Пушкин - наш...

пушкинский мемореал*
или сценарий мемофильма
в стиле поп-арт
с элементами анимации
и мультипликации
(набросок)

«И жить торопится 
и чувствовать спешит…»
…Но что ни сделает, то, право,
и неживого рассмешит!..

«Нет, я не Пушкин — я другой!..»

Прелюдия
*
Нет, я не Пушкин — я другой!..
Но кто? Неведомый посланник?! —
Своих иллюзий пленник или странник,
с душою русской — не простой...
*
Всё то, что начал, то закончу —
иной ведь вряд ли довершит…
Плывёт корабль, бортами прочный,
в нём груз таинственный лежит.
*
Кто разорит святые трюмы,
возьмет фрегат на абордаж —
толпе мои откроет думы?
Или корабль тот мираж!..
 
               
Мем номер раз1
(политические координаты)

Митинг-демонстрация

Картинка: (бобслей кадров прошлого и настоящего) выступления агитаторов и главарей. Список выступающих: сиамские близнецы Белинский и Писарев, Керенский в Думе, Ленин на броневике, Сталин на Мавзолее, Хрущев в ООН, Брежнев на охоте, Ельцин на танке, Горбачев в Форосе, Жириновский в бане, Зюганов на Анпилове. Говорят то хором, то по одиночке… начинают и, не заканчивая, продолжают не с начала и не с конца и закадровый текст превращается в бессмысленный и абсурдный бубнёж.                               
Закадровый текст:
«Пушкин, создав емкий, гибкий, богатый и чрезвычайно выразительный литературный язык и великолепный стих, дал решительный толчок процессу всенародной любви к языку, к слову, к стиху и к самой культуре языка, как основного средства общения!..
 
Картинка: выступление поэтов и литераторов. Список выступающих: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак, Бродский, Булгаков, Хлебников, Вознесенский и т. д. в боевой раскраске индейцев. Пушкин в центре круга в перьях вождя племени:
Закадровый текст:
«Все дело в связях, в том, чтоб их  вначале слегка нарушить. Я не хочу слов, которые изобретены другими. Все слова изобретены другими. Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого свои соответствующие гласные и согласные. Если замах мой широк, мне нужны для этого податливые слова с широким замахом, слова же господина Н. не больше двух с половиной вершков».

Картинка: Санкт-Петербург с высоты птичьего полета: Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Ангел парящий над городом, Зимний дворец, Троицкий мост… открыточные виды Петербурга.
Закадровый текст:
Когда-то, кем-то было предсказано: «Быть сему месту пусту...» Много раз это повторяли на разные лады, то ли из ненависти, то ли из страха, но и по сей день живут здесь и Лев Николаевич Толстой, и Николай Васильевич Гоголь, и Федор Михайлович Достоевский, и Василий Андреевич Жуковский, и Антон Антонович Дельвиг, и Александр Сергеевич Пушкин и Дантес (данные взяты из телефонного справочника по Санкт-Петербургу за 1997г). Да мало ли кто здесь живет, жил и жить будет. Все было: и февраль, и октябрь, и июнь, и август, и снова октябрь, и черный вторник, и пятница тринадцатое, и снова август, и 500 дней, и 900 дней и ночей - а он всё стоит, стоит и стоит. Потому, наверное, что сказано: «Люблю тебя Петра творенье...» и это как-то, знаете, обнадеживает, потому что в этом есть какая-то непоколебимая перспектива.

Мем номер двас2
(неофициальная часть)
 
Увертюра

Картинка: Пушкин в различных облачениях: дворник, генерал, водолаз, летчик, пожарный, космонавт...               
Закадровый текст: «Пушкин всякий. Пушкин разный. Пушкин с веником и нимбом. С топором и пистолетом. С бакенбардами и лысый. При регалиях и без...»

Картинка: в облике Пушкина: ты, я, он, она, все и город, и цветы, и море, и концерт...
Закадровый текст: «Только разве ж это Пушкин?! Это ж так - игра природы, Видимость изображенья...»

Картинка: на Невском в фанерного Пушкина может всунуться каждый и сняться «на фотокарточку»... 
Закадровый текст: «Сам ты Пушкин - Вот в чем соль!»(КА)               

Народное гуляние
(пивной праздник)

Картинка: за столиками небольшого кафе на Невском собрались люди. Просто так, посидеть, пива попить. Разговорились по случаю юбилея:
Закадровый текст:
- Пушкин, Пушкин... Да так ли уж велик ваш Пушкин?
- И, в самом деле, чем он знаменит?! Десятком-другим ловко скроенных пьес?
- Да и про них то ничего и не скажешь, кроме того, что они ловко сшиты?
- Да, да-да... Правда, правда... И я тоже, согласен… Ловко сшиты?!
- Вот вы только послушайте, что мне умные люди рассказали. «Пушкин все что-то писал, писал. Однажды Жуковский застал его за этим... писанием. И воскликнул : «Да никак ты писака!? С тех пор Пушкин полюбил Жуковского: за то, что и он большой знаток в вине и всегда знает, где достать лучших устриц. Он стал называть его по-приятельски просто Жуковым.
- Еще есть занимательнее история, говорят истинная правда. Когда Пушкин сломал себе ноги, то стал передвигаться на колесах. Друзья любили дразнить Пушкина и хватали его за эти колеса. Пушкин злился и писал про друзей ругательные стихи. Эти как
их...тьфу - эпи-грам-мы, вот!   
- И любил же он, говорят, камнями кидаться. Разойдется так, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!
- Говорят природа, слава Богу, на потомках великих отдыхает.
- И, что... никак дети у него были?
- Да как не быть. Да, только... малость того.
- Что... что?! Расскажите!
- Да, вроде как, даже и не ловко рассказывать. Говорят у Пушкина было четыре сына, и все идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле - все время падал.
- Да, что сын-то... Сын!? Пушкин-то и сам довольно плохо сидел на стуле. Бывало сплошная умора: сидят они за столом: на одном конце Пушкин все время со стула падает, а на другом конце его сын. Я, как честный человек, скажу: «Просто хоть святых выноси!» Ну, ладно. Я пошел.
- Эй, ладно, а кто за пиво будет платить?
- А-а... Пушкин!

Картинка: Невский проспект: атмосфера карнавального пивного праздника.
Закадровый текст:
- «Окуджаве с Пушкиным нельзя. Можно лишь Синявскому да Терцу. Чу! Ливреи отворяют дверцу - И на ветер, бантами скользя, На стезя свои выходит Пушкин! Славный малый! Душечка! Пацан!
- Он выходит на прогулку сам, А Синявский с Терцем ждут по одаль...
- И идут они все троя в ресторан, Принимают внутрь водку с перцем…
- И гуляют с нею по дворам. И двоятся, вишь, Синявский с Терцем.
- И пока поэт не слишком пьян, Спровоцируй гения на честность: «Кто приносит нам не безызвестность ?!»
- Публика - Царица Обезьян».(КА)

Официальная часть
Митинг-демонстрация
(продолжение)

Картинка: выступление агитаторов и главарей: (список продолжается). Появляется демонстрация с портретами юбиляра: стройные ряды молодежи, физкультурников и детей. Они выстраивают композиционные сюжеты на темы произведений Пушкина и пирамиды из флажков и своих тел. Пионеры в красных галстука. Бьют барабаны. Поют пионерские горны.               
Закадровый текст:
«Пушкин вооружил следовавших за ним во времени творцов этим совершенным средством для выражения любых идей и чувств, разработал ряд необходимых для этого новых жанров и сам возглавил процесс художественного выражения этих идей и образов...

Картинка: выступление поэтов и литераторов: Ахматова и Зощенко; на процессе Синявского-Даниэля, на выставке в Манеже, на бульдозерной выставке, на суде над тунеядцем Бродским, на вручении нобелевки Солженицыну; авторы альманаха «Метрополь» (список)...               
Закадровый текст:
Пушкин: Можно стать свидетелем возникновения членораздельной речи. Я просто произвожу звуки: всплывают слова, плечи слов, ноги, руки, ладони слов. Стихотворение - это повод по возможности обойтись без слов и языка. Этого проклятого языка, липкого от грязных рук маклеров, от прикосновений которых стираются монеты. Я хочу владеть словом в тот момент, когда оно исчезает и когда оно начинается.               

