Дополнение к уму, чести и совести
1.
Ум честь, совесть в недавней истории нашей страны.
Предвижу разраженный вопрос: разве про партию может быть смешно? А почему нет? А почему американских демократов или республиканцев, или Макрона, можно выставлять в смешном свете, а нашу партию, хоть и не правящую, которая ум честь и совесть, - ни-ни. Лучше придерживаться уважительного тона. Нет можно покусывать. Но в меру. Потому что партия - то не покусывает, а лижет руку без меры.
Но ведь сам Маркс, а это пока еще авторитет, говорил, что человечество расстается со своим прошлым, смеясь. Он был прав. Исторических примеров много.
Ну как партии уберечься от соблазна, как ни приписать себе достижения, которые не являются ее заслугой. Надо же оправдать свое пребывание у власти. Но когда партия, еще собственно ничем себя не проявившая, начинает с самовосхвалений, это уже аномалия. В 1917 году в статье «Политический шантаж» (1917) В. И. Ленин писал о партии «….ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи...» Замечательная логика: сам создатель партии своей же партии верит, видя в ней ум честь и совесть нашей эпохи. Прекрасная логика великого ума.
Но поговорим о чести и совести. В 17 году какие у большевиков достижения, кроме взятия падающей в руки власти? Но к этому времени уже можно сложить мнение о чести и совести.
В курсе истории партии нас знакомили, что РСДРП была партией особого типа. Почему особого? И тут приводили факт спора по поводу устройства партии большевиков с меньшевиками. И объясняли, что меньшевики хоть и были марксистами, но с их бесхребетность революцию не совершить было невозможно. Как-то упуская тот факт, что после Февральской революции в правительство входили меньшевики. Значит, все-таки можно? но это не та революция, которой хотели большевики. Большевики хотели пролетарской революции.
А как действовали большевики с их хребетностью во время подготовки пролетарской революции и сразу после нее? Начнем с совести. Большевики согласились, что бандиты и налетчики – это попутчики. Потому что это специалисты по эксам, которыми можно добывать деньги для партии. Среди этих героев Котовский, Махно и даже известный Мишка-Япончик.
Из Википедии:
Тифлисская экспроприация — нападение 13 июня 1907 года в Тифлисе на карету казначейства при перевозке денег из почты в Тифлисское отделение Государственного банка. Нападение было осуществлено большевиками под руководством Камо, и признано одним из самых громких. В пересчёте по курсу 2012 года было украдено около 5 млн долларов США.
Экспроприация была организована рядом руководителей большевиков, в числе которых были Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Максим Литвинов, Л. Б. Красин и А. А. Богданов. Целью ограбления было пополнение кассы партии. Поскольку такая деятельность была прямо запрещена на V съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), так как грабежи и убийства вызвали возмущение в партии против большевиков, Ленин и Сталин пытались дистанцироваться от ограбления. События вокруг этого инцидента и подобных операций вызвали раскол большевистского руководства между Лениным с одной стороны и Богдановым, и Красиным с другой
Большевики решили, что можно деньги на революцию брать у Германии, государства, воюющего с Россией. А какие этические сомнения? Ведь деньги пойдут на революцию.
Они в 17 году решили, что экспроприация экспроприаторов – это очень расплывчатое определение. А точнее нужно забирать не только фабрики и заводы эксплуататоров и кровопийц, но дома, квартиры, посуду, драгоценности, одежду, - и вообще все.
Из Википедии
"Вот контрибуции, о которых сообщили за один только вчерашний день. В Казани капиталисты обложены контрибуцией в 10 миллионов рублей. В Ярославле наложена контрибуция в 5 милл. рублей. Арестованы 20 представителей торгово-промышленного мира. На елисаветградскую буржуазию наложена контрибуция в 3 милл. рублей в пользу безработных. По этому поводу отмечается необычайный наплыв безработных в Елисаветград. Арестовано восемь купцов. Ташкентская буржуазия обложена контрибуцией в размере 1 милл. рублей. Вводится целый ряд дополнительных налогов. Можно подумать, что у нас в России миллиардеров не меньше, чем в Америке!"
А как же честь и совесть? Каждая партия, каждый политический деятель себя хвалит, пиарит. Но в странах даже не особо демократических существует свобода прессы. Посмотрите, как поливали в газетах и телеканалах того же Трампа. Даже в той же царской России «Искра» не всегда была подпольной газетой. И в Думу входили разные партии. Но Ленин не зря учил сто прежде всего нужно взять почту телеграф, мосты. И печать. При большевиках моментально была уничтожена оппозиционная пресса. И большевики получили возможность бесконечно повторять «Партия – ум честь и совесть нашей эпохи.»
