1. 5. Техническая и технологическая подготовка
Освоение новых типов вагонов, более эффективное использование эксплуатируемого парка, обеспечение надежности его работы и безусловное выполнение перевозок грузов и пассажиров, оказание услуг грузовладельцам в полном объеме требует от работников вагонных депо (ВРЗ, ВКМ и т.д) соответствующей организации производства в процессе технического обслуживания и ремонта вагонов.
Вагонное хозяйство постоянно развивается в соответствии с ростом объемов перевозок. Потребители транспортной продукции в сегодняшних условиях рыночных отношений предъявляют все больше требований к качеству транспортного обслуживания. В вагонном хозяйстве внедряются новые технологии, новые материалы, инструменты, оборудование и т.п. Эти обстоятельства обстоятельства и другие причины заставляют работников вагонного хозяйства соответствующим образом развивать и переоснащать ремонтное и обслуживающее хозяйства и их оборудование, искать новые технологии и способы технического обслуживания и ремонта вагонов.
Чтобы успешно решать эти задачи, необходимы техническая и технологическая подготовка ремонтного производства.
Подготовка производства ведется по нескольким направлениям:
• научно-исследовательские работы в области увеличения надежности и долговечности продукции, совершенствования технологических процессов и их оснащения;
• конструкторская подготовка производства, которая включает в себя весь комплекс работ по созданию конструкции, изготовлению образца и его совершенствованию, проектирование технологической оснастки, приспособлений и оборудования для ремонта вагонов;
• технологическая подготовка производства - это система государственных стандартов по организации и управлению процессом технологической подготовки производства, предусматривающая разработку и совершенствование технологических процессов ремонта вагонов и их узлов, подготовки инструментов, оборудования, разработки и пересмотра нормативов трудовых и материальных затрат;
• организационная подготовка производства - это совокупность мероприятий, которые выполняются по планированию, организации, учету и контролю выполнения работ на всех стадиях подготовки производства по ремонту вагонов в депо (ВРЗ, ВКМ и т. д.).
Важными задачами технической подготовки производства являются обеспечение непрерывного технического процесса в производстве ремонта вагонов, создание условий для успешной работы депо, сокращение нормы простоя вагонов в ремонте при гарантированном качестве выполняемых работ и надежности вагонов в эксплуатации, сокращение материальных и трудовых затрат на ремонт.
Для уменьшения затрат времени на ремонт вагонов используют унификацию и стандартизацию деталей и сборочных единиц, взаимозаменяемость отдельных узлов и деталей.
Успешная техническая подготовка производства позволяет добиться высокого качества ремонта вагонов.
Для успешной работы вагонных депо (ВРЗ, ВКМ и т.д.) разрабатываются технологические процессы ремонта, как самих вагонов, так и их узлов и деталей. Технологический процесс должен обеспечивать высокое качество выполнения ремонта, соблюдение установленных норм простоя вагонов в ремонте и рациональное использование рабочей силы и материалов.
При разработке технологических процессов ремонта узлов и деталей вагонов используются следующие исходные данные и положения:
• выполняемые работы, а также все технические средства, в том числе средства контроля и мерительный инструмент, должны соответствовать перечню и
объему, установленными правилами ремонта вагонов;
• состояние инструмента и технологического оборудования должно соответствовать требованиям ГОСТов и техническим условиям;
• рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и безопасных условий работы;
• все наиболее трудоемкие операции должны быть обеспечены необходимыми подъемно-транспортными средствами и механизмами;
• должен быть обеспечен установленный неснижаемый запас материалов и запасных частей.
Каждый технологический процесс обеспечивается соответствующей документацией, в состав которой входят маршрутная карта, карты технологических процессов, эскизные карты и другие документы.
Учитывая специфику ремонта вагонов, в депо разрабатывают технологические графики и карты на выполнение ремонтных работ.
График технологического процесса содержит данные о рабочих операциях, последовательности их выполнения, продолжительности операции, о трудоемкости; составляется для управления процессом и его контроля.
Карта документации для ремонтных работ содержит наименование рабочих операций, порядок их выполнения, основные приемы труда, указания об используемом оборудовании, инструментах и приспособлениях, способах контроля, сведения о профессиях и квалификации работников, время на каждую операцию.
Кроме графика и карт технологический процесс должен быть обеспечен конструкторской документацией, чертежами или эскизами деталей или узлов.
Технологический процесс ремонта составляется на основании технологических инструкций, технолого-нормировочных карт, оборудования конкретного производства и пр.
Наиболее эффективной организацией технологических процессов ремонта узлов и деталей вагонов в депо (ВРЗ, ВКМ и т.д.) является внедрение поточных линий с применением прогрессивных технологий и передового опыта других предприятий.
Государственными стандартами определены также основные термины и определения, используемые в технологических процессах:
1. технологическая операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте;
2. установка - часть технологической операции, выполняемая при низменном закреплении обрабатываемых заготовок или сборочной единицы;
3. обработка - заданное изменение формы размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки при выполнении технологического процесса;
4. технологический переход - законченная часть технологической операции;
5. позиция - фиксированное положение, занимаемое закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой (разбираемой) сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной операции.
Каждый технологический процесс имеет свои характеристики:
1. цикл технологической операции - интервал календарного времени периодически повторяющейся технологической операции независимо от числа одновременно ремонтируемых изделий;
2. такт выпуска - интервал времени, через который периодически производятся выпуск ремонта изделий определенного наименования;
3. ритм выпуска - число изделий определенного наименования, выпускаемого ремонта в единицу времени.
При разработке технологических процессов необходимо применять термины и определения основных понятий в области сборки, разборки деталей и узлов вагонов:
1. сборка-образование разъемных и неразъемных соединений составных частей (сваркой, пайкой, клёпкой);
2. деталь - изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций;
3. сборочная единица - изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сочленением, сваркой и т.п.;
4. сборочная операция - технологическая операция установки и образования составных частей изделия;
5. схема расчленения - схема разделения изделия на сборочные единицы и детали с изображением их относительно расположения;
6. схема сборки изделия - графическое изображение в виде условных обозначений последовательности сборки изделия или его составной части;
7. сопряжение - относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризующееся соприкосновением их поверхностей с зазорами между ними, заданными в конструкторской документации;
8. сопрягаемая деталь – одна из деталей, имеющая сопряжение с другими деталями;
9. сопрягаемая поверхность детали - поверхность детали, образующая сопряжения при сборке;
10. разборка - разделение изделия на детали и сборочные единицы;
11. демонтаж - снятие изделия или его составной части с места установки;
12. монтаж - установка изделия или его составной части на место использования;
13. электромонтаж - монтаж электрического изделия или его составных частей, имеющих токоведущие элементы;
14. разъемное соединение - соединение, разборка которого происходит без нарушения целостности составных частей изделия;
15. подвижное соединение-соединение, в котором отсутствуют возможность относительного перемещения составных частей изделия.
Свидетельство о публикации №224061700461