Добролюбов. Властитель дум непримиримый
О книге «Н.Добролюбов», изданной в СССР в 1939 году.
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861гг).
Автор: историк, педагог, журналист Наталья Морсова
В моих руках уникальная книга – сборник стихотворений с комментариями «Н.Добролюбов», изданный в СССР в 1939 году в серии «библиотека поэта», сохранившийся в библиотечном фонде. Публикация книги на заре советской власти не вызывает удивления: - творчество русского просветителя середины ХIХ века высоко оценено постреволюционной Россией, и понятно почему: - сто лет назад молодой публицист призывал к русской революции, к народному бунту, ко всеобщему просвещению. Порой эзоповским языком, насмешкой, сарказмом он открыто высмеивал половинчатое реформаторство либералов и считал единственным способом достижения славы России – непримиримая борьба против самодержавия ради полного освобождения народа от крепостной зависимости. Литературный критик, просветитель и философ приближал времена, когда каждый человек получит доступ к образованию, станет свободной, самодостаточной личностью, - именно этому посвятил свою пламенную жизнь Николай Александрович Добролюбов. Он прожил до обидного мало – всего 25 лет. А успел так много!
С известного портрета Добролюбова на потомков смотрит молодой человек – благолепие в образе, ярко выраженное чувство собственного достоинства. И никак не усмотришь в нём бунтаря, не хуже Пугачёва.
Кроме фразы «луч света в тёмном царстве», о чём говорили в школе в связи с изучением пьесы Н.А.Островского «Гроза», Добролюбов более нигде не упоминался. И вдруг по прошествии многих лет в руки попадает маленькая книжечка с пожелтевшими страницами его обличительных стихов, которая раскрывает в лицах и эпизодах целую эпоху русской культуры.
Чем жила передовая мысль середины XIX века? В памяти всплывают наставники - революционеры, которые идейно крушат общественный строй царской России, - А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, в прогрессивное движение вливается молодой и горячий, смелый и непримиримый Николай Александрович Добролюбов.
-Декабристы разбудили Герцена, - и действительно так, после печального и трагического, неподготовленного восстания декабристов 1825 года передовая часть российского общества как будто пробудилась, возникло желание осмыслить – что такое Россия? Каково её место в мировой истории? В чём её предназначение? Появились студенческие просветительские кружки, где единомышленники обсуждали вопросы истории и культуры России, литературы и философии. Увлечённые размытыми идеями декабристов и французских социалистов, молодые люди мечтали о процветающей, свободной, конституционной республике, где правят справедливость, равенство и братство, к сожалению, не осознавая того, что Россия по объективным причинам к демократии не была готова, что ещё не сформировались силы, заинтересованные в революционных преобразованиях. Или они рассчитывали, что царь добровольно откажется от престола, а либералы проникнутся состраданием к народным страданиям?
Этим утопическим идеям не суждено было осуществиться в ХIХ веке.
И всё же, на заре едва зарождающейся борьбы против самодержавия и крепостничества молодые идеологи революции угадали многовековые мечты русского народа и возглавили борьбу.
Родился будущий публицист, философ и поэт 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. В детстве Николай много читал, писал собственные стихи, а в тринадцать лет делал переводы из Горация!
Учителя духовной семинарии поражались глубине сочинений одарённого ученика, в них любознательный юноша размышлял на серьезные не по возрасту темы - православная церковь, русская история, философские проблемы. Затем Добролюбов поступает в Педагогический институт Санкт-Петербурга и организует там политический кружок, за что в наказание лишится золотой медали.
Невероятно тяжелым и переломным для Добролюбова стал 1854 год – умерла мать. Не успела зажить одна сердечная рана, как пришла новая беда - умер отец. Потеря родителей привела к серьёзному душевному кризису, который вылился в отказ от бога, не внявшего молитвам безутешного сына. В стихотворении в память об отце он выразил надежду, что благодарностью за его труды станет «утешение –это я трудился и жил не без пользы», рассчитывая, что ещё при жизни он увидит результаты своей борьбы. Николай в одночасье повзрослел, ему было всего 18 лет, когда пришлось заботиться о семерых маленьких детях, оставшихся сиротами. Он отказался от своей доли в наследстве в пользу детей и брался за любую работу – уроки, корректуру, литературную критику. Благодаря поддержке родственников, юноша сумел закончить институт.
