Елена Лякина. Бич испанцев

Иллюстрация: рисунок из книги "Пираты Америки".

  (Статья Елены Лякиной из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать третий год, девятнадцатый номер, страница тридцать четыре)).
  В шестидесятых годах семнадцатого века на Карибском море не было более удачливого и жёсткого пирата, чем Франсуа Олоне, прозванный соотечественниками-французами "бичом испанцев". Ещё, бы ведь грабил пират преимущественно жителей Пиренейского полуострова, к которым испытывал жгучую ненависть. Однако в историю Олоне вошёл как первый капитан "джентльменов удачи", не побоявшийся вести свою команду на сухопутный штурм вражеской крепости.
  Настоящее имя бравого пирата - Жан-Давид Но. Однако прозвище Олоне прилепилось к нему не случайно. Дело в том, что будущий "бич испанцев" появился на свет в тысяча шестьсот тридцатом году в местечке Ле-Сабль-д'Олон в Пуату (историческая область во Франции) в бедной семье простых поденщиков. Как и многие его сверстники, дети небогатых родителей, молодой человек хотел быстро разбогатеть. Вот только в родной Франции это было невозможно. А потому, как только месье Но исполнилось двадцать лет, он нанялся солдатом в Голландскую Вест-Индскую компанию.
  Увы, в Новом Свете скромная должность не принесла Олоне сказочных богатств. Вскоре он без малейшего сожаления оставил службу и поселился на острове Эспаньола (Гаити). Но так как большинство проживавших здесь французов не гнушались "подрабатывать" ремеслом пирата, молодой человек тоже решил освоить это нехитрое дело. Тем более, плавая под "Весёлым Роджером", он мог безнаказанно убивать испанцев, к которым по непонятным причинам Олоне питал лютую ненависть.
  И вот в одной из первых стычек с подданными короля Филиппа Четвёртого корсар с такой яростью рубил своих противников, что об этом стало известно губернатору Тортуги. Руководитель "пиратской республики" заинтересовался юным французом и после беседы с ним решил, что тот вполне сможет командовать кораблём. Олоне отправился в море на своём судне, и вскоре о нём заговорили как о необычайно жестоком и на редкость удачливом пирате.
  Но однажды удача всё же изменила флибустьеру. Так, у города Кампече (побережье Мексики) корабль Олоне напоролся на риф и затонул. Капитан и команда успели выбраться на берег, но тут их поджидали испанские солдаты. В жаркой схватке подданные Филиппа Четвёртого перерезали всех друзей Олоне, а его самого спасла собственная смекалка. Перемазавшись кровью убитых товарищей, капитан спрятался под трупами своих матросов и пролежал там два дня. Выбравшись из укрытия, Олоне снял форму с убитого испанского солдата, что помогло ему беспрепятственно пробраться в город. Там он украл рыбацкий баркас, на котором преодолел тысячу двести морских миль, дабы добраться до Тортуги. Здесь Олоне без труда набрал новую команду, с которой он вскоре у побережья Кубы захватил у испанцев десятипушечный корабль.
  Стоит ли говорить, что после приключений у Кампече ненависть пирата к жителям Пиренейского полуострова стала ещё сильнее? А потому капитан собственноручно отрубил головы захваченным в плен испанцам. Правда, одному из пленных Олоне всё-таки сохранил жизнь, при этом отрезав бедолаге восемь пальцев на руках и выбив все зубы. Этот несчастный должен был доставить губернатору Кубы письмо от флибустьера, в котором пират сообщал, что не оставит в живых ни одного испанца, повстречавшегося на его пути. Также Олоне в красках расписал, что ждёт и самого губернатора, если тому "посчастливится" попасть в его руки. Говорят, что, прочитав это письмо, бедный чиновник чуть было не скончался от сердечного приступа и с тех пор он всегда содрогался от ужаса, услышав имя французского флибустьера.
  Но самой удачной экспедицией Франсуа Олоне, безусловно, стал захват города Маракайбо (Венесуэла). Это селение располагалось на берегу одноимённого озера, соединявшегося с морем узким проливом. Морской путь к городу защищал лишь небольшой форт на острове Паломас, располагавшийся у входа в бухту. К этой операции Олоне тщательно подготовился. В конце апреля тысяча шестьсот шестьдесят шестого года он собрал флотилию из пяти кораблей, на которых находилось более четырёхсот вооружённых до зубов пиратов. Подойдя к острову Паломас, суда захватчиков принялись расстреливать из пушек злосчастный форт, и спустя три часа флибустьеры практически сравняли с землёй это укрепление. После чего бой продолжился на берегу. Корсарам противостоял сильный гарнизон форта из восьмисот солдат, вот только их участи можно было лишь посочувствовать. Как только пираты захватили крепость, путь к городу был открыт, и Маракайбо стал добычей захватчиков.
