Корсар Юлианы Малхасянц в Красноярске

«КОРСАР» ПО-СИБИРСКИ

Российское балетное пространство ознаменовалось новым прекрасным спектаклем: Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского представил на своей сцене премьеру балета «Корсар» Адольфа Адана (1803 – 1856) в хореографии и постановке Юлианы Малхасянц.

Либреттист Жюль-Анри  Венуа де Сен-Жорж создал либретто на основе поэмы Джоржа Байрона «Корсар». Серьезное участие в работе над сюжетом принимал инициатор постановки спектакля Жозеф Мазилье, который стал первым хореографом «Корсара».

Из 18-ти балетов Адана, мэтра французского музыкального театра, чьи произведения шли на сценах главных европейских театральных столиц –  Парижа, Лондона, Петербурга, Москвы, только «Корсар» и «Жизель» сохранили интерес к себе и через полтора века.

В репертуаре едва ли не всех театров оперы и балета обязательно есть «Корсар». Но так сложилось, что не только хореография «Корсаров» в ХХ и XXI веках отличается друг от друга, но и музыка. Музыку меняли, добавляли различные номера с музыкой других композиторов. Каждый балетмейстер и режиссёр-постановщик создавали своего «Корсара». Тем не менее, в основе оставался рисунок танца и сюжет, придуманный тремя столпами балета – Жозефом Мазилье, Жюлем Перро и Мариусом Петипа.

Свой «Корсар» получился и у хореографа-постановщика красноярской версии
Юлианы Малхасянц, в прошлом – ведущей характерной танцовщицы Большого театра. Основа – академическая, но есть и обновления: например, картина «Оживленный сад» представлена полностью в авторской хореографии Малхасянц, скорректированы и сюжетные линии – убрано всё, что усложняло и затягивало действие. В постановке использована музыка Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Рикардо Дриго, Юлия Гербера, Бориса Фитингофа-Шеля, Шарля-Мари Видора.

Роскошные, грандиозные декорации создала главный художник Красноярского оперного театра Мария Высотская, а великолепные, яркие, разнообразные костюмы – художник по костюмам Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону). Музыкальный руководитель и дирижер – Эльдар Нагиев.

Так счастливо совпало, что все составляющие спектакля были созданы очень талантливыми авторами, поэтому и впечатление от балета – ах!

Но всё по порядку. Впечатляюще-грозный видео-шторм в прологе (художник по видео-контенту Дмитрий Иванченко), в результате которого корабль корсаров терпит бедствие. Они выходят на берег, а здесь – красота неземная: на заднике сцены – мечети и минареты, пышная зелень, южные деревья с густым кронами, а на площади - рынок невольниц. С колосников затейливым узором свисают фрагменты восточных ковров, словно ламбрекены.

Но шедевр сценографического искусства – грот во второй картине, занявший собой всю широкую и высокую сцену театра. Абсолютно роскошный, «живой», создающий не только впечатление объемности, но и ощущение того, что зрители не смотрят на него из зала, а находятся в нем вместе с корсарами и спасенными ими невольницами. В части грота, которая ближе к заднику, - освещенный ярким солнцем вход, он же выход, а сразу за ним – море. Разные части грота освещены по-разному «естественным» рассеянным светом (художник по свету Ирина Вторникова), а, кроме того, в разных его частях горят факелы, это создает впечатление реальности и грота, и происходящего в нем.

Во втором действии - изумительный оживленный сад, в котором на высоких деревьях висят золотые клетки с павлинами, причем, павлины так искусно сделаны, что выглядят как настоящие. А на танцовщицах-наложницах не пачки, а изящные, воздушные юбочки, которые сшиты, конечно, из тканей, но создают впечатление, что из перьев. Такое оформление картины символизирует, что наложницы – как и павлины, - птицы в золотых клетках. В какой-то момент они выстраиваются вокруг Медоры (Анна Кудрявцева и Екатерина Булгутова), волею судеб попавшей в неволю, и, словно в клетке, ее закрывают.

Возлюбленная Конрада Медора обычно не имеет ярко выраженных трагедийных сцен. Но Малхасянц усугубила историю пленения и другие трагические события её жизни, для чего специально поставила на неё печальный монолог, где она, попав в гарем Сеид-паши, ощущает себя птицей в клетке.

Если в старых балетах обычно активность проявляет Гюльнара, мечтающая стать любимой женой Сеид-паши, то в красноярской версии Медора тоже совершает решительные действия, помогая Конраду бежать.

«В образе Медоры главное не ёё внешняя красота, а сила духа – это героическая партия, - считает Анна Кудрявцева. - Медора – гречанка, и попав в гарем Сеид-паши (Кирилл Литвиненко и Егор Осокин), она совершенно не готова смириться с неволей и использовать влюбленность Сеид-паши себе во благо. В этом ее принципиальное отличие от другой наложницы, Гюльнары».

