Илья Репин. С вилами на пушки

  (Статья Ильи Репина из журнала "Русская история" (две тысячи двадцать первый год, девятый номер, страница двадцать)).
  В тысяча восемьсот двенадцатом году, когда армия Наполеона вторглась в пределы Российской империи, простой народ не остался в стороне. Русские крестьяне поднялись на борьбу с врагом.
  Вторжение Наполеона в Россию вызвало ожесточённое сопротивление народа. По словам Льва Толстого, поднялась "дубина народной войны". Во многих районах стали создаваться партизанские отряды, одним из них был отряд Герасима Курина.
  Подробными сведениями о жизни Герасима Матвеевича до тысяча восемьсот двенадцатого года мы не располагаем. Однако известно, что родился он в тысяча семьсот семьдесят седьмом году в деревне Павлово (ныне - город Павловский Посад) Московской губернии.
  Курина часто называют крепостным крестьянином, однако это не совсем так. Деревня, в которой он родился, ещё при Иване Грозном стала собственностью Троице-Сергиева монастыря, а позже, когда Екатерина Вторая провела секуляризацию церковных владений, превратилась в государственное имение. Так что Герасим Курин был не помещичьим, а государственным крестьянином. Такие крестьяне несли повинности в пользу государства, но помещики над ними не стояли.
  Как правило, государственные крестьяне испытывали нужду в земле, поэтому активно занимались торговлей и ремёслами. Вот и отец нашего героя - Матвей Курин - владел в родной деревне лавкой-мастерской. Видимо, в этой лавке и работал молодой Герасим. Потом он женился, у него появились дети - два сына.
  В тысяча восемьсот двенадцатом году односельчан Курина поразила новость: огромная иноземная армия движется прямиком к Москве. Крестьяне решили формировать партизанское ополчение. Его главой выбрали Герасима Курина, который с детства проявлял лидерские качества и пользовался всеобщим уважением. Помощником Курина стал волостной старшина Егор Стулов. Они вдвоём сначала создали, а затем взяли под своё командование партизанский отряд.
  Наполеон занял Москву в начале сентября. Французский император думал, что на этом война закончится. Но для русского народа она только начиналась.
  Дисциплина в армии Наполеона стала падать, а продовольственные запасы в Москве подходили к концу. Чтобы избежать голода и мародёрства, французский император - по плану начальника штаба маршала Бертье - разослал многочисленные части своей армии по территории Московской губернии. Эти части должны были добывать провиант, чтобы поднять боевой дух деморализованных солдат.
  В Богородский уезд был послан Третий корпус под командованием "храбрейшего из храбрых" - маршала Мишеля Нея. Этот корпус насчитывал - по разным оценкам - от восьми до четырнадцати тысяч солдат.
  Первыми из корпуса Нея до Богородска (ныне - Ногинск) добрались Двадцать четвёртый лёгкий пехотный полк и небольшой эскадрон вюртембергской кавалерии. Затем к городу подошли и остальные части.
  В маленьком Богородске не было столько жилых строений, чтобы вместить всех солдат корпуса Нея. Поэтому французский маршал распорядился строить лагеря и склады по всему городу. Но в это время жителей в Богородске уже не осталось. Забрав пожитки, они ушли в леса, чтобы не стать жертвами мародёрства французских войск.
  Курин и Стулов к этому моменту уже сформировали партизанский отряд. Они не могли спокойно смотреть на то, как по их родной земле топчутся французские полки с целью поживиться.
  А французы вели себя, прямо скажем, бесцеремонно. Например, рядом с Богородском, в селе Успенском, они обнаружили церковь Успения Пресвятой Богородицы, а невдалеке - пороховой завод помещика Губина. Французские солдаты разграбили и сожгли церковь и завод, хотя приказ начальства запрещал им заниматься грабежами и осквернением православных храмов. Но моральное разложение армии Наполеона было таково, что солдаты плевать хотели на любые приказы.
  Поначалу отряд Курина и Стулова был совсем небольшим - около двухсот человек. Но главная проблема заключалась даже не в малой численности, а в недостатке вооружения. Курин понимал, что с одними вилами и топорами лезть на хорошо вооружённых французов не имело смысла.
  Партизаны подали прошение командиру Владимирского ополчения князю Борису Голицыну. Он всячески хотел помочь крестьянам, выступившим против врага, но силы самого Голицына были ограничены. Князь смог выделить Курину лишь небольшой отряд кавалерии - около двадцати казаков.
  Тем не менее отряду Курина удалось одержать ряд побед. Прознавшие об этом местные жители спешили присоединиться к партизанам, в итоге отряд заметно увеличился - в него входило уже несколько тысяч пехотинцев и несколько сотен вооружённых всадников.
