de omnibus dubitandum 88. 123
Глава 88.123. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ПОДОЛИИ…
Если не брать во внимание борьбу поляков за независимость и выступление декабристов "Южного общества" то, фактически, весь XIX век до самого начала XX, в пределах Южной Руси, в политическом отношении, всё было относительно спокойно.
Свидоми, при всём своём старании, не найдут сколь-нибудь значительного факта народного возмущения, не то что против москалей как народа, но даже против московского правительства. Крестьянские восстания, конечно, иногда наблюдались, но происходили они в Малороссии не чаще чем в остальных регионах России. Пожалуй, самые серьёзные волнения происходили в 30-е годы.
В 1830-1831 годах отмечались крестьянские волнения на Волыни, в 1833 году - в Киевской губернии, в 1834 - Харьковской. Особенно широкое и массовое движение развернулось в эти годы на Подолии, под руководством Устима Кармалюка*.
*) КАРМЕЛЮК Устим Якимович (УстИм ЯкИмович КармалЮк (КармелЮк)(черкас)(27 февраля (10 марта) 1787, Головчинцы, Подолье, Речь Посполитая — 10 (22) октября 1835 в нынешней Хмельницкой области) — украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813—1835 гг. А.М. Горький назвал его «украинским Робин Гудом».
Родился в селе Головчинцы Литинского уезда, Подолье (ныне село Кармалюково Жмеринского района Винницкой области), в крестьянской семье.
В возрасте 17 лет был отдан к помещикам на 25-летнюю службу в царскую армию. В 1813 дезертировал из 4-го уланского полка, который размещался в Каменце-Подольском. Вскоре был пойман и приговорён к 50 ударам плетью, после чего был направлен в крымский штрафной батальон. На пути к Крыму Кармелюк сбежал из-под стражи.
В 1814 году возглавил восстание крестьян против польской шляхты и русского дворянства. В 1817 году был схвачен жандармами и приговорен к смертной казни. В последний момент казнь была заменена на 25 ударов плетью и 10 лет каторжных работ в Сибири.
Однако во время пересылки Кармелюку удалось бежать из Вятского этапного лагеря. Возвратясь на Подолье, продолжил борьбу, пока опять не был схвачен во время облавы. Воспользовавшись знанием русского языка и соответствующими документами, во время следствия выдал себя за костромского солдата.
После заточения в Каменец-Подольской крепости Кармелюк вместе с другими заключёнными организовал свой четвёртый побег. При попытке к бегству был ранен, схвачен и прикован к каменному столбу в башне Юлия II (Папской, позже названной Кармелюковой).
Зимой 1824 года его наказали 101 ударом плетью, заклеймили раскалённым железом и опять отправили этапом в Сибирь. Следующие два года Кармелюк вместе с другими каторжниками был отконвоирован в Тобольск. В 1825 из Тобольской каторжной тюрьмы переведен в Ялуторовск. Вскоре он опять бежал, но был схвачен и приговорен к ещё более суровым условиям содержания. Следующий побег — один из самых знаменитых задокументированных случаев. Осенью, во время ночной бури, Кармелюк выломал решетку, собрал рубашки всех сокамерников и связал их в длинный канат. К концу каната привязал камень и перебросил его через тюремный частокол. При помощи этого приспособления прямо из окна друг за другом бежали все каторжники — к утру камера была пуста.
В 1828 году опять был схвачен и отправлен в Сибирь на Боровлянский стеклодувный завод в Тобольской губернии. Затем опять побег, а в 1830 году — очередной арест. Спустя 2 года Кармелюк разобрал потолок в своей камере и сбежал из Литинской тюрьмы.
В 1830—1835 крестьянское движение под руководством Кармелюка охватило все Подолье, соседние с ним районы Бессарабии и Киевщины. В восстании принимали участие около 20 тысяч человек. На протяжении 23 лет борьбы крестьянские отряды Кармелюка совершили более тысячи нападений на помещичьи усадьбы. Захваченные у помещиков деньги и ценности раздавались крестьянским беднякам. В повстанческом движении принимали участие не только украинцы, но и поляки и евреи.
Для борьбы с восставшими российское правительство в ноябре 1833 года создало т.н. Галузинецкую комиссию.
В 1835 году Кармелюк был убит из засады шляхтичем Рутковским; по преданию — не пулей, а серебряной пуговицей. С целью устрашения непокорных крестьян растерзанное тело Кармелюка ещё долго возили по городам и сёлам. Похоронили его в Летичеве, где позже, в 1974 году был установлен 5-метровый памятник. Допросив 2700 лиц, правительственная комиссия установила, что Кармелюк поднял на борьбу до 20 тысяч повстанцев.
В Головчинцах резонанс судебного дела Кармелюка был столь велик, что вся его многочисленная родня была вынуждена во избежание репрессий отказаться от своей фамилии. Подавляющее большинство родственников взяли себе фамилию Карман: такой была кличка соратников Устима. После 1955 года, когда село было переименовано в Кармалюково, начался обратный процесс смены фамилий: почти все Карманы опять пожелали стать Кармелюками.
До наших времен дошло лишь описание внешности Кармелюка, и единственный достоверный его портрет кисти Тропинина (известен в нескольких копиях), одна из которых хранится в Русском музее. По словам свидетелей и очевидцев, Кармелюк был не очень высокого роста, но широкоплеч, чрезвычайно силен, отличался незаурядным умом, немного говорил по-польски и совершенно свободно — по-руськы, (самоназвание украинского языка до 20 ст. в тоже время великорусский язык называли московским). Учитывая тот факт, что Устим был родом из Подолии, то вполне вероятно, что по- московски он говорил с сильным акцентом.
Феномен Кармелюка отобразили в своих произведениях Михаил Старицкий, Марко Вовчок, Степан Васильченко, Василий Кучер и др. Харьковский композитор Валентин Костенко — автор оперы «Кармелюк». Устные народные легенды о народном герое собирали Николай Костомаров и Тарас Шевченко (последний назвал его «славным рыцарем»). Также Кармелюку иногда приписывают авторство ряда украинских народных песен.
Оно охватило всё Подолье и соседние с ним районы Бессарабии и Киевщины. Более чем за двадцать лет борьбы с помещиками крестьянские отряды Кармалюка совершили более тысячи нападений на помещичьи усадьбы. За эти годы в восстании принимали участие около 20 тысяч человек. Захваченные у помещиков деньги и ценности часто раздавались крестьянам беднякам.
Но опять же, эти вспышки народного возмущения, не преследовало каких-либо политических или национальных целей, а являлись протестом крестьян против жестокого гнёта помещиков.
В этом повстанческом движении принимали участие не только малороссы, но и поляки, евреи и другие народности. Так, долгие годы верными соратниками Кармалюка были евреи Аврум Ель Ицкович, Абрашко Дувидович Сокольницкий, Арон Виняр и Василий Добровольский, а также поляки Ян и Александр Глембоцкие, Феликс Янковский и Александр Витвицкий.
Восстания эти, происходили в основном на правобережной, польской Украине, где практически все помещики были поляками. После подавления последнего польского восстания в 1864 году и отмены крепостного права, сведений о народных возмущениях становится совсем мало. Даже советская историография, любившая ярко осветить любую вспышку народного возмущения в царской России, с сожалением констатировала, что крестьянское движение после реформы было невелико.
Свидетельство о публикации №224061700544