Поэтический сборник «Н.Добролюбов» открывает политически смелое, жёсткое стихотворение – «На 50-летний юбилей Н. И. Греча» - литератора, журналиста, известного издателя, сторонника аракчеевского произвола в общественной жизни.
…Как раб, как червь, ты пресмыкался
Позорно ближних продавал,
А всё за честью ты гонялся,
Хоть честь давно ты потерял...
Стихотворение было анонимным, поэт разослал его знакомым, в том числе отправил и самому Гречу, который в это время сидел за юбилярным столом. Авторство Добролюбова скоро выяснилось, на поэта обрушились серьёзные неприятности.
Знакомство с Н.А.Некрасовым и Н.Г.Чернышевским решило судьбу ищущего идейную опору публициста - с этого момента его политические взгляды окончательно сформировались, - а было ему тогда всего двадцать лет. Добролюбов становится ведущим литературным критиком одного из самых популярных журналов того времени – «Современника», где Некрасов был его совладельцем, где когда-то печатался Пушкин. Правда, сотрудничество было недолгим: - подающий большие надежны литератор умер от чахотки.
Стихотворение «На тост в память Белинского» служит доказательством горячности и непримиримости молодого человека. Однажды Добролюбова пригласили на празднование юбилея В.Г.Белинского в кругу товарищей, - возмущению его не было предела: - пошлые, ничего не значащие тосты вывели его из себя: - он прибежал домой и написал гневные строки, в которых потребовал помянуть учителя не болтовнёй, а реальным делом, что в планы демократов - теоретиков не входило; язвительное стихотворение поэт разослал участникам обеда анонимно, но все легко узнали автора.
Зачастую единомышленники не понимали Добролюбова, они восхваляли монаршую милость и свою победу в связи с принятием царского указа об отмене крепостного права 1861 года. Событие это величайшей важности изменило ход русской истории. И только Добролюбов, а с ним и его старший товарищ Чернышевский, увидели крестьянский вопрос куда глубже: - это ещё не свобода, ведь крестьян освободили без земли!? Что и породит много глубинных проблем. И они были правы - три русские революции начала ХХ века порождены той самой незавершённой крестьянской реформой, где «гвоздём» программы был тот самый земельный вопрос: - «На место розог
плеть он ввел в употребленье/И школы вывеску уже переменил». Николай Александрович открыто протестует против нищеты, народного горя, всеобщей безграмотности. Тяжёлый гнёт, мракобесие, бесправие народа философ связывает с самодержавием: - «В просвещении народов честь и мощь, и благо, и покой». Он относился к той части русской интеллигенции, которая до болезненности остро чувствует чужую беду, близко к сердцу принимает проблемы своего Отечества.
Но бичует он не только самодержавие, помещиков – крепостников, но и безропотность народа - раба, который терпит и молчит. Зрелый просветитель Герцен зовёт русского мужика «к топору», в один строй встаёт с ним пламенный революционер Добролюбов: - «Вставай же Русь, на подвиг славы!»
Проснись, о Русь! Восстань, родная!
Взгляни, что делают с тобой!
Твой царь, себя лишь охраняя,
Сам нарушает твой покой…
О, Русь, с каким благоговеньем
Народы взглянут на тебя,
Когда, сорвав свои оковы,
Уж не ребёнком иль рабом,
А вольным мужем жизни новой
Предстанешь ты пред их судом…
В оде «Дума при гробе Оленина» Добролюбов подробно описывает ужасы крестьянской жизни:
…Он у раба возьмет корову,
Отнимет лошадь, хлеб продаст
И в назидание сурово
Ему припарку в спину даст.
И раб покорен, как машина,
Но хочет он и есть и пить,
И не во власти господина
В нем чувства тела истребить.
Меж тем и хлеб дневной не может
Он, как хотелось бы, иметь:
Гнилую корку часто гложет,
Пустые щи - его обед.
Изба, соломою покрыта,
В ней тараканы, душь и смрад, -
И вот всё доброе забыто,
Мужик пускается в разврат.
Пустеет хата, плачут дети.