  С двадцать пятого сентября по первое октября произошло семь боевых столкновений партизан Курина с солдатами маршала Нея.
  Первая стычка произошла двадцать пятого сентября у деревни Большой Двор, что недалеко от села Вохна - центра родной волости Курина и Стулова. Партизаны переправились через реку Клязьма, после чего напали на проходящий мимо отряд французских фуражиров. Произошедшее далее трудно назвать сражением, так как фуражиры, увидев озлобленных и страшно орущих крестьян, пустились наутёк - к ближайшему лесу. Партизаны захватили несколько ружей и повозок с лошадьми.
  На следующий день Курин узнал, что французы намереваются захватить, ограбить, а затем сжечь деревню Грибово. Допустить этого партизанский командир никак не мог. Он напал на французов. Те, как и днём раньше, увидев вооружённых крестьян, убежали в лес. Обоз с провиантом стал добычей партизан.
  Маршал Ней пребывал в бешенстве. Дерзость партизан не давала ему покоя. Он послал против них отряд кавалерии в два эскадрона. Это было ошибкой - для борьбы с партизанами Курина требовалось больше войск.
  Двадцать седьмого сентября французская кавалерия оказалась в деревне Субботино. Обнаружить партизан не удавалось. Французы думали, что они в лесу, и послали парламентёров. Переговоры ни к чему не привели.
  И тогда из леса на неприятеля напала конница Курина. Враг дрогнул и бежал. Но навстречу французам уже шла конница Стулова. Началась жестокая битва.
  Итоги оказались потрясающими: партизаны захватили два десятка лошадей и трёх французских гусаров, которых вскоре отправили в город Покров под охрану Владимирского ополчения. Всего же французы потеряли убитыми почти двадцать человек. Самое удивительное, что среди партизан убитых вообще не было.
  Следующим утром враг остановился у деревни Назарово. Французы обустроили лагерь и разослали патрули для поиска лошадей и гусаров, захваченных накануне партизанами. Тем временем из Покрова прибыл Курин, получивший от князя Голицына очередное подкрепление. Партизаны вместе с казаками обратили противника в бегство и гнали его несколько километров.
  Пятая стычка между "куринцами" и солдатами маршала Нея произошла двадцать девятого сентября. Днём французские кавалеристы явились в деревню Трубицино и украли у местных жителей стадо овец. Вскоре на французских мародёров напала партизанская конница. Мало того что стадо у врага было отбито, так неприятель потерял ещё десять повозок и двадцать лошадей. Пятнадцать солдат были убиты. Партизаны опять обошлись без потерь, лишь несколько человек получили ранения.
  Днём позже отряд Курина атаковал французских фуражиров в деревне Носырёво. Противник вынужден был отступить, потеряв в стычке трёх человек.
  К этому времени численно выросший партизанский отряд разделился на несколько частей, которыми, кроме Курина и Стулова, командовали сотник Иван Чушкин и волостной старшина Емельян Васильев.
  Первого октября произошло последнее - седьмое - сражение. На этот раз - в центре волости, в селе Вохна. Мишель Ней - прославленный наполеоновский маршал - тщательно готовился к этой битве. Не мог же он проиграть крестьянам седьмую схватку подряд!
  Но Курин пошёл на хитрость. Днём к селу подошли два французских эскадрона с целью купить у крестьян продовольствие. Эскадроны встретила депутация во главе с самим Куриным. Крестьяне согласились на торговлю и просили фуражиров проследовать за ними.
  И тут началась бойня. Сражение было самым масштабным из всех, в которых довелось поучаствовать партизанам Герасима Курина. Французы отчаянно сопротивлялись, но всё же дрогнули и потерпели поражение. Они потеряли несколько сотен убитыми. Погибли также двенадцать партизан.
  Курин ощутил всю силу своего отряда. Он был настолько уверен в себе и своих людях, что на следующий день решил освободить от французских захватчиков город Богородск. То есть вступить в бой с самим маршалом Неем!
  Но к этому времени Ней уже успел получить от Наполеона приказ об отступлении. Третий корпус покинул Богородск.
  Герасим Курин, Егор Стулов и Иван Чушкин были награждены Георгиевскими крестами и медалями "За любовь к Отечеству" - специальной наградой для крестьян Московской губернии, участвовавших в партизанском движении.
  После войны крестьяне-партизаны вернулись к прежней жизни. Курин, пользовавшийся заслуженным уважением односельчан, дожил до преклонного возраста и умер в тысяча восемьсот пятидесятом году. Его именем названы улицы в Москве и Павловском Посаде.


Рецензии