Экскурсия по пушкинским местам
(на тему  «Пушкин и мы»)

С микрофоном по городу: (типичные вопросы туристов экскурсоводу):
- Кто такой Борис Годунов?
- Из-за чего стрелялись Пушкин и Лермонтов?
- Правда ли что городу Пушкину вернут его историческое название Павловск?
- Когда в Петродворце отремонтируют Бахчисарайский фонтан?
- Где в Петербурге проходила Болдинская осень?
- Бывал ли Пушкин в этих краях?
- Как отчество младшего сына А. С. Пушкина?
- Была ли А.П. Керн любовницей Есенина?
- Правда ли, что настоящее имя Пушкина - Абрам Ганибалович Пушкинзон?

Картинка: водный праздник на Неве, в парках и на островах.
Закадровый текст:
- «Стоят погоды дивные! Мужицкий дух некрасовский Смердит как самогон.
- Жандармы ходят парами, Из окон слышно разное, Вдали Тынянов с Лотманом,  На лодочке плывут.
- Студенты разночинные Листают книжки вредные. Природа пахнет яблочно И барышни в цвету...
- А Пушкин - Красно Солнышко над главами «Онегина» Томится всеми проклятый, И смотрится в окошечко, И падает душой.
- И хочется родимому Попить винца с девицами, И хочется кудрявому Проехать на двуколочке,
- И очень, очень хочется, Ну просто очень хочется, Ну просто жутко хочется И можно б, да нельзя!»(КА)               

Официальная часть
Митинг-демонстрация

Картинка. Стройные ряды Политиздата, Учпедгиза,  ГлавЛитУпра, рядовые члены Союзов Писателей
Закадровый текст:
Эти идеи, воздействуя на сознание людей, приобщившихся литературе, подготавливали его, в конечном счете, к идее-выводу о примате этики над государственным началом, то есть о желательности, хотя и утопическом для настоящего времени - установления высокоэтического контролирующего и направляющего начала над аморальным
               
Картинка: Нестройные ряды самиздата с фигой в кармане и произведениями написанными «в стол», Эдичка Лимонов и Веничка Ерофеев...
Закадровый текст:
Пушкин: У каждого слова свое дело! Здесь слово само стало делом. Хотя скорее можно сказать и об его отсутствии... Но хватит об этом! Вопрос вот в чём: почему дерево после дождя не могло бы называться плюплюшем или плюплюбашем? И почему оно вообще должно как-то называться? И вообще во всё ли наш язык должен совать свой нос? Слово, вся боль сосредоточилась в нём... Слово, господа, - общественная проблема первостепенной значимости.

Газетная хроника
и новостная лента пушкиниста

«Российская газета», названия заголовков: «Санкт-Петербург - культурная столица России», «Город Пушкин - культурная провинция Петербурга», «1999 год объявлен ЮНЕСКО годом Пушкина», «Руки прочь от Пушкина», «Пушкин и теперь живее всех живых», «Учиться, учиться и учиться… русскому языку - как завещал Великий Пушкин».

Диктор Левитан, стоя на руках головой вниз декламирует тексты, лежащие перед ним на полу; «железный бархат» голоса Левитана: От Советского информбюро… Донжуанский список Пушкина. Новые подробности… зачитывает список;

Левитан (бархатным голосом): Информация от «Спидинфо» - «У Пушкина в жизни было две страсти — стихи и женщины. И если музе Пушкин был верен, то прекрасным дамам изменял налево и направо. Он бросал своих внебрачных детей, писал злобные эпиграммы на женщин, которые ему отдавались. Пушкин умудрялся даже доводить до слез привыкших ко всему петербургских проституток. Чего стоят только прогулки Пушкина по русским баням… да, слабовато Ренуару до таких сибирских ню.

Перфоманс «В постели с гением» и Всесоюзная викторина «Угадай сколько любовниц было у Пушкина».
Своей невесте Наталье Гончаровой он умудрился изменить за пару месяцев до бракосочетания. Да и потом не думал хранить ей верность. А вот сама Наталья Николаевна была верна поэту, даже несмотря на то, что влюбилась без памяти в Дантеса.
6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Пушкина.
«Спидинфо в Питере» выяснил, от кого гений сходил с ума.

«Невозможно быть более некрасивым — это смесь наружности обезьяны и тигра», — так нелестно отзывалась о Пушкине графиня Долли Фикельмон. Впрочем, это не мешало ей однажды соблазнить уже женатого поэта.

«Адель в стихах души не чает? Поэта в гости поджидает, и страстно от любви кончает, когда Баркова ей читает».
«Поручик, не бери на мушку. Слова, слова… но выход есть. Стихов амурных гений Пушкин: «Кончаю, страшно перечесть!» (Ржевский).

Наталья Николаевна его очаровала и «огончаровала». Срок сватовства был длительный, и Пушкин успел несколько остыть. Его отношения с женой, которой он изменял, были теплыми и глубокими; Александр Сергеевич был счастлив в браке. Несмотря на непривлекательную наружность, поэт пользовался огромной популярностью у дам, и сам бесконечно влюблялся. В письме княгине Вере Вяземской Пушкин, шутя или всерьёз, сообщает: «Моя женитьба на Натали (замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».

Нравы пушкинской эпохи были весьма фривольными в отношении любовных утех.
Впервые Александр Сергеевич влюбился в пять-шесть лет. Его избранницей стала восьмилетняя Соня Сушкова. Соня не ответила Пушкину взаимностью. Неудачей закончилась и любовь пятнадцатилетнего поэта к супруге историка Карамзина. Екатерине Андреевне было тридцать пять лет (дама не первой свежести). Пушкина это не остановило, он признался её в любви, чем до смерти насмешил Карамзиных.

В лицейские годы с Пушкиным приключилась забавная история. В коридорах Екатерининского дворца он поцеловал пожилую фрейлину, перепутав её с горничной. Дама была оскорблена и пожаловалась Александру I, который отнесся к происшествию весьма благодушно, с юмором. Пикантную историю оставили без последствий.

Закончив лицей Пушкин пустился во все тяжкие. Вплоть до своей высылки из Петербурга он с Жано (Пущин) посещал фешенебельный публичный дом Петербурга. Владелица заведения не раз жаловалась на поэта полиции как на «безнравственного человека, развращающего её овечек».

Пушкин не обходил вниманием и доступных актрисок и всех тех кто был податлив на его уговоры. За эти три года он переболел не однажды венерическими болезнями. Это была беда многих. Результатом похождений поэта тех лет стало злое четверостишие: «Иной имел мою Аглаю За свой мундир и черный ус, Другой за деньги — понимаю, Другой за то, что был француз».

Репутация любвеобильного ловеласа закрепилась за Пушкиным после скандальной истории с женой его начальника-генерал-губернатора Михаила Воронцова. Это стало верхом бесстыдства. Сама Елизавета Ксаверьевна назвала поведение поэта неслыханной наглостью. Это только раззадорило поэта. Поэт написал злобную эпиграмму на новороссийского и бессарабского генерал-губернатора: «Полумилорд, полукупец, Полумудрец, полуневежда, Полуподлец, но есть надежда, Что будет полным наконец». Разъяренный генерал-губернатор потребовал, чтобы Пушкина убрали из Одессы.

Внебрачные дети Пушкина: об этом стихотворец в беседе с писателем Борисом Федоровым накануне сватовства к Гончаровой обмолвился так: «У меня нет детей, только вы****ки».

История с вы****ком Пушкина от дворовой девки продолжалась и после того как его внебрачный сын, не прожив и трех месяцев, почил в бозе. О смерти сына он узнал только спустя несколько лет. Эта связь дорого обошлась Пушкину. Ольга Калашникова (дворовая девка Пушкина, кстати, сводней в этой «лавстори» поэта была любимая няня Пушкина Арина Родионовна) потом не раз отправляла возлюбленному в Петербург письма с просьбой прислать денег.