Муж с горя пьет, да бьет их мать;
Не силен страх господской плети -
У них уж нечего отнять.
И, наконец, мужик несчастный.
Уже негодный для господ,
Для муки новой и ужасной
К царю в солдаты попадёт….
Почему родились эти страстные, гневные строки? Оленин – чиновник министерства юстиции, известен как жестокий крепостник, разоривший до нитки своих крестьян, за что и был ими убит.
Николай Алексеевич Некрасов в эпитафии «Памяти Добролюбова» выразил восхищение личностью, духовными качествами своего товарища, литературного критика и публициста Добролюбова, который самоотверженно служил высокой идее: - «Какой светильник разума угас!/ Какое сердце биться перестало!». Некрасов лучше других знал Добролюбова, он понимал, что литературным творчеством и общественной деятельностью тот занимался не для личной выгоды, а для славы России. Некрасов дал достоверную характеристику коллеге, - во многом их можно считать единомышленниками.
Памяти Добролюбова
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Но в целом труд Добролюбова современники не оценили по достоинству и относились к нему с опаской, раздражением, снисходительностью. Даже И.С.Тургенев обиделся на «выскочку», поскольку литературовед позволил себе подвергнуть критике его роман «Накануне», где главный герой подошёл к мысли о борьбе за освобождение народа, но как будто растерялся, так ничего и не осуществил, а только много говорил о справедливости. «Вы - простая змея, - шутил обидчивый Тургенев в разговоре с Чернышевским, - а Добролюбов - очковая змея».
Почему у Добролюбова было мало последователей? Скорее всего, он обогнал своё время - Россия в середине XIX века ещё не была готова к серьёзным политическим потрясениям. И кому было сотрясать «колосса на глиняных ногах», если многомиллионное крестьянство никогда не тяготело к революции, едва народившаяся буржуазия не имела ни политических свобод, ни опыта борьбы, а пролетариат ещё не сформировался? Над молодым и горячим просветителем довлел бурный революционный подъём европейских стран, где буржуазия рвалась к власти, к свободе слова, печати, к демократическим выборам, к общественному договору между государством и просвещённым обществом, совершала политические перевороты, казнила королей, создавала парламенты.
Несомненно, на взгляды Добролюбова повлияла национально-освободительная борьба повстанцев Италии под командованием кумира народов, пламенного патриота Дж. Гарибальди, который боролся против тирании, за объединение страны и создание демократической республики. Его боевым искусством неожиданного удара, смелого натиска и быстрой победы восхищался весь мир. К слову сказать, жизнь раненого генерала Гарибальди спас русский хирург Николай Иванович Пирогов. На завоёванных территориях полководец создавал лучшие условия жизни земледельцев, вводил бесплатное обучение детей.
А может быть Добролюбов стал бы марксистом, если бы это движение получило широкое распространение. Но в России ничего этого не было, в общественно - политическом смысле она спала летаргическим сном. Возможно, русские демократы из разночинских слоёв понимали, что борьбу по европейскому образцу совершать некому, и им остаётся только вести просветительскую работу, вскрывать нарывы крепостничества, будить народ, - и они не торопились в революцию. А Добролюбов торопился…
Просвещённому читателю известны талантливые публицистические статьи Добролюбова о творчестве русских писателей, например, Ивана Александровича Гончарова, по которым мы долгое время именно так и судили о романе «Обломов», об «обломовщине», критик устроил беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным барином». Помнится, школьники писали сочинение о ленивом, безвольном, апатичном «лишнем человеке» и также горячо, как и Добролюбов, подвергали резкой критике бесполезного человека, что и утверждаю по сей день, что человек не должен жить как «червь пресмыкающийся», а должен творить и созидать во благо Отечества.
Другой цикл статей «Темное царство» Добролюбов посвятил пьесам драматурга Александра Николаевича Островского, - их взгляды на общество во многом совпадали. Николая Александровича возмущало убожество русской жизни, безнравственность, пошлость, социальное неравенство, угнетение личности в драме «Гроза». Ох и досталось же представителям «темного царства» купцу-самодуру Дикому и властной, жестокой Кабанихе! В среду дикого невежества попадает Катерина - «луч света в темном царстве», вышедшая замуж за Тихона – сына Кабанихи. Тихон во всем слушается мать, под ее гнётом он вырос слабохарактерным, безвольным, не способным постоять ни за себя, ни за свою жену. Добролюбову приглянулся образ непокорной, бунтующей Катерины.
