Эдуард Шауров. Последний Ахеменид
(Статья Эдуарда Шаурова из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать первый год, сорок пятый номер, страница шестнадцать)).
Более двух с половиной тысяч лет назад, при правлении Ахеменидов, Персидская империя достигла пика своего могущества. Дарий Третий считается последним царём из этой знаменитой династии. Но человек это был весьма умный и расчётливый, хотя под конец жизни и растерял всю свою удачу.
Проиграв войну с Александром Македонским, он практически подписал приговор собственному государству, был смещён бывшими сподвижниками и убит во время отступления из Экбатаны. Последний правитель Персии родился в триста восемьдесят первом году до нашей эры. Он носил имя Кодоман, был правнуком Дария Второго, но относился к боковой ветви рода и видов на престол не имел, поэтому, собственно, и остался жив во время "чисток", устроенных Артаксерксом Третьим Охом, уничтожавшим конкурентов.
Будущий царь начинал карьеру в должности рядового гонца при дворе, но сумел обратить на себя внимание и пошёл в рост, добравшись до должности сатрапа (правителя) Армении, самой северной административной единицы Персии.
Так получилось, что в начале тридцатых годов четвёртого века до нашей эры царь Артаксеркс Третий наделил огромными полномочиями евнуха-египтянина по имени Багой, практически сделав его правителем Персии. Обладая огромной властью и богатством, Багой понимал, что в силу объективных причин не может ни занять трон официально, ни стать основателем новой правящей династии, но править хотел, и желательно без помех. Воспользовавшись влиянием на придворного лекаря, он отравил Артаксеркса и возвёл в цари его сына, а затем, разочаровавшись в сыне, ибавился и от него. Чтобы оставаться у руля, Багою требовался ставленник: Ахеменид, но не первого разряда, а тот, кто будет создавать видимость законного правления и не будет мешать властителю закулисному. Подходящей кандидатурой выглядел сатрап Армении Кодоман.
В триста тридцать шестом году до нашей эры правнук Дария Второго неожиданно для самого себя получил титул царя царей и стал Дарием Третьим. Правда, Багой и на этот раз остался недоволен. Однако новый царь оказался не промах и просто так угробить себя не дал. Вместо этого он сам расправился с кастрированным куратором и начал править самостоятельно.
Так в возрасте сорока пяти лет бывший сатрап Армении сделался единоличным правителем Персидского государства. Примерно в это же время в соседней Македонии царя Филиппа сменил его сын Александр. Новость потомка Ахеменидов совершенно не встревожила. А зря! Организованный македонцем военный поход в скором времени стал приговором для Персидской империи. Весной триста тридцать четвёртого года до нашей эры Александр во главе сорокатысячной армии перешёл пролив Геллеспонт и вторгся во владения Дария.
Первое столкновение произошло на реке Граник. Ожесточённое сражение длилось весь день. В результате македонцы одержали убедительную победу. По свидетельствам античных историков, потери Александра составили всего сто пятьдесят человек, персы же потеряли около десяти тысяч бойцов.
Следующее генеральное сражение произошло через полтора года. Дарий собрал огромное войско и, под впечатлением от увиденного сна, решил воглавить его лично. К тому времени Александр успел сильно продвинуться вглубь Малой Азии, но, узнав о приготовлениях персов, повернул обратно. Встреча двух армий произошла у города Исс, и Дарий во всей красе продемонстрировал свою бездарность в военном деле. Выбрав чрезвычайно неудачную позицию, он лишил своё огромное войско манёвренности, и македонцы, уступавшие врагу в численности, опрокинув противника, устроили настоящую бойню. Сам Дарий позорно бежал с поля боя едва ли не одним из первых.
Ужас заключался ещё и в том, что самонадеянный персидский царь потерял не только войско, но и близких, которых привёз с собой, как на увеселительную прогулку. В плен к македонцам попали мать, жена, малолетний сын и две дочери Дария. Александр, будучи политиком дальновидным, велел содержать их как почётных гостей, окружив благородное семейство заботой и вниманием.