«Огончарованный» Пушкин женился, руководствуясь скорее не сердцем, а рассудком. После женитьбы поэт «крутил любовь» с графиней Долли Фикельмон, внучкой Кутузова и дочерью Елизаветы Хитрово. У Пушкина с Елизаветой Михайловной тоже был роман. Сама Хитрово так страстно влюбилась в поэта, что после разрыва долго досаждала ему просьбами о свиданиях. Пушкин ошеломлённый таким напором статс-дамы (фрейлины двора) рассказывал всем, как пробирался к ней глубокой ночью в особняк. В библиотеке Юсуповского дворца были обнаружены двадцать семь писем Пушкина к Е. Хитрово.

При этом Пушкин предусмотрительно поучал Натали: «Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона… Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой…»

Что ж как чувствовал поэт. Её отношения с Дантесом в какой-то момент могли выйти за границы флирта. Но «non fatis», этого не случилось. Пушкинисты нашли письма Гончаровой к Дантесу. В одном из них Натали ему призналась: «Я люблю вас так, как никогда не любила, но не просите у меня большего, чем мое сердце, потому что всё остальное мне не принадлежит». 

«Пушкинская правда» последние известия: «Поножовщина в цыганском таборе», «Ещё один вернувшийся кавказкой пленник», «Смерть у фонтана», «Соловьев-Разбойник и Говорящая Голова»…

Народная байка

Пушкин был повеса, картёжник и дуэлянт. В отсутствии карточной игры долгие часы проводил в поэтическом созерцании. Сытно перекусив, шёл на прогулку. Время от времени поднимал тяжелую трость, имитируя поединок — то ли с предполагаемым литературным соперником — собратом по перу, то ли ревнивым рогоносцем — мужем объекта его поэтического вожделения...
Мало кто знает, однако, что Александр Сергеевич был эротоман и фетишист. Ну, посудите сами: «с любовью лечь к её ногам! Как я желал тогда с волнами коснуться милых ног устами...» — ну, и так далее. Зная такую слабость Мартышки, лицеисты, «братья по несчастью» — Жанно с Кюхлей заказали мастеру амурных гравюр колоду карт с рисунками на чувственные вирши поэта.
Когда Жанно приехал в Михайловское, куда за вольнодумство был сослан Пушкин, он передал ему этот подарок. Пушкин не на шутку развеселился — тут же придумал остроумную забаву: угадай, чья ножка!— выбрать из донжуанского списка имя той, чья прелестная форма изображена на игральной карте.
Когда друзья собирались за чаркой, они всегда вспоминали об этой забаве. Выпив шампанского, всю ночь развлекались, восклицая: Мосье, ваша ножка бита!.. После чего, проигравший, сняв исподнее, бежал вокруг усадьбы.

Смерть Грибоедова.

Картинка (синхрон): Романс Глинки. Портреты погибших поэтов: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Блок, Гумилёв, Хлебников, Есенин, Маяковский, Мандельштам, Цветаева, Рыжий и т. д.
Закадровый текст:
«Серьезный Пушкин. Усталый Глинка. А между ними - Вазир-Мухтар. Кавказский вечер. Луна-лезгинка. И трель романса - Последний дар... Не пой, красавец, Не надо песен, Не надо писем - Вернись живой... Вазир был первый, кого венчали С печальной музой - Всегда вдовой.»(КА)

Детство поэта

Картинка: пушкинские рисунки Нади Рушевой и стихи Ники Турбиной.
Закадровый текст:
- «Жизнь моя - черновик, На котором все буквы - Созвездья. Сочтены наперед Все ненастные дни.
- Жизнь моя черновик. Все удачи мои, невезенья Остаются на нем, Как надорванный Выстрелом крик».(НТ)

Картинка: юный Женя Кисин играет Моцарта Piano Concertos Nos 20 K66 & 27 K595
Закадровый текст:
- «Мальчика звали Пушкин. Был он кудряв и черен - Правнук прямой Ганибалов, Ну, а в душе- поэт.
- Мамы его любили. Папы его обожали. Няньки ему умилялись. Дядьки же так рассуждали: «Махонький гад, да шустрый! Знать далеко пойдет».(КА)

Картинка: светский бал и современная дискотека: микс из музыки Мендельсон и «Рritti woman».
Закадровый текст:
- «На беспечных балах, За бокалом вина И под взглядами Анны Керн, В декабристских кружках И в охотном ряду, И в объятиях Анны Керн, На виду у толпы, Под цензурным ярмом И в покоях у Анны Керн - Не стригал он ногтей: Он цеплялся за жизнь И за Анну Петровну Керн».(КА)

Цепочки
(смысломемов)
 
Дон-Жуан – Моцарт - Пушкин- Высоцкий

Запах женщины. Первые впечатления детства: аромат цветов… и запах женщины.
Вкус молока и аромат миндаля. Запах манящей свежести и солнечный блик, играющий на белоснежной груди кормилицы.

Голосовые вибрации
(от песни кормилицы к серенадам возлюбленной)

Не обладая внешней грацией, он обладал внутренней. Грацией сентенций, которая выражалась в детальной организации слов и созвучий, сопровождаемых голосовой вибрацией тембра обольстительной силы.
Подобно оперному певцу поэт распускал свой павлиний хвост из трелей и рулад, наполненных нектаром слов.
Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Мольера.
«Скажите мне, почему «Похититель» Освистан партером? Увы, потому что бедный автор Похитил его у Мольера.» (перевод с французского)

Голос Пушкина

По общем отзывам современников Пушкин декламировал плохо.
Своеобразная, приглушенная грудным голосом манера чтения компенсировалась силой вложенного в текст чувства, отражавшего всю глубину авторской мысли.
Выразительные глаза поэта с расширенными зрачками, светились золотыми искрами, были прозрачны и таинственно глубоки.
Казалось, торжественная дума озаряла их изнутри, отсвечивая весь его неправильный облик.
Пушкин бывал вял и неинтересен, пока не доходило до того, что задевало его за живое. Тогда его речь превращалась в виртуозную импровизацию.
Однако его разговор вряд ли мог служить спичем, составленным из общих мест его литературных произведений.
В этом смысле он был более естественным и, выражаясь современным языком, адекватным самому себе.
Отвечая доверчивой привязанностью дружески-покровительственному отношению Р., Пушкин воспринял отраженный его блеск изящных манер, тонкой насмешки и рассеянность военного денди, которые служили особой визитной карточкой в любой светский салон.
Эта жеманно-метафорическая маска «а-ля герой нашего времени» была целью всякого начинающего молодого человека, стремящегося быть центром внимания молоденьких девушек и их разборчивых мамаш.
Играя на сердечных струнах, Пушкин сочетал в себе мягкость ласкового котенка со строптивостью неоседланного мустанга.
Взорваться или «взбрыкнуть» -  шло от свойства его натуры, которая была сродни природы свободного скакуна.
При попытки его заарканить, взнуздать и оседлать он взрывается и взбрыкивает. Так что порой рвет удила, сбрасывая опрометчивого седока, легкомысленно пожелавшего его оседлать.
Такой горе наездник непременно выпадает из псевдоседла, рискуя свернуть себе шею.
Уязвимая душа поэта нуждалась во внешней защите. Утонченность и изысканность костюма у него дополнялась изысканностью и утонченностью манер, способных удовлетворить любого недоброжелателя.   
Фатальная грация Дон-Жуана, в образе героя любовника, внешне проявлялась как эффект физиологической реакции на перманентную стрессовую ситуацию. Типичным случаем которой была ситуация застигнутого врасплох любовника.
Благородная цель поединка соперников за честь и достоинство, в котором роль дамы была первостепенной, реализовывалась точечным ударом шпаги, приводящем к летальному исходу обидчика, служащего своеобразной компенсацией прерванному коитусу.