Повторяли и повторяли. Ужасы гражданской войны забылись. Народ большевистские лозунги заучил наизусть. Но и фольклор не отставал «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». А время шло, и ситуация с умом, совесть и честью партии стала удручающей. Такой, что к ней вполне подходили знаменитые пушкинские строчки. «Мой дядя, самых честных правил, когда не в шутку занемог он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог. Его пример – другим наука. Но боже мой, какая мука с больным сидеть и день и ночь, ни отходя ни шагу прочь. Какое низкое коварство полуживого забавлять. Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарство. И мрачно думать про себя, когда же черт возьмет тебя» Очень подходит по взаимоотношения народа и коммунистической партии. Особенно на последнем этапе социализма, когда партия не в шутку занемогла. Уже правили страной маразматики, уже партийные бонзы прославились несопоставимыми по сравнению с остальными богатствами, и скандалами. А народ присягал им на верность и на демонстрациях носил их портреты. И без лозунга «Партия - ум честь и совесть нашей эпохи» ни одна демонстрация обойтись не могла. Так престарелая высохшая морщинистая красавица с вставными челюстями и поехавшей крышей, украшает себя фальшивыми драгоценностями.
Каждый человек считает себя в меру умным, честным и совестливым. Но если он начнет заявлять направо и налево, что он есть для окружающих ум, честь и совесть, то как на него посмотрят?
Но то было давно. А что сейчас?
06.-2.2023.
В Государственной Думе открылась выставка «КПРФ на защите трудящихся. 30 лет возрождению партии». На ней представлены документы, фото- и видеоматериалы, рассказывающие об истории партии. На открытии выставки присутствовали Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, руководители думских фракций и депутаты ГД.
«Если брать царскую Россию, там была своя политическая система. Но мы с вами знаем, чем это закончилось: огромное количество партий, движений, которые между собой конкурировали, враждовали и фактически разрушили империю, не придя к решениям, которые могли бы сохранить ее», — заявил Володин
«Если говорить о создании политической системы нашей страны, то оно пришлось на начало 2000-х с избранием Владимира Владимировича Путина нашим Президентом», — подчеркнул Председатель ГД
Мысль этих трех абзацев вполне ясна. Коммунисты – это та же Единая Россия, только вид сбоку. При царе была излишняя и вредная демократия. Вот она и довела страну до руки. Лучше для народа диктатура. Только разрешенные партии типа коммунистов.
История развивается по спирали? Вероятно, так. Сейчас для выполнения своих целей можно пользоваться услугами уголовников. Даже объявить их героями. А проявят слишком много амбиций – объявить предателями. Оппозиционную прессу нужно закрыть. Лучший метод управления страной – диктатура. Лучшая экономическая модель -национализация.
Ну как тут удержаться от стеба? Поскольку сейчас партий у кормила несколько, им нужно распределить ореол. Кому-то выделить честь. Кому –то совесть. Кому-то ум. Разве я ищу стеба? Ситуация стебается. Над тобой, читатель.
Но не все так считают. И читатели возмущаются. Как это можно - стебаться над властью?! Она священна. Как там у Грибоедова: «Ох басни – смерть моя насмешки вечные на львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные, а все-таки» цари.» Не напрасно существует уголовная статья предусматривающая наказание за унижение власти
«Преступление, предусмотренное статьей 319 УК РФ — оскорбление представителя власти «состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей»
Статья похожа на статью об оскорблении чувств верующих. Но имеет некоторые отличия. Как доказать оскорбляет или не оскорбляет чувства верующих какое-то заявление или действие? Верующие, должны доказать в суде наличие оскорбления с помощью экспертов. И еще не всегда докажешь. Баптисты, иеговисты, например, даже не рвались доказывать, что преследования против них в России оскорбляют их религиозные чувства. Евреи даже не думали доказывать, что высказывания на всю страну то бывшего губернатора Кубани Кондратенко, то Жириновского, то Лаврова, то Талызиной, их оскорбляют. Даже не религиозных. Молчат в тряпочку. И уезжают.
Но не дай бог косо взглянуть в сторону РПЦ.
И все-таки РПЦ — это не государственная власть. Насчет оскорбления власти чуть иначе. Тут, что власть – сама себе эксперт. Сама определяет, что ее оскорбило. А дальше все просто.