После поражения при Иссе гонора у Дария сильно поубавилось. Причём настолько, что он даже написал письмо македонскому полководцу с просьбой о мире. Персидский монарх предлагал Александру часть своего царства к западу от Евфрата, любую дочь в жёны и десять тысяч талантов серебра за остальную семью. Ответ македонца был уничижительным. Он писал, что большинство персидских земель он уже завоевал, дочери и так в его распоряжении и теперь именно он реальный повелитель Азии. Расстройство Дария усугубилось известием о кончине жены, умершей в плену родами, и он начал спешно собирать новую армию.
Александр тем временем завоёвывал земли Малой Азии, Ближнего Востока и Египта. Его войска переправились через Тигр и Евфрат. Опасность нависла уже над самым сердцем Персии.
Второе большое сражение состоялось при Гавгамелах. Античные хроникёры писали, что в этот раз Дарий собрал под своими знамёнами аж миллион воинов. Цифра, конечно, завышена, но войско персов численно превосходило македонское минимум в три раза. Кроме того, у Дария имелось двести серпоносных колесниц и пятнадцать боевых слонов. Впрочем, персам не помогли ни колесницы, ни живые танки. Сражение было опять проиграно, а Дарий вновь позорно бежал.
Военная победа Александра оказалась более чем убедительна. Он взял самые крупные персидские города: Вавилон, Пасаргады, в Персеполе македонцам достались несметные богатства царских сокровищниц, в Сузах - сорок тысяч талантов, почти полторы тонны серебра.
Дарий Третий с небольшой свитой бежал сначала к Экбатану, а затем, когда воины Александра подошли к Мидии, бросился дальше, в Восточный Иран, надеясь в Бактрии и Средней Азии набрать очередную армию и попытаться исправить своё положение. Хотя шансов на успех у него практически не оставалось. Потерявший две армии, семью, множество земель и городов, богатство и, главное, начисто лишившийся престижа и уважения приближённых, царь был обречён.
По дороге на восток сатрапы, руководимые правителем Бактрии по имени Бесс, приходившимся Дарию кровным родственником, взбунтовались и низложили царя-неудачника. Бывшего правителя лишили регалий, пересадили в простую повозку, а через несколько дней, когда выяснилось, что беглецов нагоняет отряд отборной македонской конницы, бунтовщики предпочли вообще избавиться от смещённого сюзерена. Дарию нанесли несколько ран копьями и бросили умирать в пустыне, где его и нашли люди Александра.
Согласно легенде, умирающий Дарий успел поблагодарить македонца Полистрата, давшего ему напиться: "Я не могу отблагодарить тебя", - сказал израненный правитель, - "но тебя вознаградит Александр, а Александра вознаградят боги за милосердие, проявленное к моей семье. Передай ему моё рукопожатие".
Последнего персидского правителя похоронили со всеми почестями, а Александр на могиле поклялся отомстить за бесславную смерть царя и своего тестя (к тому времени Македонский уже женился на старшей из его дочерей, Статире).
Бесс, после убийства Дария, провозгласил себя царём царей и принял тронное имя Артаксеркс Пятый. Вернувшись в Бактрию, он попытался организовать военное сопротивление, потерпел неудачу и был выдан македонцам собственными сподвижниками. Описывая способ его казни, историки древности расходятся во мнениях. Курций Руф пишет о том, что после отрезания ушей и носа он был распят на месте убийства Дария, Арриан заявляет, что Бесса пытали и обезглавили в Экбатане, а Плутарх - что он был разорван на части распрямляющимися деревьями. Формально не Дарий Третий, а именно Артаксеркс Пятый был последним царём из династии Ахеменидов. Хотя правителем он был самопровозглашённым, а значит, не совсем легитимным.
Кстати, у современных историков есть ещё одна версия гибели Дария. Они считают, что официальный вариант был слишком удобен Александру, потому и является самым каноническим. Восточные обычаи передачи власти вполне трепимо относятся к узурпации по праву завоевания, но когда умирающий монарх практически благословляет своего преемника - это не просто легитимация, а легитимация в кубе. Неважно, кто, как и где убил Дария, неважно, что говорил он перед смертью и говорил ли вообще, важно лишь то, чтобы удобная версия событий получила максимальное распространение. А ещё то, что Александр Великий, зять и законный наследник законного царя Дария, на вполне законных основаниях присоединил земли персов к своей растущей империи и благополучно двинулся на восток завоёвывать другие области, территории и регионы.
Свидетельство о публикации №224061701604