Внешность поэта

Пушкин был небольшого роста, но атлетически сложен.
Взгляд тёмных пронзительных глаз поэта в бездонных зрачках скрывал истинные намерения хозяина.
За полусонными тенями ресниц охотника таился хищнический блеск орнитолога- лепидоптерофилиста, изощрённого коллекционера красивейших хрупких созданий. Способного одним ударом чувственного острия иглы пронзить трепетного мотылька, приколов к жертвенной подушечке.
Накрыв прозрачным колпачком обольщения, любоваться бликами свечей, мерцающими на розовых ланитах потенциальной жертвы.
Амалия, Эльза, Калипсо... - список женских имен, манускрипт разочарований и утрат пылкого и страстного любовника, чьи страсти ложатся тенью, музыкой и узором судьбы на слова поэтической юдоли.
Брак, семья - этот союз больше обязует, чем обещает. Любовь ли? Ревность - испытание. И честь с достоинством, но дамы ли сердца, иль только имени его?!
Он как раненый зверь, попавший в смертельный капкан, которых сам расставил сотни, и в которые попадал не раз. Можно представить ярость мустанга, оседланного стечением обстоятельств, с душой разъедаемой ядом ревности и уязвленностью самых чистых намерений.
Список жертв Дон-Жуана хранит отпечаток школьного гербария. Дивный волосок, смятая записка, где вперемешку с интимными впечатлениями гурмана, засушены и дивные композиционные инсталляции будущих сюжетов.
От обнаженных натурщиц на фоне импозантных мужчин из Мулен Руж, до резвых спортивных Бентли и респектабельных Ролс-Ройсов у вилл Ниццы или на Ибице.
Смысл подвигов Дон-Жуана - бесконечный поиск единственной и неповторимой, у которой много имен, и всегда одно.

Интересное описание внешности Александра Пушкина
из воспоминаний современника

По воспоминаниям многих литераторов того времени, Пушкин часто устраивал большие приемы. Он был очень прост, любезен и до утонченности вежлив в обхождении, никому не давая чувствовать своего авторитета.
Однажды литературному критику Ивану Панаеву удалось увидеть великого поэта в повседневной бытовой обстановке. Дело было в книжном магазине Александра Филипповича Смирдина на Невском проспекте. Одновременно с Панаевым в помещение вошли еще два человека. Один был высокого роста, с важными манерами, полный, но при этом одет как истинный франт. Другой - среднего роста, одетый без всяких претензий и даже немного небрежно. «У него были курчавые белокурые волосы, арабский профиль, полные губы и «необыкновенно живые и умные глаза. Оказывается, это был сам Пушкин, который в этот момент выглядел так, как будто только что сошел с портрета Кипренского».

Иван Панаев был в полном замешательстве и не знал, что же делать: то ли подойди ближе, то ли вовсе уйти из магазина, чтобы не мешать таким важным персонам. Преодолев свою робость, он всё же решил подойти поближе, чтобы рассмотреть Александра Сергеевича подробнее. Больше всего Панаева поразили огромные ногти Пушкина, которые уже больше походили на когти. «Выражение лица поэта меня приятно удивило. Оно показалось мне очень симпатичным, а улыбка чрезвычайно приятной и добродушной». В этот момент Пушкин спросил у Смирдина какую-то книгу и, получив ее, начал увлеченно листать страницы и перебрасываться репликами со своим спутником.

Когда они ушли, Панаев подошел к владельцу книжной лавки, чтобы узнать, кто же сейчас был с Пушкиным, да еще и в таких дружеских, непринужденных отношениях. Смирдин радостно ответил: «Это же С. А. Соболевский, близкий друг Александра Сергеевича. Прекраснейший человек! Он пишет для всех удивительные эпиграммы в стихах».

Пушкин и кино

Многие считают, что литература умерла, оставив после себя различные ископаемые окаменелости. Каждый из нас подобно археологу с медицинским образование, препарирует разъединенные временем составляющие, сохранившие по отдельности то, что раньше называлось литературой или то чем её называли.

Литература эмигрировала. Сначала в штаты, где обосновалась в Голливуде. Затем без остатка растворилась подобно кофейному суррогату в кинематографе. Кое чего перепало телевидению.

Начало этому процессу положил, как и многому другому... Пушкин.
Вот характерный пример и веский аргумент. Классик советского кинематографа Михаил Ильич Ромм, воплощавший навязчивую идею, что кино самое важное искусство и т. д. доказывает, что первый необычайно убедительный пример «кинематографического видения» у Пушкина.

МИР приводит кусок из «Пиковой дамы» А. С. Пушкин, Соб.соч.т.6,стр.336-339.
Далее следует не менее убедительный пример из «Медного Всадника», служащий в качестве классического примера монтажности.
«В высокой литературе (читай у Пушкина) можно обнаружить основные монтажные приемы. Разбивку на планы, параллельный монтаж, контрастные столкновения, смену крупностей» (М. Ромм «Беседы о кино»).

Слово умирает, рождается изображение. Естественный процесс сохранения эстетической энергии.

«Киноискусство не заимствовало монтажных приемов ни у литературы, ни у живописи. Иными словами, кинематограф в своем развитии достиг уровня, при котором вырабатывавшиеся тысячелетиями законы литературы стали в известной мере и его законами. Дальнейшее движение, дальнейшее развитие монтажных форм неизбежно должно оставить литературу позади.

Из всех искусств только кинематограф обладает ни с чем не сравнимыми возможностями прямого столкновения ярких зрелищных кусков, непосредственно воспринимаемых зрителем» М. Ромм.

Вывод: первый киносценарист – Гомер, изобретатель гипотетической режиссуры (литературный кинорежиссер-постановщик) – А. С. Пушкин.

Пушник и масоны

Признак
«…обычай деспот меж людей…»
 
Пушкина с детства окружали не только литераторы (дядя В. Л. Пушкин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. Н. Измайлов, Н. В. Сушков, М. Н. Марков), но и масоны. Ими были близкие родственники, преподаватели лицея и его выпускники. Среди них Сперанский, Энгельгардт, Пущин, Кюхельбекер, Горчаков — все они были масонами.

В формировании личности Пушкина принимали участие Вяземские – князь Пётр и его жена Вера, Карамзин, Чаадаев, Каверин, Катенин — все сплошь масоны. Все эти люди оказывали на него огромное влияние.

По воспоминаниям очевидцев один из ногтей поэта отличался особенной длиной. Это был ноготь на мизинце левой руки. Пушкин постоянно боялся его сломать, поэтому даже завел специальный наперсток, который надевал на мизинец, ложась спать. Отрастил такой ноготь себе поэт, разумеется, не случайно. Дело в том, что по такой примете часто друг друга узнавали масоны.

«4 мая был я принят в масоны» – писал Пушкин в 1821 году в своём дневнике. Ложа в которой состоял Пушкин, называлась «Овидий». Писал стихи на незаполненных счетных книгах ложи, используя их как черновые тетради. Вышел из ложи, когда Император Александр I указом закрыл масонские ложи.

Пушкин по своей природе не был человеком системы, без чего масонство немыслимо. После скандального судебного разбирательства по поэме «Гавриилиада» по иску Совета Синода последовала ревизия всех произведений поэта, и был установлен пристальный ежесуточный надзор церковных служек.

Суд решением постановил: избавить Пушкина от суда и следствия и предупредить, чтобы впредь не осмеливался выпускать в публику не пропущенных цензурой произведений под опасением строгого взыскания. Государственный Совет согласился с этим, добавив, что поручено за Пушкиным иметь секретный надзор. Царь утвердил решение, написав «Мне это дело подробно известно и совершенно кончено 31 декабря 1828 г.».

Над Пушкиным стремительно сгущались тучи религиозного преследования. Внимая голосу разума, поэт решил жениться.

После первой осечки - сватовства к члену Государственного Совета Оленину А. Н. (чиновнику европейского влияния), чтобы разом упрочить финансовое состояние, взяв в жёны его дочь Анну (получил отказ), по настоятельной подсказке «личного цензора», царя Николая I, и Митрополита (поменять приоритеты),  Пушкину в декабре 1828 года устраивают смотрины шестнадцатилетней Натали Гончаровой.