Русский человек любит порассуждать о философских понятиях. Таких как ум, честь и совесть. Не напрасно в школьном курсе упоминают о философических письмах Чаадаева. Правда, мало кто их читал. А если бы прочитал, удивился бы. остаточно с рядового гражданина хрестоматийных знаний, что Чаадаев был объявлен сумасшедшим. А что там за философия? Она только вредит.
А всего милее русскому человеку философствовать об уме, совести и чести. И понятно, почему. За последние сто лет Россию так штыбало от одной крайности к другой, что все понятия съехали. Менялись на глазах. Это тебе не тихая Европа или Штаты. Там в одних странах как президентов избирали, так и избирают, в других – как премьеры приходили, так и уходили. Болото. И размышлять не о чем. И первым делом, приходит убежденность, что склонность к размышлениям, конечно же, особенность русского характера. (Или человека русской культуры) Разве могут какие-нибудь меркантильные евреи или французишки думать о высоком? И не вдается человек русской культуры, что многие размышления о добре и зле взяты из еврейской Библии, размышления о мире и сущности человека – из классической немецкой философии, а понятия прав гражданина и обустройства общества - из древних Греции и Рима, и документов французского Конвента и Американских Штатов.
Нет, покачает головой русский человек, евреям, французам, англосаксам и разным прочим шведам такие высокие материи недоступны. Потому что наш великий поэт сказал, что нас «аршином общим не измерить, у нас особенная стать.» А наш нынешний лидер уточнил, практически не выпуская аршин из рук, что мы выше духом. А люди с высоким духом чутко прислушиваются, как только заслышат: УМ, ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ. И если где-то что-то не так с этими понятиями, тут же готовы на их защиту, на баррикады. Против мерзких извращенцев, за традиционные ценности.
Ну зачем мы воевали в Афганистане? Ведь совсем чужая нам страна. Мы выполняли интернациональный долг. То есть, чтобы наши коммунистические ценности стали и ценностями афганцев. Наверное, родственные у нас с афганцами ум, честь и совесть? А теперь дружим как раз с представителями той идеологии против которой воевали. Так мы в тот раз ошиблись? Или сейчас ошибаемся? Когда нас подвели ум, честь и совесть, тогда или сейчас? Нет сейчас мы не можем ошибаться. Ответ дает наш нынешний ум, честь и совесть: те, которые прежде заявляли, что они ум, честь и совесть, оказались извращенцам, глумившимся на традиционными ценностями. а граждане, повторявшие, что прежние лидеры – ум честь и совесть, не имели ума. «Ум, честь и совесть» перешли к новой власти, как переходящее знамя. Было красным стало триколором.
Каждый советский учебник истории, по которым я еще учился в школе, и в институте, повторял о руководящей и направляющей роли партии. Более того введение почти в каждый учебник начиналось цитирования классиков марксизма-ленинизма по данному предмету. Например, что сказал Маркс о физике, Ленин о химии. И если Маркс ничего не сказал про сопромат, это Марксов недочет. А если наши руководители сказали, что генетика и кибернетика – продажные девки империализма, то и учебников таких не ищи. Например, в учебнике по гидравлике и насосам, имелся раздел под названием «преимущество советских насосов над зарубежными».
И если сейчас роль партии не подчеркивается, не беда. Ее заменили словом народ. Все доходчиво для народа: наш народ – ум, честь и совесть нашей эпохи. Кто против этого постулата? Кто не патриот? «Кто хотит на Колыму? Выходи по одному.»
Мне скажут, что для учебника истории в любой стране свойственно хвалить свой народ. И все же, не совсем так. Германия сделала выводы из прошлого. Там в учебниках истории нет прославления периода гитлеризма и подвигов немецкого народа в эти годы. Другое дело мы. Как-то мы услышали от президента, что СССР один на один сражался с Гитлером. Собственно, не он этот тезис придумал. А, что, разве не так? Разве мы не сражались, не лили кровь в тяжелейшей войне. Еще как лили. Так лили, что теперь нашими страданиями похваляемся. И упрекаем тех, кто пролил меньше. Только забыто, что СССР с 1939 года, с захвата Польши до самого нападения Германии на нас был союзником Гитлера. То есть союзником того, кто к тому времени, наплевав на договоры, оккупировал Австрию, Чехословакию, Польшу, Бельгию, Голландию, Францию и воевал с Британией. А где же были в то время ум честь и совесть партии? Не пересмотрена в России история тех лет. До сих пор в фильмах и книгах СМЕРШ и НКВД - в авангарде наших войск, сражающихся с захватчиком.
И ее мне скажут, что у каждой партии можно найти грехи и просчеты. Да, безгрешных партий не найти. Но не каждая партия сразу же объявляет себя умом, честью и совестью эпохи.