Добролюбов внимательно следил за творчеством Фёдора Михайловича Достоевского, - его глубина восприятия русской действительности вызывала горячий отклик в сердце критика.
Любознательному читателю известны статьи Добролюбова о воспитании «нового» человека, полезного процветающей России. Николай Александрович высоко ценил естественное существование свободного, образованного, самодостаточного человека, как высшего звена эволюции, - именно этому он посвятил свою жизнь. Как тут не вспомнить античного мыслителя Сократа, утверждавшего, что человек – вот высшая истина, - какая удивительная связь времён!
Заслуживает внимания деятельность Николая Добролюбова как педагога – в этом отношении он совершает поистине революционный прорыв - выступает за всеобщее народное просвещение, за воспитание «внутреннего человека» через хорошую книгу, правильную школу. Он категорически против подавления личности ребенка, насилия и его слепой покорности. Розги, палки, стояние на горохе, карцер и прочие снаряды для «вбивания» в головы подростков ненужных знаний совершенно не вписывались в его педагогическую систему. Наоборот, основой воспитания должно быть заботливое отношение педагога к детям, он считал, что надо воспитывать нравственного патриота, высокоидейного, образованного человека, любознательного к миру, развивать в детях достоинство человеческой природы, «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его
натуры»… - нельзя воспитывать «новых Молчалиных». Надо формировать личность, лишённую человеческих пороков - тщеславия, корыстолюбия, невежества. А учитель должен быть образцом для детей: - «Что, если дитя восхищается картиной, статуей, пьесой, любуется цветами, насекомыми, с любопытством всматривается в какой-нибудь физический или химический прибор, обращается к своему воспитателю с вопросом, а тот не в состоянии ничего объяснить?»
Николай Александрович, как публицист, поэт, историк, педагог мог бы успеть ещё многое, если бы не ранняя смерть. Лечение туберкулеза дома и за границей не помогло, и 29 ноября 1861 года он скончался. Он так надеялся оставить глубокий след в русском общественном движении! И перед смертью сетовал: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы еще года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!».
За свою короткую жизнь он не успел изменить Россию. Наставник Добролюбова Николай Гаврилович Чернышевский объявил своего друга мучеником режима и списал с него характеры героев своих романов.
Мечта Добролюбова сбылась в ХХ веке: - в свободной России есть все условия, чтобы каждый человек получил образование, смог сам распоряжаться своей судьбой, стать самодостаточной, полноценной личностью. Вот бы порадовался молодой просветитель рождению новой цивилизации всего лишь через 60 лет, - в его времена и намёка не было на всеобщее равенство, доступность образования. Борьба смелых, бескомпромиссных демократов в условиях деспотизма, аракчеевщины и жёсткой цензуры середины ХIХ века не прошла даром!
В ХХ веке Н. А. Добролюбова называли лицом отечественной культуры, вот и книга выпущена в 1939 году, написаны монографии с исследованиями его творчества.
Но в последнюю треть века что – то изменилось, многие имена исчезли из
числа значимых авторитетов русской литературы. Попал под жернова переоценки и Н. А. Добролюбов. Почему это произошло? Вероятнее всего – изменилось время, когда навязанное западом толерантное, терпимое ко всяким извращениям естественной жизни российское общество стало терять интерес к русской истории. А точнее не общество, а чиновники от образования и культуры, прогибаясь перед западом в глубоком реверансе, приложили огромные усилия к разрушению русской культуры, школьного образования, считая классическую литературу устаревшей, потерявшей актуальность, прививая молодёжи ложные ценности. И своей цели они достигли - катастрофически рушатся высокие идеалы, благородные помыслы, стирается ценность чистого русского языка и чистого русского слова. Пришло время, когда патриоты уже не требуются, да и требования к культуре зашкаливают своей безграничной либеральностью.
Да, сытое время рождает ленивых наблюдателей!
Май 2022 год
Свидетельство о публикации №224061700034