«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.»

18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание в трапезной Церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Настоял Митрополит Филарет (Дроздов) (канонизированный масон) и Пушкин венчался не там, где задумал – в домовой церкви князя Голицына в Знаменском переулке, а именно в Церкви Большого Вознесения.

У Церкви Большого Вознесения у Никитских ворот своя история. На колокольне масонский знак - лучезарная дельта - всевидящее око Господне. На фризе второго яруса колокольни тамплиерские кресты в круге, а на входных дверях колокольни тамплиерские кресты в венке.

И хотел бы уйти, да не мог.

При венчальном обмене колец кольцо Пушкина упало на пол и потом погасла свеча. Поэт побледнел и сказал: «Всё — плохие предзнаменования!»

«Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня?... От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу…»

В гроб поэта перед похоронами Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе.
 
Монтигомо — ястребиный коготь! Так его когда-то Пери называла. Он носил на пальце длинный ноготь — у Поэта в ногте жило жало!..

Цепочки (продолжение)

Пушкин - Терц - Шемякин - Довлатов - Шемякин - Петр – Церетели

Прогулки с Пушкиным

Поэзия Пушкина, при всей своей фривольности и воздушности, обладает некоторой спецификой усвояемости. Пушкинский воздух свободы, проникая в легкие, вызывает чувство легкого опьянения, которое испытывает альпинист при восхождении на горную вершину, а также первичные признаки обретения способности самостоятельного полета.

У испытывающего затрудненное дыхание по причине кислородного голодания и общей спертости воздуха в обществе, может возникнуть и неадекватная реакция, вследствие чего такой полет может закончиться катастрофой.

Адекватность подобного чувства сопряжена также с воздействием разряженного воздуха, т. е. естественным ощущением кислородного голодания, вызывающего нетривиальную апелляцию к любому заочному адресату.

Подобно тому как мышь обжегшись об искру фейерверка, видит в этом вину кота, так и хлебнувший свободы духа и творчества, опьянев, теряет литературную невинность. Уверовав же, что виной всему насильник-наушник в поэтическом обличии, лишивший целомудрие в тюремном ватнике его иллюзии, апеллирует по поводу её утраты к государственной идеологии, официально запретившей сексуальную революцию.

В дореформенной России поражает естественная сила дворянства барствовать и рабская сила холопов угождать. В современной России все переменилось... местами!

В младенческий период талантливого подражания игра служит им моделью реализации заложенных в них гениальных потенций.
В игре незаметно возникают проблески их неординарной личности, суть которых - вневозростная прозорливость.

Точность же и полнота воплощения замысла проявляется в ощущение масштаба предумышленной задачи. А умение выстраивать реальный план и достигать его реализации сопровождается сменой различных методов, а именно: гипотетического воспоминания, подбора-подстановки согласованно-гармонических частей целого, ощущения целого в его трактовке и интерпретации.

«Поэзия, в представлении Пушкина, основывается на припоминании уже слышанных некогда звуков и виденных ранее снов, что в дальнейшем ходе работы, освобождаются из-под спуда, открывая картину гения. Та картина существует заранее, до всякого творчества, помимо художника, дело которого её отыскать, припомнить забытое, и очистить.» А. Терц

Возрождение (1819 г.) Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
 
Умение охватить разом предмет исследования, как целое, дифференцировать его, одновременно давая ему точные характеристики и добиваясь адекватного воплощения - суть вещи свойственные гениям-строителям, создающим задел на века.

«И даль... я сквозь магический кристалл еще не ясно различал».

Такими были Петр Великий… и Пушкин.
Это подтверждают масштабы их мысли и чувства, содержащие в своей сути метафизическую обратную связь сотворчества творимого и творца.

Это аналогия ощущается и в безвременно и трагически оборванной жизни, обещавшей нечто большее. Ощущение вырванности последних страниц жизни носит отпечаток загадки, тайна которой велика есть.

Достоевский писал: «Пушкин умер в полном расцвете своих сил, и бесспорно унёс с собой в гроб некую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.»

Где ключ к разгадке загадочной смерти гения в расцвете лет…

Смерть поэтов в России фатальна Пушкин, Лермонтов, Блок, Маяковский, Есенин…
кумиром. Они о библейском… кивок на учителя, Вознесение…

Истинная поэзия в душе и это от Бога. Мысли и эмоции плохие советчики поэта. Слова могут быть вторичны. Чистая поэзия всегда между строк…

Судьба поэта в России как рулетка. Дуэль по своей сути есть разновидность русской рулетки.

«Эта русская рулетка – не балет и не конфетка, бьёт на выбор – мимо, метко, прилетит к тебе ответка, вечный проклятый вопрос – не дорос или подрос… Заряди патроном верным, прокрути и станешь первым, в этой теме – не вопрос!..»

 «Гибель героя последним рождением станет.» Райнер Мария Рильке. Дуинские элегии

Пушкин и Кот - петербургские коты

В последний год я был судьбой стреножен – журнал, долги, смерть матери – и, что же… сошёл с ума в злословье высший свет, а на Фонтанке кот с сачком во сне ответ: письмо, дуэль, тяжёлое раненье… и о невольном чижике вердикт–стихотворенье.
*
При чём тут кот – увы, не знаю, зачем на бабочек сачок, та бабочка ведь не летает – хотя пошла сейчас в зачёт!.. она попала в мои сети – любовных похождений плен, пусть распускает кто-то сплетни, любовь – полёт, а сплетни – тлен!..

Пушкин и карты

После смерти Пушкина Николай Первый проявил исключительную щедрость: назначил вдове и детям хорошие пенсии, приказал выдать жене 10 000 рублей и издать на казенный счет сочинения Пушкина в пользу его семьи, а также велел заплатить долги Пушкина на общую сумму 100 000 рублей - сумму по тем временам колоссальную.

Пушкин был всем должен: дровянику, молочнику, булочнику, прислуге, мелочной лавке, каретнику, извозчику, виноторговцу, модистке, портному, книгопродавцу, ростовщику...

Когда он умер в доме было только 300 рублей. Не на что было его похоронить. После него опека оплатила 50 счетов. Существенную строку в долговых расписках занимали карточные долги.

Выигрывать в карты Пушкин патологически не мог. Он мог только проиграть, причем крупно. Единственный противник, которому в игре с Пушкиным отводилась роль неудачника, должен был быть (просто-напросто) более чем он эмоциональным и еще более азартным человеком.

В этой ситуации игра тем более складывается в сторону Пушкина, если противник, очень недовольный складывающейся в картах ситуацией, к тому же плотно поел и крепко подпил. А по природе свой, он хотя и человек не без способностей, но простодушный добряк.

Испытывая известную пылкость, Пушкин играл и с лицейским однокашником Корсаковым. И с основателем изысканного клуба «Зеленая лампа» Всеволожским.
С адъютантами генерал-губернатора графа Воронцова. С отставным майором Великопольским, неудачливым соперником Пушкина и его поэтическим оппонентом в пагубной наклонности к игре.

С известным участником «четвертой дуэли» Завадовским.  С закадычными игроками - Шихматовым и Остолоповым. С библиофилом и  заядлым картежником Полторацким; с проезжающим на почтовой станции, с певцом ночи и картежником Голициным - внуком Н.П. Голициной, прототипом «Пиковой дамы».

В его доме Пушкин часто засиживался за карточным столом, здесь родились знаменитые строки: «Как в ненастные дни, собирались они часто, Гнули, Бог их прости, от пятидесяти на сто. И отписывали, и приписывали мелом, Так в ненастные дни занимались они делом.»

Киселев рассказывает анекдот: «В Петербурге я часто виделся с Пушкиным, при мне писал он стихи мелом на зеленом сукне: «Своенравная Россети, В прихотливой красоте, Все сердца пленила эти, Те, те, те и те, те, те.»

Экспромт этот вызван ответом Голицина банкомету, спрашивающему, на какие деньги он играет, Голицин сказал: «...и на эти (ставку вечера),  и на те, и те, те, те (имея в виду ставки вчерашнего дня).