2
Ум честь и совесть в моей истории
Но спустимся с баррикад философии на грешную землю, в суету будней. Тезис «ум честь и совесть» для советского человека, как портрет Ленина на деньгах. Мимо не пройдешь. Вот два забавных, на мой взгляд, эпизода моей истории.
Я учился в техническом вузе. Но История партии на первом курсе – предмет обязательный. Преподавателем была немолодая очень приятная женщина. Доктор наук. И вот рассказывает она нам на семинаре, что темой ее диссертации была «Ленин в Бауманском районе.» Естественно, города Москвы. Известен, говорит она, всего один эпизод, когда Ленин бывал в Бауманском районе, выступал перед рабочими.
Я слушаю и не совсем понимаю, что из этого материала можно высосать для диссертации. Но может быть, если сосать, и высосешь. А преподаватель рассказывает, из тех, кто тогда слышал Ленина, на момент подготовки ее диссертации остался всего один человек. И когда она этого товарища разыскала, оказалось, что он так стар, что не помнит, как его самого зовут. Тем более про Ленина. Ну тут я по наивности своей возьми, да и ляпни:
- И что с диссертацией?
- А что? Все нормально, - отвечает преподаватель.
- Ну, если он ничего не помнит…Вы тему сменили? – я хоть и первокурсник, был в курсе этой кухни. Среди приятелей моих родителей, писавших диссертации, были такие, кто по ходу менял темы.
- Нет, не сменила, - ответила преподаватель, явно удивившись моему вопросу.
- А как тогда? – удивился я.
- Ты мальчик не понимаешь, - сказал преподаватель таким тоном. не допускающим дискуссий. Я понял, что вопрос закрыт. И проехали. И не вспомнил бы я об этом
Четыре курса мы состояли в ДНД, добровольной народной дружине. Это она называется добровольной. А на самом деле, куда ты денешься. Не будешь ходить – могут и из института отчислить. Но на пятом курсе, нам, как бы, дали вольную. И тут же насели: пишите заявление. Мол, не могу без дружины, прошусь обратно. А я заартачился. И вызвали меня на бюро комитета комсомола. Не факультетского, а институтского. На суд олимпийских богов, которым и освобожденные секретари правят. А это народ принципиальный, сурьезный, без шуток.
Пока шло обсуждение из внутренних дел, я жал в коридоре. Наконец меня вызвали. Спросили, почему я не хочу в ДНД. Я ответил, что это добровольная организация. А в добровольную силком не тянут. Мне возразили, что я столько лет в комсомоле, а не знаю, что такое демократический централизм. А согласно демократическому централизму я должен делать, как велит коллектив, и писать заявление. А если я упорствую, значит, я не понимаю политику партии на современном этапе. А если человек не понимает политики партии, как он может быть комсомольцем? А как не комсомолец может быть студентом советского вуза?
Запахло керосином.
Меня лично в президиуме никто не знал. Выудили какую-то папку из лежащих на столе, стали ворошить листки и зачитывать мои прегрешения. Это было нечто типа это моего персонального дела. Надо же! А я и не догадывался, что такое существует. Думал, что обо мне говорит достаточно моя зачетка. А оказывается где-то притаилась и папка. Но какой там может быть криминал, когда я - что ни на есть самый рядовой комсомолец? Немного в папке было листов.
Среди компромата оказалась докладная, как я на истории партии донимал преподавателя провокационными вопросами. А ведь там на семинаре была только наша группа и преподаватель. Исключаю, чтобы она на меня капнула. Значит, кто-то из моих одногруппников. Возможно, капнувший спокойно продолжал учиться рядом со мной. Я в памяти перебирал, кто бы это мог. Скорее всего написала девушка. Девушки больше эмоциональны, внушаемы и преданны. И если уж стукнет, то преданны и комсомолу до такой полной отдачи, что считают, что заложить товарища - это дело чести и совести.
Молодая женщина в президиуме, путаясь в почерке, зачитывала мои прегрешения. А я про себя посмеивался, считая, что это не грехи, а детский лепет. Но президиум в тяжелом молчании смотрел в красный бархат стола. «Тише ораторы, ваше слово, товарищ маузер».
И я услышал вердикт: ДНД – это одно из направлений работы партии. А партия – ум честь и совесть нашей эпохи. И выкатили мне ультиматум: или я тут же, не выходя из аудитории, пишу заявление о вступлении в ДНД, или меня ждут большие неприятности.