Медора абсолютно свободолюбива и бесстрашна, как и Конрад (Юрий Кудрявцев, Георгий Болсуновский, Матвей Никишаев), возможно, именно поэтому их сразу так потянуло друг к другу. Ей легче погибнуть, чем жить в неволе, как пойманной птице. Эта партия требует виртуозного исполнения, чтобы всем стало очевидно: в этой девушке действительно есть нечто, что выделяет ее из других невольниц. К чести обеих исполнительниц Медоры они продемонстрировали не только превосходную техническую оснащенность и выразительную пластику, но и, как настоящие драматические актрисы, создали убедительный психологический образ возлюбленной Конрада – смелой, умной, женственной, кокетливой, манкой.

«Из Конрада можно вылепить любой образ, исходя из индивидуальности артиста, -хоть романтика, хоть брутального воина, - рассказывает Юлиана Малхасянц. - И если исполнителям этой партии в нашем спектакле Матвею Никишаеву и Георгию Болсуновскому по их психосоматике ближе героика, то Юрию Кудрявцеву, конечно, романтизм. Партия также уникальна тем, что ее может позволить себе исполнять любой технически оснащенный артист. В истории этого балета ее танцевали мужчины с абсолютно разной фактурой – высокие, низкорослые, как с классическими линейными ногами, так и с короткими мышцами. И при этом все смотрелись в ней очень органично».

Групповой танец корсаров – все танцовщики высокие, сильные, как на подбор – могучий вихрь мужской энергии, перед которой нет преград. Виртуозный Бирбанто в первом спектакле -  премьер балетной труппы Георгий Болсуновский (затем Кирилл Булычев и Олексий Скалюн) поражал мощью, высокими прыжками, из которых он чисто, фиксированно приземлялся в одну точку, не переступая, не шелохнувшись! Также энергично и виртуозно в следующем премьерном спектакле Георгий исполнил Конрада. Не уступал в Болсуновскому и другой премьер труппы – Юрий Кудрявцев, только в образе его Конрада превалировала лиричность.

Что касается Гюльнары (Олеся Алдонина, Елена Михеечева, Анастасия Нигматулина), то у нее одна задача – стать любимой женой Сеид-паши. Ради этого она готова пойти на любые ухищрения. В балете есть одна деталь - положение любимой жены подчеркивает специальный палантин, бдительно охраняемый Евнухом (Александр Моисеев и Илья Хапров), которого Гюльнара в одной из сцен всячески пытается очаровать, чтобы заполучить это сокровище. «На самом деле она соблазнительно танцует не для Евнуха, а для паши, наблюдающего за этой сценой, - говорит  Олеся Алдонина, исполнившая партию Гюльнары в первом спектакле. -  Каждым движением, каждым жестом она старается продемонстрировать ему, что именно она – самая прекрасная женщина в его жизни и ему не надо заглядываться на других».

В постановке Малхасянц Сеид-паша – богатый молодой правитель, красивый, в расцвете лет, а не седовласый старик, каким его обычно изображали. Поэтому вполне возможно, что Гюльнара действительно любит его, а не просто стремится утвердить свой статус в его доме. Олеся Алдонина считает, что Гюльнара – явно благородного происхождения: «Мне кажется, претендовать на первенство в гареме могут только женщины, которых с детства готовили занять высокое положение в обществе. В ней есть ощущение самоценности, а отсюда строится и поведение, и стиль, и пластика. И если она очаровывает Сеид-пашу не корысти ради, а борется за свою любовь, тогда это беспроигрышный вариант – такая женщина просто не может проиграть». Именно поэтому дуэт Гюльнары и Сеид-паши такой неожиданный.

Есть в балете и юмор, и комические сцены: очень забавно подан образ Евнуха, а на старом работорговце Исааке Ланкедеме (Иван Карнаухов и Денис Костылев) лежит основная комедийная нагрузка.

Балет Малсахянц насыщен самыми разнообразными танцами, в нем есть и изумительно красивые верховые поддержки, и усложненное фуэте, когда балерина исполняет его с красиво поднятой полукругом вверх рукой (в третьей позиции), и танец одалисок, и танец невольников (pas d’esclave), и кипящие энергией и напором групповые танцы корсаров, и захватывающие дух прыжки солистов, например, высокий прыжок вверх с ногами, согнутыми как у Золотого божка в «Баядерке» –  итальянский шанжман), и вариации, и адажио, и дуэты, - и всё это было исполнено с таким блеском, что спектакль покорил сердца самых искушенных балетоманов.

За пультом стоял музыкальный руководитель «Корсара» Эльдар Нагиев, который сделал всё возможное для того, чтобы спектакль получился эффектным и запоминающимся. Красноярский «Корсар» настолько красивый, гармоничный и эмоциональный, что его можно смотреть все 365 дней в году, и он не надоест – красота же не приедается!


Рецензии