Игроки, с которыми играл Пушкин, были известными и неизвестными, знатными и не очень знатными, любителями и профессионалами. Например, весной 1829 года Пушкин играет в Москве с Василием Семеновичем Огонь-Догановским - профессиональным карточным игроком. В результате проигрывает ему 24 800 рублей.

Конечно, мелочь, но все-таки неприятно. Ведь за неприятностью от самого проигрыша следовал неприятный процесс выплаты карточного долга, который в обществе того времени считался делом чести.

29 июня 1831г Пушкин в письме Нащокину вопрошает: «...Выручишь ли ты меня из сетей Догановского?» Пушкин обязался выплатить свой долг в течение 4 лет. Однако спустя год, Догановский предлагает Пушкину, в уплату долга, погасить его, Догановского, векселя.

В ответ Пушкин пишет: «Я с охотой взялся бы выплатить ваши долги, но срок оным векселям,  по Вашим словам, два года, а следующие Вам 24 800 рублей обязан я выплатить в течение 4 лет. Я никак не в состоянии, по причине дурных оборотов, заплатить вдруг 25 тысяч. Все что могу выплатить за ваш вексель, 20 с вычетом 10% за год - т. е. 18 тысяч рублей, в таком случае извольте мне отписать и я не премину через Вас или через кого Вам будет угодно доставить Вам».

В общей сложности эта история с карточным долгом тянулась более 2-х с половиной лет, после чего благополучно разрешилась, оставив однако мутный осадок.    
После той злополучной игры с Огонь-Догановским карточная лихорадка Пушкина продолжалась еще 6 лет.

За это время было сыграно около 10 поединков (арифметика 6 игр их такова: (-6000, +800, -10000, -5000, -12500, +1200...), как говориться результативность низкая -33 500 против +2000.
Пушкин не раз порывался покончить с этой пагубной пристрастью, каждый раз ему что-то или кто-то мешает.
 
В конце июня 1834г Пушкин пишет жене из Петербурга: «Я перед тобой кругом виноват, в отношении денежном. Были деньги... и проиграл. Но что делать? Я был так желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь. Всё Тот ( имеется в виду Николай Первый) виноват. Но Бог с ним, отпустил бы лишь меня восвояси.»
Ни где играл, ни с кем играл - неизвестно.

Долги заставляли Пушкина писать. Это, пожалуй, первый в истории русской литературы случай, когда художник должен был форсировать свой творческий процесс, не потому только, что очень нуждался в средствах, но и сильно задолжал по причине своей порочной склонности к игре.

Следующие за ним большие мастера русской литературы подхватили и эту характерную наследственную черту отечественных классиков.

Единственный источник дохода поэта, его перо, должно было работать не только чтобы обеспечивать семью, но и удовлетворять растущие претензии более удачливых партнеров.

Летом 1835 года Пушкин живет на даче на Черной речке. В один из дней он приходит пешком на Миллионную улицу к Николаю Оболенскому. Он пришел просить взаймы. Оболенский уговаривает Пушкина играть вместе. После игры, узнав, что Оболенский играл, то что называется «наверняка», т. е. нечестно, Пушкин пришёл вне себя и отказавшись от доли (хотя очень нуждался) «едва дойдя до двери, поспешил домой».
 
Это последний известный карточный эпизод, завершивший неудачную карьеру игрока с огромным литературным имением.

Тройка, семерка, туз

Играли до утра, искусно загибая пароли — гусары, шулера, бретёры и врали!.. Всё ставит на руте — отчаявшись, Поэт; Всё разом проиграл — увы, наличных нет!..

Скажи а-ля Парни, счастливый свой секрет! Поведай! почему другим везения нет?.. Не делай из меня, напарник, дурака — Ведь я, пардон, играл, Поэт — наверняка!..
 
Манера письма

Манера письма – способ излагать поэтические мысли-формы…
Легкий, упругий стиль, свободно переплавляющий внутренние виденья на язык стиха (ритм рифм).

Стиль, сродни полету мотылька, порхающего с предмета на предмет, не вдаваясь в тяжеловесные реверансы, охватывающий, однако самую внешнюю суть предмета, округляя тем самым общий строй суждений о нем, являющимися в данной стилистике самодостаточными.

Легкость, с которой гармония рождалась из-под его пера, сродни легкости, с которой рождалась музыка от легких прикосновений к клавишам Моцарта, гармония творческого огня рождала любовь, пленительную и чарующую, горящую подобно нетленной лампаде, пока звучал орган, пока молило слово, пока звучал надменный голос твой...

 Подобно «Поверженному Демону» Врубеля, голый Дон-Жуан сидит в позе васнецовской Аленушки и смотрится в зеркальное отражение времени, в котором его духовным двойником запечатлен некий архетип с дивной репутацией сердцееда при среднестатистическом чередовании естественных неудач, приводящих его к полной и окончательной катастрофе.
 
Остается лишь дополнить общую картину сюжетом, где окаменевшее ископаемое из скелета в шкафу превращается в уличный монумент с руками Моцарта и головой макроцефала, сотворённым известным мистификатором, автором многих карнавальных костюмов, в том числе коллекции масок для венецианского карнавала - Михаилом Шемякиным.

Пушкин и Кот - петербургские коты

Завчор, проехав не одну версту, вернулся на квартиру снова – потрафив зайцу как коту, а нужно было затравить косого!.. тринадцатого соль в обед просыпал, на шляпе кот мне обмочил плюмаж – теперь страдаю страшным недосыпом и месяц слева… я читаю «Отче наш»!..
*
Скажи, с какого перепугу, когда поэт читает другу — «Татьяна — милый идеал», кот на завалинке лежал…Тогда вникай в такую тему, с какого, скажем так, рожна, когда поэт «рожал» поэму, ему кот свечку не держал!..

Эпиграммы. Дуэли. Предсказания и гороскопы.

Дуэль - естественное состояние человека. Дуэль - это вопрос времени, времени поиска соперника (противника). Соперник должен быть достойным. Он должен уязвлять твои человеческие  слабости и олицетворять все возможные приоритеты твой личности.

Цена дуэли жизнь. Только такая ставка делает дуэль возможной и единственно верной. Летальный исход никогда не был целью, но всегда средством. Цель жизни перманентная дуэль на грани смерти и того что мы в этот момент называем жизнью.

Точное количество дуэлей Пушкина определить невозможно. Причинами дуэлей могло стать: увели девушку у П. на балу (дуэль отменена), шутливые стихи на П. (дуэль отменена), пересказанная на светском салоне шутка на П. (дуэль отменена), слуга П. приставал пьяным к слуге К. и тот его избил (дуэль отменена),  шутливые стихи про К. (К. выстрелил в П., а П. в К. нет),  П. вызывающе вел себя в театре крича на артистов и Д. сделал ему замечание (дуэль отменена), О. и А. сделали П. замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим (дуэль отменена), ссора с французом с невыясненными обстоятельствами (дуэль отменена), не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре (стрелялись, но оба промахнулись), ссора во время праздничного обеда (дуэль отменена), П. недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Б. (стрелялись, но оба промахнулись), оба были в качестве секундантов на дуэли, но не договорились о правилах дуэли (дуэль отменена)… не полный перечень разного рода причин и самих дуэлей.

Могла ею стать и дискуссия за обеденным столом о крепостном праве и то, что не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и обсмеял отставного капитана, и то, что домогался жены-цыганки олигарха, и уличение в шулерстве во время игры, и личная неприязнь к персоне и т.д. и т.п. Всего такого рода дуэлей могло быть более шестидесяти (65).

Последней причиной, как достоверно стало известно, стало анонимное письмо, где утверждалось, будто жена П. изменяет ему с Д. Итог: в январе 1837  Пушкин убит.    

«Зима. Цензура отдыхает. Литература горько пьет. Момент такой, что грех не выпить. Моменту море до колен. Балы пустеют. Передышка. Одышка. Колики. Гастрит. Гостиные скучают по повесам. Прутков - и тот, собака не острит. Такая гладь, что скучно даже бесам. То стиль, То штиль, А середин не зрим...