Ну ничего не попишешь, пишу покаянное заявление. И тут, пока я мостился у стола президиума, чтобы написать заявление, встала Нина Шабрина, из соседней группы. Я уже четыре года отучился рядом с ней, жил с ней в одной общаге, и не знал до этого дня, что она в эшелонах комсомольской власти. Вроде девушка нормальная, раскрепощенная, не зашоренная. А вот оказывается, что в первых рядах борцов. И она встала и сказала, краснея, что она меня знает, как преданного комсомольца и готова за меня поручиться.
Это был почти подвиг. Хотя я уже написал заявление, и подвиг напоминал возложение головы на рельсы после того, как поезд прошел. Но все-таки, не всякий отважится встать и заявить о своем особом мнении, отличном от мнения коллектива. На кухне не всякий скажет. И я, никогда до того, на Нине взгляд не задерживавший, смотрел на нее удивленными глазами. Конечно же, на ее груди был комсомольский значок. На такие мероприятия без значка не ходят. Но помимо значка обычная девушка. К сожалению, не красотка. Приятно было бы, если бы руку помощи протянула какая-нибудь Марина Влади. Но Марина Влади, наверное, даже не в курсе, что такое демократический централизм.
Стал я снова ходить в ДНД, и был рад что так легко отделался. Но как отделаться от чувства долга. Я оказался в долгу перед Ниной. Теперь каждый раз встречаясь с ней, то на лекциях, то в столовке, то в общаге, я видел перед собой не девушку, а человека, который закрыл меня своей грудью. На которой теперь, в обычной обстановке, не было значка. Что я могу предложить? Заслонить ее своей грудью? Как я могу заслонить своей грудью члена комитета комсомола? Помочь с учебой? Ведь девушкам всегда сложнее с техническими дисциплинами.
Я как-то приметил ее в чертежном зале. Прежде прошел бы мимо. Но тут неуклюже подгреб и задержался с умным видом у ее кульмана, просмотрел лист. Она продолжала чертить, словно рядом с ней стоит тот не, кто перед ней в долгу, а рядовой комсомолец. Я помялся и предложил свою помощь. Она оторвалась от листа с таким видом, словно только сейчас меня увидела рядом. Посмотрела на меня таким же изучающим взглядом, как на свой лист. Словно понимает, что я не ради помощи с листом подошел, и спросила:
- Что-то не так?
Про что она спросила. Про лист? Про меня?
- Пока все так. – сказал я, - Но, если надо, я могу помочь.
- В чем? - она усмехнулась, понимая, что притаилось что-то недосказанное.
Я не отходил, мялся, ища слов для деликатного вопроса. И наконец спросил, не знает ли она, кто же написал на меня донос насчет Ленина. Я спросил и ловил изменения в ее лице. Я не мог рассчитывать, что она знает, поскольку она училась в соседней группе. Но все-таки Она улыбнулась
- Вот ты, о чем! А я-то думаю, что это он… Чего не знаю, того не знаю. Кто там видел Ленина, это последнее, что нужно брать в голову.
На этом эпизод номер один закончился. Эпизод номер два случился, когда я уже работал. Меня как итээровца, хоть и беспартийного, потянули на партсобрание. Таков порядок. Работал я на этом предприятии недолго. Коллектива не знал. Вел собрание парторг цеха по фамилии Мальцев. И вот по самый конец Мальцев говорит:
- Ну, а теперь приступаем к делу Павла Ивановича. Пусть скажет, как он над собой работает. Павел Иванович отчитайся.
Павла Ивановича я совсем плохо знал. И не понимал, в каком направлении он должен работать над собой. Павел Иванович встал и только начал что-то бубнить, как Мальцев его прервал:
- Нет, ты уж выйди к трибуне и погляди в глаза партийному коллективу.
Что он мог такое сделать, чтобы ему на собрании глядеть в глаза партийному коллективу? Павел Иванович неохотно пошел к трибуне. У трибуны он преобразился, лицо стало решительным, как у памятника герою.
- Я член партии, и этим горжусь, - с пафосом произнес он, - А как говорил Ленин, наша партия отличается правдивостью. Наша газета называется «Правдой». Партия - ум честь и совесть
- Нашей эпохи, - добавил Мальцев, - Ближе к делу
- Так вот и я не стану врать. Праву так правду. Правду и только правду. Поэтому честно, как коммунист, заявляю: пил, пью, и буду пить.
Свидетельство о публикации №224061700917
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 17.06.2024 18:07 Заявить о нарушении
Леонид Колос 17.06.2024 19:33 Заявить о нарушении