  Однако Олоне этого показалось мало, и пират решил напасть на соседний город Гибралтар, расположившийся среди непроходимых топей. Но губернатор этого селения уже знал о захвате Маракайбо, а потому хорошо подготовился к приходу пиратов. Он приказал выставить у стен города могучую батарею из двадцати двух пушек, а кроме того построил дополнительный редут, который защищало восемь крупнокалиберных орудий. Олоне же разделил своих людей на две части. Он отправился к Гибралтару с тремя сотнями пиратов по суше, а остальным приказал готовить корабли к отплытию. Когда флибустьеры приблизились к городу, их ждал смертоносный огонь пушек, и пираты бросились наутёк.
  Но испанцы допустили роковую ошибку! Они решили, что враг повержен, и, покинув укрепления, бросились в погоню за захватчиками. Ну а Олоне, скрывшись в лесу, поджидал незадачливых преследователей. Здесь его люди перерезали всех защитников Гибралтара, тогда как сам флибустьер потерял в этом сражении лишь семьдесят человек. Победа над испанскими городами принесла Олоне сказочную добычу: двести пятьдесят тысяч пиастров наличными и множество товаров и драгоценностей, стоимость которых составляла сто тысяч пиастров. Ну а другие корсары из берегового братства, проанализировав боевой опыт француза, поняли, что воевать можно не только в море, но и на суше.
  Так или иначе, а добычи, захваченной в Венесуэле, Олоне и его команде хватило на целых три года. Ну а когда денежки подошли к концу, французу пришлось готовить новую экспедицию. И на этот раз он решил отправиться в Никарагуа и там как следует "пощипать" испанские города. Вот только на этот раз удача отвернулась от бесстрашного флибустьера.
  К побережью Никарагуа Олоне подошёл на шести кораблях, так как несколько капитанов из берегового братства решили присоединиться к французу, надеясь на богатую добычу. Вот только здесь их ждали лишь бедные посёлки ловцов черепах, в которых трудно было разыскать что-либо ценное. И тогда Олоне решил захватить город Сан-Педро, располагавшийся в глубине материка.
  Дабы разыскать проводника, который бы провёл пиратов к этому селению, "бич испанцев" прибегнул к испытанным методам. Вот как их описывал голландский врач и путешественник, современник Олоне Эксквемелин, в своей книге "Пираты Америки": "Уж если начинал пытать Олоне, и бедняга не сразу отвечал на вопросы, то этому пирату ничего не стоило разрубить свою жертву на части, а напоследок слизать с сабли кровь. Он готов был убить любого испанца. Если кто-либо из них, убоявшись пыток или не выдержав их, соглашался провести пиратов к своим соотечественникам, но по растерянности находил путь не сразу, его подвергали адским мучениям и забивали до смерти".
  Таким образом, проводников к Сан-Педро Олоне нашёл быстро, и вскоре город был взят. Вот только и здесь корсары не нашли богатой добычи. Эти обстоятельства вызвали разногласия среди пиратов, и часть капитанов покинула Олоне. Однако под пытками захваченные испанцы сознались, что вскоре в город должен прийти большой корабль с ценным грузом, и флибустьер решил подождать в засаде "дорогого" гостя. Вот только судно пришло спустя три месяца и оказалось непростой добычей. Неимоверными усилиями пираты всё же захватили корабль, и здесь их ждало горькое разочарование. Ещё бы, ведь грузом судна являлись железо и бумага!
  Тогда Олоне отправился к устью реки Сан-Хуан, надеясь по этой водной артерии попасть вглубь страны. Однако здесь корабль пиратов подвергся жестокому обстрелу из испанского форта, и Олоне пришлось отступить. А вскоре корсара настигло новое несчастье: его судно налетело на риф и затонуло. Пират и несколько человек из команды с трудом выбрались на берег, где их ожидал страшный конец. Здесь они были захвачены индейцами-каннибалами, которые, если верить Эксквемелину, "разорвали Олоне в клочья и зажарили его останки".


Рецензии