Писакам в эти дни не до бумаг. Не до морали дамам в эти ночи. Какие ночи, Бог меня в ребро! У Бомарше часы упали в пиво. У Фаберже кукукнулось яйцо. Отцы отдали город под проценты, И цокают губами как скоты... Февраль, но видно по приметам, Что приближается гроза... Смертельно раненым поэтам Положено смотреть в глаза!»

Есть вещи, которые люди не должны знать и понимать. Дон-Жуан знает и понимает ту часть запретного плода, который от нас закрыт. Обратная сторона Луны также знакома ему как кабала и магия слова.

«В. пытался выскочить, говорил, что многим кто подсел, это удавалось, однако ж вот не выскочил, не проскочил».

Донжуанство это как родовой признак просвещенности. Творить сообразно наклонности и возвеличивать прекрасное, которое более всего в женщине и само суть женщина.

В ту зиму судьба охотилась за ним, как злая обезьяна. Смерть уже чертила вокруг Пушкина свой магический круг. Шаги Командора приближались.

Судьба бережет тех, кого она лишает славы. Пушкина она не уберегла.

«На черной речке, на белом снеге Следы паденья, следы лежанья, Следы тасканья, следы смотренья, Следы последних передвижений Пустого тела в пустом пространстве... Следы цилиндра. Следы крылатки. Следы Дантеса. Следы Данзаса. Следы от пули. Следы от схватки. Следы России. Следы Канзаса. Следы подмоги. Следы печали. Следы тревоги. Копыта, ноги... Над Петербургом следы тоски. У изголовья следы доски.
- Ты смерть, я Пушкин. Мы так близки.»(КА)

Дело (дуэль) могло было быть кончено несколькими каплями чернил….
Ведь и слово может убить…

Пушкин и Кот - петербургские коты

Ты накормил меня от пуза, внимай, с тобой сегодня муза!.. тебе прочту сейчас куплет, что там шекспировский сонет… такого свет ещё не видел, подобный ветреной Киприде
ошеломительный сюжет – кумиром будешь сотни лет!..
*
Во тьме ночной свечи огарком околдовал чудной сюжет — в прологе призрачном неярком
им чудится творенья след… и очарованные мглою, они идут сквозь пелену — в страну неведомою мною, подобную сну наяву!..
*
Велеречив, подвалерьянен капризный мой речитатив — не для плебеев, не для пьяни, ведь сам поэт со мной учтив!.. Учтите, мы с Анакреоном подобострастные друзья, я лиру строил с Аполлоном, хоть говорил поэт – нельзя!.. Но славословье будто пена из кубка вольного струит – в нём  филигранная поэма, которую почтит пиит!..

Почти по Пушкину…

Пушкинские горки

«Что за прелесть эта няня! Дайте что ли кружку ей! Пусть нам сказки почитает Или песенку споет! А потом мы сядем в сани И поедем в Заповедник — Постреляем графоманов Родионовне на шапку! Гейченко уху нам сварит, А с Довлатовым мы выпьем, — Я скажу ему: "Я Пушкин. Я, конечно, мало прожил, Но за то я, друг Довлатов, Трех царей со свету сжил!" (КА)
*
Я спам пишу — инет не боле, Чем урна, бак, для всех guest оф хоть знаю — модератор волен Стереть меня, нажав button. Но к юзеру имейте жалость, Забанить, ведь не сложно, право, Оффтопом не кляня меня, Оставьте ник до конца дня. ИМХО мое отправлю в мыло, Пусть и сочтут его за флуд. Татьяне проще тогда было – Не знала про словесный блуд! (Неизвестный автор)
*
Ты помнишь чудное мгновенье: Перед тобой явился я — В час пик, в трамвае, в день весенний, Плечом слегка задев тебя. Звучал мне долго голос нежный И был укора полон он. В ответ на твой протест мятежный Я вежливо сказал: «Пардон!» Сраженная подобным словом, Остолбенела ты, застыв. В тот миг в своей ковбойке новой Я был чарующе красив, Умыт, причесан, гладко выбрит — Как гений чистой красоты, С утра благоухали «Шипром» Мои небесные черты.
Ты, восхищенная, молчала, Сжимая проездной билет, И взоры тайные бросала На мой волшебный силуэт… Промчалось чудное мгновенье, Пришла пора расстаться нам. Как мимолетное виденье, Я пробираться стал к дверям. Ты вышла первая, у банка, А я у гастронома слез — С таким же, в сущности, талантом, Как и у Пушкина А. С. (Неизвестный автор)
*
«Не дорого ценю я громкие права От коих не одна кружится голова…»
( «Из Пиндемонти»)

Я не ропщу о том, что мне — не отказали Боги вершить ревизии, оспоривать налоги, и не мешать царям друг с другом воевать!.. Но горе всем — свободная печать морочит олухов, а мнимая цензура едва в порочных замыслах стесняет балагура, а это всё-таки Слова, Слова, Слова!..
К чему теперь законы и права — коль страха нет, а есть анархии свобода — Зависим от царя? Да, полно — от урода!.. Ведь нам не всё равно — с такими!.. Никому впредь спуску не давать, жить только по уму, не лгать, не угождать... у власти корифеи — а на поверку, глядь — мздоимцы и злодеи... Быть с совестью в ладу — покой и красота, коль понимать — всё в жизни не спроста… А что для нас искусство, вдохновение?.. Пустое скажут… ну, сонет, стихотворение… - Но в этом счастье, Муза? - !.. - Ты права!..

Посмертная маска

Застывшие черты предсмертной муки сей бледный лик увы не впечатлел…

Исчезая в холодном огне смерти, он сохраняет агонию страсти. Её блики ещё играют на его лице.

Посмертная гипсовая маска, пылая, живет своей самостоятельной жизнью на стене, в которой через потайную дверь ведет путь в судьбу гения и зеркально в судьбу героя.

Отходная молитва, после двойного причастия и разделения души с телом, разглаживает его морщины, посмертные конвульсии, и дарит окаменевшему лику блаженную улыбку посвященного.

Перед смертью Пушкина исповедовал священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий прошедший с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»

Памятник

Эпизод из фильма «Маленькие трагедии» (1979г) М. Швейцера, третья серия «Каменный гость». Пьеса из цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, написанная в период «болдинской осени». В роли Дона Гуана В. Высоцкий.
Статуя: Дай руку.
Дон Гуан: Вот она… о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти — пусти мне руку… Я гибну — кончено — о Дона Анна!
Проваливаются.

У Ломоносова:
«Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди… Не вовсе я умру — но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой…»

У Державина:
«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов твёрже он и выше пирамид… Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастёт моя, не увядая…»

У Пушкина:
«Эксэги монумэнтум… Я памятник себе воздвиг нерукотворный… …И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

У Высоцкого:
«…И с меня, когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи, И не знаю, кто их надоумил, Только — с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои...
…Командора шаги злы и гулки. Я решил: как во времени оном, Не пройтись ли, по плитам звеня? И шарахнулись толпы в проулки, Когда вырвал я ногу со стоном, И осыпались камни с меня…
…И паденье меня не согнуло, Не сломало, И торчат мои острые скулы Из металла! Не сумел я, как было угодно — Шито-крыто. Я, напротив, ушёл всенародно Из гранита.»

Эпизод из фильма «Маленькие трагедии» (1979г) М. Швейцера, третья серия «Моцарт и Сальери». Пьеса из цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, написанная в период «болдинской осени».

Моцарт:
Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери:
Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну, пей же.

Открытый финал максимы вырванной из контекста этой маленькой трагедии тянет идиоматическим сквозняком через века, застревая в душах совершивших злодейство гениев. В ней непреложная истина в назидание грядущим поколениям ускользает из тщательно подобранных цитат школьного конспекта школяра…

Одиозные (скандальные) памятники Церетели:
 
Памятник Петру в Москве. Бронза, высота - 96 м. Петр Великий в исполнении Зураба Константиновича не понравился 40% москвичам.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II Высота 3,6 метра. Памятник папе Римскому должен был появиться в Париже. Однако власти французской столицы заявили, что памятник нарушает архитектурный стиль церкви.

