остальными творениями, они все же не ставили Его на одну ступень с  Всевышним.
    Иоанн передает слова Иисуса: «…ибо Отец Мой более Меня» (Ин 14:28). Павел заявляет, что глава каждой женщины – это ее муж, каждого мужчины – Христос, а глава Христа – Бог («1-е Коринфянам» 11:3).
Есть лишь один истинный Бог – тот, кому поклонялся Иисус: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин17:3).
   «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им:
«…Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас…» («Деяния 2:22)».
Петр, как и другие ученики , считал, что Господь совершал чудеса руками Иисуса, чтобы показать людям, что Он поддерживает этого Человека. Петр не расценивал чудеса как доказательства божественности Иисуса.Для Петра Иисус был человеком, служившим Господу.
Из обращений Петра к Богу очевидно, что Иисус и Бог два совершенно разных субъекта. Например:«Сего Иисуса Бог воскресил …» («Деяния» 2:32)

    Бог в Библии устами пророка  так заявляет о Себе:
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного»(Исайя 45:5-6).
    Ученики, как и прочие иудеи, прекрасно знали, что « Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).
    Если кто-то скажет, что Иисус был Богом, но принял образ слуги и оттого перестал быть всезнающим, это будет означать, что Бог изменился. Но Бог не меняется, как сказано в Книге пророка : «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь…» (Мал.3:6).
   Господь сообщает в Библии: «…прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Исаия 43:10).

   Иисус заявляет:« Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» (Евангелие от Марка 12:29-30)
«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10:17-18).
Иисус прочитал главную заповедь Книги Второзакония (6:4-5), тем самым дав понять, что она не просто  в силе, но и до сей поры самая главная из всех заповедей.  Иисус  подчеркнул: Бог – один.  И  книжник  «сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его» (Мк 12:32).

                Первый среди праведников

   Хотя в  Евангелии не сказано, что Иисус почитал себя  божеством,  тем не менее, это можно ощутить из общего «тона» различных Его высказываний, беспрецедентным властным тоном его проповеди. Иисус говорит от первого лица в превосходной степени так, как  « говорит»о себе Бог, «слова» которого передают пророки. : «Говорю вам, что здесь Тот, кто больше Храма» (Мф 12.6),  а в книге откровения Иоанна  и вовсе читаем: «Я есмь первый и последний» (1.17).
    Всевышний может позволить Себе сказать: «нет подобного Мне» (Исход 9.14), или: «нет более Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего» (Исайя 45.21). Бог праведен в собственных глазах и это воспринимается как должное. Но человек — другое дело. Из Библии следует, что чем праведнее человек, тем более смиренный облик он имеет, тем более скромной оценки относительно себя придерживается. «Я прах и пепел» (Бытие 18.27), говорил о себе Авраам, почитающийся иудаизмом столпом праведности.
   С одной стороны, поразителен  этот тон «власть имеющего» , но  с другой стороны, для Иисуса в равной мере  характерен  и тон заниженной самооценки:
«..Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что этот пошел оправданным в дом свой более нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук 18.10-14)
Омовение ног ученикам, описанное в Евангелии Иоанна, - событие, характеризующее крайнее смирение Иисуса Христа : (Ин. 13:3-17).

    Как правило , самопревозношение  можно встретить лишь среди сумасшедших и некоторых находящихся на грани сумасшествия сектантских лидеров. Но когда читатель Евангелия наталкивается на слова типа: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф28.18), то у него  невольно может возникнуть вопрос: если отбросить вышесказанное предположение, то вроде бы легитимно  возникает другой вопрос: а не Сам ли это Всевышний облекся в плоть и кровь? Может ли кто-нибудь, кроме Бога, позволить себе говорить в тоне Бога?

    Уже не раз подчеркивалось, что понять исторического Иисуса можно только в контексте современной ему культуры и религии, т.е. существовавшего тогда иудаизма.
Парадоксально, но согласно еврейской традиции, в «тоне» Бога может говорить праведник, первый из праведников! Так, слова Зогара сказаны еще в более превосходной степени : «Благо для них, что я нахожусь в мире и являюсь знамением для мира, ибо во дни мои миру не угрожает несчастье и не будет судим высшим Судом. После меня уже не восстанет поколение, подобного этому, и останется мир без заступника своего» (Зогар 1.224б).
    Первым, у кого проскальзывают интонации самосознания своей праведности, является, по всей видимости, тот, за кем в истории и закрепилось такое имя, а именно – кумранский Учитель Праведности.
Схожий с евангельским тон кумранских гимнов отмечают многие исследователи:«Из тех гимнов, которые были обнаружены в Кумранах, восстает образ мессианского вождя, ставшего великим в мистическом смысле и видящим себя самого сидящим в небесах «на троне божественной мощи». Он .. даже говорил о себе «кто подобен мне среди богов?» Эти и другие изречения заставили мудрецов его поколения, прежде всего Гилеля, отлучить этого мессию и его приверженцев».
Создается впечатление, что претензия быть первым среди праведников каким-то образом связана с мессианским призванием.
Но говоря о себе самом в тоне Всевышнего, иудейский праведник остается только человеком;за этим «тоном» еврейского праведника стоит по-видимому, осознание своей миссии.
Иными словами, высокая самооценка праведника может быть связана с тем, что в какой-то момент праведность начинает переживаться им как специфическая миссия,  Именно осознание этой миссии может придавать праведнику власть и силу говорить о себе в превосходной степени, не отождествляя себя самого при этом с Богом, но лишь сознавая, что он «как Бог».
«Тон» – это как бы признак принятия на себя всей полноты ответственности за мир. В определенной точке из восприемника света ,каковым является всякий человек, праведник может превращаться в его источник, т. е. превращаться в Светоча.


 


Рецензии
"Счастлив ты, Симон, сын Ионин.., "
Якобы (Мф 16:17).
К чему Вы искажаете цитату?
То ли Вы искренне не чувствуете, насколько нелепо она звучит, насколько чужеродно там слово "счастлив", то ли делаете это намеренно.

"Блажен, ты, Симон, сын Ионин..."
И тогда Заповеди блаженства логично трансформируются в Заповеди счастья?
Да уж.

Светлана Энь   17.06.2024 09:57     Заявить о нарушении
Вы употребляете это слово в русском, и вряд ли в сознании русского человека
счасливый = "отказавшийся от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении;"

Светлана Энь   18.06.2024 12:32   Заявить о нарушении
И совершенно непонятно тогда, почему в Синодальном переводе употреблены именно слова "блаженный" и "блаженства", а не " счастливый" и " счастье"? Неужели те люди глупее были и не догадались?

Светлана Энь   18.06.2024 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.