Слеза скорби; бронза, хром, никель, титан. Высота - 30 метров, город Байон (США). Подарок России должны были установить на Манхеттене, но незадолго до открытия разгорелся спор, а стоит ли американской стороне вообще принимать этот подарок. В итоге от подарка Манхеттен отказался. А в американских газетах началась целая кампания против и монумента, и самого художника. А в Нью-Йорке и Джерси проходили акции протеста.

Статуя Колумба, 90 метров, Пуэрто-Рико. Статую Колумба Церетели создал еще в 1991 году. Тогда скульптор хотел подарить ее США, в честь 500-летия со дня открытия этого континента. От композиции отказались Балтимор, США, Майами и некоторые другие города. Согласились ее установить в Пуэрто-Рико. Кстати, именно с этой статуей сравнивают печально известного Петра в Москве.

Памятник Пушкину в городе Апатиты был установлен в 2017 году в сквере имени Пушкина. Памятник как бы предлагает присесть с ним рядом… и примерить на себе и его вневременное величие, и то что он мерзок, но не так как вы…

«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе.» (Пушкин - Вяземскому) 

Необычные памятники Пушкину:

Пушкина в медитации можно увидеть в городе Арсеньев, Приморского края, в гимназии номер 7.

Пушкина в ночной пижаме можно увидеть в Екатеринбурге.

Памятник головы поэта можно увидеть в частной коллекции в Лос-Анжелесе. Называется композиция "Реквием по Пушкину" (скульптор Г. Потоцкий). По задумке автора ангел выполнен похожим на Натали, она его муза, но и она приносит поэта в жертву. Пушкин здесь в образе Иоанна Крестителя, так как является "крестителем" русской художественной литературы.

Пушкин на быках. Памятник Пушкина во Владикавказе. Композиция установлена в память о том моменте, когда Александр Сергеевич ехал из Санкт-Петербурга в Тифлис

Памятник Пушкину в Твери на театральной площади. Пушкин из пластилина словно ещё один персонаж мультфильма «Пластилиновая ворона».

Окаменевший Пушкин, камень-памятник Пушкина в Санкт-Петербурге, его можно найти на проспекте Пархоменко, 43.

Ещё один петербургский памятник Пушкину расположился на улице Савушкина д.3. Композиция со скамьей и беседкой называется "Пушкин ушел..."…
Прохожий: - Простите, уважаемый, не подскажете, а где же здесь Пушкин? - А он ушёл!..

«На фоне Пушкина снимается семейство. Фотограф щелкает, и птичка вылетает. Фотограф щелкает. Но вот что интересно: на фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Все счеты кончены, и кончены все споры. Тверская улица течет, куда не знает. Какие женщины на нас кидают взоры и улыбаются... И птичка вылетает.

На фоне Пушкина снимается семейство. Как обаятельны (для тех, кто понимает) все наши глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Мы будем счастливы (благодаренье снимку!). Пусть жизнь короткая проносится и тает. На веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает.»

Параллель

«Дела минувших лет далече. Кровил закат над Чёрной речкой, зимы алела акварель...
Живая цель шагнула к цели. Капризен случай на дуэли... Мгновенье. Выстрел. Параллель:

струился дым из пистолета, не дрогнул мускул у поэта – Дантес упал в горячий снег,
к груди ладони прижимая. А снег под ним темнел и таял... Ты что содеял, человек?
 
Как ты, имевший дар пророка, кумир славянского востока, мог обратиться в гнев и месть? Любя себя, а не Наталью, сгубил ты душу глупой сталью, назвав гордыню словом "честь".
 
Какой кошмарный фарс и муки – петь о любви теперь от скуки, нарушив заповедь Христа! Удел – брести к воротам ада с ярмом греха «Гаврилиады» поверх нательного креста...
 
Злодей и гений. Пьеса в лицах. Был гуманист, теперь – убийца. Душа мертва. И только плоть, со страхом глядя на распятье, шепча молитвы и заклятья, взывает: "Смилуйся, Господь".
 
Кто проигравший? Кто везучий? Кого сберёг в тот вечер случай и спас от многих пущих бед, когда случилось всё иначе, и меток был француз незрячий, и неудачлив был поэт?»(СВ)

«Не дрогнул мускул у поэта»… а может быть, всё же, автор, «не дрогнула рука поэта».
Рука Бога… здесь (Она) отвела удар судьбы от неминуемой гибели божественной сути поэта, устранив фатальную угрозу стать бездушным душегубом или только её сакральной жертвой.

«не дрогнул мускул у поэта»… в этой строке напрашивается вариант «не дрогнула рука поэта». Семантика слова рука более выгодное решение этого образа: рука поэта, рука судьбы, рука Бога…

Поэт ведь не промахнулся, противник его упал, Пушкин закричал: «Браво!». Но рана Дантеса оказалась не опасной; пуля, направленная в грудь, попала в мякоть руки, которой Дантес прикрывал грудь.
 
А ведь дело могло быть кончено несколькими каплями чернил (точный выстрел эпиграммы в ответ на гнусный пасквиль)… однако волей проведения приняло другой оборот… и жесткие условия дуэли, и противники в десяти шагах, и роковое отсутствие врача… и кончилось всё большой кровью.
 
Стоит напомнить ещё раз. Слово может убить… Эпиграммы – застывшие в веках выстрелы, всё поражающие противника, жертву классически перманентной дуэли.

На дальней Чёрной речке
   
    Уносит время вдаль
    поблекший парус,
    за горизонт уходит вечер-сплин,
    закончив долгий день,
    исполнить ночи статус
    пришла на встречу
    полночь-пилигрим.
    Припомнилось…
    Поэт, презрев завесу
    условностей, влиятельность лица,
    склонял в сатирах
    ловкого повесу
    и ставил рифмой к стенке подлеца!..
    Он не копил,
    а тратил вдохновенно,
    не запасая чувства, мысли впрок –
    и недругов крушил в стихах отменно,
    вбивая в эпиграммы
    стрелы строк!..
    где не решён исход
    из-за осечки –
    судьбою уготованный урок…
    лёд под ногами,
    и «на дальней Чёрной речке
    хрустит в столетья
    взведенный курок!..»
   




*Глоссарий: 

Мемореал - реальный мем. Мем  — единица значимой для культуры информации (вики). Любая «фишка» - идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Политиздат - центральное издательство политической и историко-партийной литературы в СССР.

Учпедгиз  - расшифровывается как "Государственное издательство студенческой и педагогической литературы", преобразованное в Издательство "Просвещение".

ГлавЛитУпр - бюрократическое руководство литературой… Пролеткульт, Главлит, Леф, Вапп, Рапп, Воапп, Мбрл, Морп, Всероскомдрам, Реф, литфронт, СП СССР.

Левитан (Юрий Борисович) диктор на радио. Читал сводки Совинформбюро и приказы Сталина, и его голос известен каждому жителю СССР.

Совинформбюро – уникальный орган информации и пропаганды в СССР, ставший одним из мощнейших видов оружия в Великой Отечественной войне.

Спидинфо - «СПИД-Инфо» - советская и российская газета, основанная 26 сентября 1989 года. Изначально газета выходила под названием AIDS-INFO/СПИД-ИНФО. Аббревиатура AIDS означала «Синдром Приобретённого Иммунного Дефицита».

В тексте были использованы тексты следующих авторов:

Константин Арбенин. «Пушкин мой» (КА)

Сергей Ворошилов. «Параллель» (СВ)

Александр Граков. «Падает небо» (АГ)

 Булат Окуджава (БО)

Ника Турбина. «Черновик» (НТ)


Рецензии
Ооооооллллл, братан, великолепно, от души ты заделал аскаридам по самые помидоры, спасибо, что за наших. С уважением.

Павел Мисавин-Святкин   11.09.2024 12:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.